Системы профессионального образования за рубежом
США
В США ответственность за состояние дел в области образования вообще и профессионального образования в частности лежит на правительствах отдельных штатов. При управлениях образования каждого штата функционирует Бюро директора по вопросам профессионального образования. Штаты разрабатывают годовые и пятилетние планы развития профессионального образования. В каждом штате функционируют советы профессионального обучения.
На федеральном уровне имеется Бюро профессионального образования и образования взрослых с подчиняющимся ему национальным научно-исследовательским центром профессионального обучения. Работает Национальный консультативный совет по профессиональному образованию. Аналогичные консультативные комитеты созданы в каждом штате.
На базе 12-летней средней школы после 10 класса имеется три типа программ (профилей): общего, академического и профессионального направления. Профессиональный профиль дает подготовку по определенной профессии или группе профессий как начальный этап профессиональной карьеры.
Одна из исторически сложившихся форм подготовки рабочих кадров в США - обучение рабочих на производстве. Оно осуществляется, как правило, тремя различными способами: в виде ученичества, инструктирования на рабочем месте, обучения на рабочем месте под руководством опытного рабочего или техника. В системе ученичества США рабочие готовятся более чем по 300 профессиям и специальностям, которые объединяются в 90 групп.
В целом качество профессиональной подготовки молодежи в США удовлетворяет заказчиков, и ее система обладает способностью гибко реагировать на изменения ситуации на рынке труда.
Англия
Система профессионального образования Англии включает несколько ступеней: низшую, среднюю, высшую. Причем низшее профобразование организуется, главным образом, промышленными и коммерческими фирмами. Профессионально-техническое образование основывается, прежде всего, на системе ученичества непосредственно на предприятиях.
Под ученичеством понимается начальная профессиональная подготовка на предприятиях, которая длится 4-5 лет.
Движение в структуре профессиональной подготовки кадров среднего звена (так называемое дальнейшее обучение) реализуется в различных центрах, которые можно подразделить на следующие основные типы:
государственные колледжи, политехнические высшие учебные заведения с действующими при них дневными курсами;
районные колледжи, обучающие техников и рабочих;
местные колледжи, которые организуют курсы для работников, проходящих обучение в системе ученичества. Эти курсы позволяют сдать экзамены на квалифицированного рабочего.
Профессиональному образованию в Англии предшествует средняя школа определенного типа: грамматическая, техническая, современная, общественная.
Высшее образование дается в университетах с 3-летним сроком обучения.
В последние годы в Англии создана новая структура консервативного образования и профессионального обучения, разработана общенациональная программа подготовки профессионалов. С этой целью разработана и внедрена новая профессиональная квалификация NVQ, состоящая из пяти взаимосвязанных уровней. Основная особенность новых стандартов профессиональной подготовки — гибкость. Реализация NVQ уже подтвердила свою эффективность.
Германия
Массовая подготовка кадров в Германии осуществляется в системе ученичества на предприятиях. В систему ученичества включается 65% выпускников народной школы и 12% - реальной. Эта система предусматривает профессиональное обучение на производстве вместе с обязательными занятиями в сопровождающей государственной профессиональной школе по 10 часов в неделю. Такая система профобразования в Германии называется «дуальной».
Государство контролирует обучение в профессиональной школе, а торгово-промышленная и ремесленная палаты - обучение на производстве. Права и обязанности предпринимателя и обучающегося регламентируется законом о профессиональном образовании.
Отбор учеников производят сами предприниматели в учебных центрах. При этом используются тесты, изучение аттестата, беседы с психологом. Обучение осуществляется на основе Договора о производственном ученичестве. Содержание и процесс обучения конкретной профессии регулируют инструкции, которые разрабатываются федеральным институтом профессионального образования и утверждаются соответствующим отраслевым министерством.
Учебным процессом на предприятии руководят мастера-наставники, которые должны быть старше 24 лет, обладать жизненным и профессиональным опытом, сдать соответствующий экзамен.
