logo
УМК ОиПП

Методы педагогического исследования

Методы педагогического исследования — это совокупность способов и приемов познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. Раз­нообразные методы исследования можно разбить на четыре группы.

  1. Методы изучения педагогического опыта, или методы эмпирического познания.

Наблюдение - целенаправленное восприятие какого-ли­бо педагогического явления. Различают включенное и невключенное, открытое и скрытое, сплошное и выборочное наблюдение. Беседа - метод устного опроса по заранее намеченному плану. Интервьюирование - разновидность беседы по заранее намеченным вопросам. Анкетирование - метод массового письменного сбора материала с помощью анкеты. Изучение продуктов деятельности обучающихся: изделий, проектов, графических и других работ. Изучение документации: личных дел, медицинских карт, протоколов и т. д. Эксперимент — специально организованная проверка педагогической гипотезы или метода. Различают констати­рующий и формирующий (преобразующий) эксперименты.

  1. Методы теоретического исследования

Теоретический анализ - выделение и рассмотрение отдель­ных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогиче­ских явлений. Индуктивные и дедуктивные методы - логические методы обобщения данных, полученных эмпирическим путем. Изучение литературы: трудов ученых, диссертаций, учеб­ников и т.д. Моделирование - построение моделей педагогических явлений и процессов.

  1. Математические методы

Регистрация - подсчет количества тех или иных фактов. Ранжирование-расположение собранных данных в опре­деленной последовательности. Шкалирование - введение цифровых показателей в оцен­ку отдельных сторон педагогических явлений. Квалиметрия—перевод качественных показателей в коли­чественные.

  1. Статистические методы

Определение средних величин полученных показателей: определение медианы - показателя середины ряда; под­счет степени рассеивания величин - дисперсии, т. е. сред­него квадратичного отклонения; подсчет коэффициента корреляции и др.