Дуальная система проявила способность к структурной перестройке. Профессиональная подготовка осуществляется по трем ступеням:
I ступень - год начальной профессиональной подготовки (теоретические сведения об основах того или иного профессионального направления);
II ступень - ознакомление с теоретическими и практическими основами группы родственных профессий (по окончании проводится первый экзамен);
III ступень - специализация, которая завершается экзаменом.
1-я и 2-я ступени готовят рабочих для выполнения простейших трудовых операций, а 3-я ступень осуществляет подготовку наладчиков установок и оборудования.
Обучение осуществляется по следующим профилям: ремесленно-технический, горнодобывающий, коммерческий, домоводческий, медицинский. Обязательными учебными предметами являются: религия, родной язык, обществоведение. Остальные предметы имеют узкую профессиональную направленность. На теоретическую подготовку отводится 25% учебного времени, 75% -на практическую.
Высшее образование дается в университетах (принимаются лица, окончившие гимназии) и специальных институтах.
Франция
Начальное образование для детей Франции длится с 6 до 11 лет. Затем они переходят в колледж, где обучение длится 4 года. Колледж имеет 2 цикла: общий и ориентационный. Далее большинство детей продолжают обучение либо в общественном, либо в профессиональном лицее, после окончания которых может быть присвоено звание бакалавра по определенному профилю. Все бакалавры имеют право продолжить обучение в вузах. Имеются государственные и частные лицеи.
Курс на степень бакалавра включает в себя более высокий уровень общеобразовательной подготовки. Остальные учащиеся получают технологическое образование.
Программы обучения в профессиональных и общеобразовательных лицеях обладают гибкостью. На профессиональных отделениях общеобразовательных лицеев готовятся высококвалифицированные специалисты (3 года обучения), которым выдается свидетельство о профессиональной пригодности к работе по сложной профессии на уровне техника. В профессиональном лицее введена категория технического бакалавриата, которая предусматривает полный курс профессиональной подготовки наряду с соответствующим объемом общеобразовательных знаний.
Наиболее распространенным типом низшего профобразования являются государственные или частные центры ученичества со сроком обучения 2 года после окончания колледжа. Ученики занимаются сначала последовательно в нескольких мастерских, а затем работают по избранному профилю. Почти половина учеников проходит профподготовку на мелких и средних предприятиях, поскольку во Франции более развита внепроизводственная система подготовки кадров. После окончания обучения ученики получают свидетельство о профпригодности по узкой специализации.
Высшее образование осуществляется в университетах и в так называемых «Больших школах», которые готовят деятелей высшей администрации. В эти школы принимают слушателей путем сложных конкурсов, женщины к ним не допускаются.
Выводы:
В каждой стране есть свои особенности в содержании и организации профессионального образования. Вместе с тем, есть и общие черты.
Профессиональное образование за рубежом нацелено на подготовку профессионала по определенному профилю, а не узкого специалиста. Оно тесно связано с общим и стремится к непрерывности.
Профессиональное образование интегрируется с производством и носит гибкий характер.
Хорошо развита система ученичества, которая выполняет роль начальной профессиональной подготовки.
Имеются как государственные, так и частные профессиональные учебные заведения.
Существуют децентрализованные и централизованные системы профессионального образования.
- Учебно-методический комплекс дисциплины опд.Ф.6 «общая и профессиональная педагогика»
- 050501 Профессиональное обучение (дизайн)
- Программа учебной дисциплины опд.Ф.6 «общая и профессиональная педагогика»
- 050501 Профессиональное обучение (дизайн)
- 1.3. Пояснительная записка.
- 1.4. Извлечение из гос впо (ксерокопия)
- 1.5.Объем дисциплины и виды учебной работы:
- 1.6. Содержание дисциплины.
- 1.6.2. Содержание разделов дисциплины.
- 1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
- Практическое занятие № 2. Тема:Общие основы педагогики. План.
- Практическое занятие № 3. Тема: Профессиональная педагогика как отрасль научных знаний. План.
- Практическое занятие № 4. Тема:Образование как социокультурный феномен. План.
- Практическое занятие № 5. Тема: Нормативно-правовые основы образования. План.
- Практическое занятие № 6. Тема: Становление и развитие профессионального образования. План.
- Практическое занятие № 7. Тема: Современные требования к профессионалу. План.
- Практические занятия № 8-9.
- Тема: Образовательный процесс в профессиональном
- Учебном заведении и его проектирование.
- Практическое занятие № 10.
- Тема: Принципы профессионального обучения и специфические
- Особенности процесса профессионального обучения.
- Практические занятия № 11-12. Тема: Технологии профессионального обучения. План.
- Практическое занятие № 13. Тема: Инновационные технологии в профессиональном образовании. План.
- Практическое занятие № 14.
- Тема: Теория и методика воспитательной работы
- В профессиональном учебном заведении.
- Практическое занятие № 15.
- Тема:Организация воспитательного процесса
- В профессиональном учебном заведении.
- Практическое занятие № 16. Тема: Управление профессиональным образованием. План.
- Практическое занятие № 17. Тема:Система управления профессиональными учебными заведениями. План.
- 1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
- 1.8.1. Рекомендуемая литература:
- 1.11. Примерный перечень вопросов к зачету.
- 1.12. Примерная тематика рефератов.
- Раздел 2.
- Практическое занятие № 2.
- Тема:Образование как социокультурный феномен.
- Становление и развитие профессионального образования.
- Практические занятия № 3-4.
- Тема: Образовательный процесс в профессиональном
- Учебном заведении и его проектирование.
- Практическое занятие № 5. Тема: Технологии профессионального обучения. План.
- Практическое занятие № 6.
- Тема: Теория и методика воспитательной работы
- В профессиональном учебном заведении.
- Практическое занятие № 7. Тема: Управление профессиональным образованием. План.
- Раздел 3.
- Сущность и особенности педагогической профессии
- Профессионально-педагогическая специальность
- Перспективы развития профессионально-педагогической специальности
- Сущность профессионально-педагогической деятельности
- Функции профессионально-педагогической деятельности
- Виды профессионально-педагогической деятельности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 2.
- Тема: Личность педагога профессионального обучения.
- Профессиональная культура педагога профессионального обучения.
- Направленность личности педагога профессионального обучения
- Профессиональная компетентность педагога
- Профессионально важные качества педагога
- Сущность профессионально-педагогической культуры педагога
- Структура профессионально-педагогической культуры Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры
- Технологический компонент профессионально-педагогической культуры
- Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 3.
- Система высшего профессионально-педагогического образования
- Профессионализация деятельности и личности педагога профессионального обучения Профессионализм личности педагога профессионального обучения
- Профессионализация деятельности педагога профессионального обучения
- Цель и пути повышения профессионализма
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 4.
- Тема: Педагогика как наука об образовании человека.
- Методология педагогики и методика педагогических исследований.
- Объект, предмет, функции и задачи педагогики
- Отрасли педагогики
- Связь педагогики с другими научными дисциплинами
- Основные категории педагогики
- Сущность методологии педагогики и методологической культуры педагога
- Уровни методологического знания
- Методы педагогического исследования
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 5. Тема:Целостный педагогический процесс. Педагогические инновации. Профессиональная педагогика как отрасль научных знаний. План.
- Сущность и структура педагогического процесса
- Логика и условия построения целостного педагогического процесса
- Сущность, классификация и направления педагогических инноваций
- Инновационные образовательные учреждения
- Объект, предмет и функции профессиональной педагогики
- Задачи и структура профессиональной педагогики
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 6.
- Аспекты образования
- Функции образования
- Ведущие парадигмы образования
- Культурологическая парадигма
- Исторически сложившиеся теории обучения
- Ассоциативная теория обучения.
- Теория проблемного обучения.
- Теория поэтапного формирования умственных действий.
- Теория учебной деятельности.
- Теория развивающего обучения.
- Теория проектного обучения.
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 7.
- Тема: Модели, виды и уровни образования.
- Нормативно-правовые основы образования.
- Общая характеристика моделей образования
- Сравнительный анализ современных моделей образования
- Виды и уровни образования
- Общее образование
- Профессиональное образование
- Дополнительное образование
- Законодательная база образования:
- Нормативная основа образования:
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 8. Тема:История профессионального образования за рубежом и в России. План.
- История зарубежного профессионального образования с древнейших времен до XIX в.
- Развитие теории и практики производственного образования за рубежом в конце XIX - первой половине XX вв.
- Становление отечественного профессионального образования
- Развитие профессионального образования в России в конце XIX – первой половине XX в.
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 9.
- Модели зарубежного профессионального образования
- Системы профессионального образования за рубежом
- Система профессиональной подготовки кадров в рф
- Исторически сложившиеся системы и концепции профессионального образования
- Современные требования к профессионалу
- Основные направления развития профессионального образования
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 10.
- Тема: Проектирование образовательного процесса
- В профессиональном учебном заведении.
- Сущность и функции педагогического проектирования
- Объекты педагогического проектирования
- Технология педагогического проектирования
- Профессионально-образовательный процесс как целостная система
- Проектирование модели личности профессионала
- Проектирование профессионально-педагогической деятельности
- Структура содержания профессионального образования
- Формы проектирования содержания профессионального образования
- Классификация методов обучения
- Характеристика методов профессионального обучения
- Проектирование методов профессионального обучения
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 12.
- Тема: Организационные формы и дидактические средства
- Профессионального обучения.
- Классификация форм организации профессионально-образовательного процесса
- Формы теоретической подготовки
- Формы практической подготовки
- Формы контроля
- Проектирование организационных форм профессионального обучения
- Дидактические средства профессионального обучения
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 13.
- Принципы профессионального обучения:
- Сущность и характерные признаки педагогической технологии
- Функции, принципы и структурные компоненты педагогической технологии
- Сущность модульного обучения
- Принципы и подходы к построению модульной программы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 14. Тема: Инновационные технологии в профессиональном образовании. План.
- Интерактивные технологии обучения
- Технологии проектного обучения
- Компьютерные обучающие технологии
- Технология дистанционного обучения
- Выбор технологии обучения
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 15.
- Стадии профессионального обучения
- Системы производственного обучения
- Периоды производственного обучения:
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 16.
- Цели и задачи воспитания
- Содержание профессионального воспитания
- Современные концепции воспитания
- Современные подходы к воспитанию:
- Закономерности воспитания:
- Принципы воспитания
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 17. Тема: Методы, формы и технологии воспитания. План.
- Методы воспитания
- Формы воспитания
- Технологии воспитания
- Формирование и развитие коллектива учащихся
- Управление развитием коллектива:
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 18.
- Особенности воспитательного процесса в общежитии
- Планирование и организация воспитательной работы в общежитии
- Организация быта и досуга в общежитии
- Критерии и показатели воспитанности будущих специалистов
- Методы определения уровня воспитанности личности:
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 19. Тема: Сущность, функции и принципы управления образовательными системами. Система управления профессиональными учебными заведениями. План.
- Сущность и функции управления образовательными системами
- Принципы управления образовательными системами
- Управление учебными заведениями как целостная система
- Планирование работы профессионального образовательного учреждения
- Повышение качества подготовки специалистов
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 20. Тема:Мониторинг профессионально-образовательного процесса и профессионального развития личности. План.
- Понятие и способы осуществления мониторинга
- Мониторинг профессионально-образовательного процесса
- Мониторинг профессионального развития личности
- Контроль как функция управления. Сущность, цели, задачи и методы контроля
- Современные требования к организации контроля:
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Раздел 4. Словарь терминов (глоссарий). Введение в профессионально-педагогическую специальность
- Общие основы педагогики
- Образование как социокультурный феномен
- Становление и развитие профессионального образования
- Образовательный процесс в профессиональном учебном заведении и его проектирование
- Технологии профессионального обучения
- Теория и методика воспитательной работы в профессиональном учебном заведении
- Управление профессиональным образованием
- Раздел 5. Практикум по решению задач (практических ситуаций) Задача на оказание помощи в разрешении конфликта
- Вопросы и задания:
- Ситуация самовыражения
- Примеры педагогических ситуаций предъявления требований
- Литература для самостоятельного изучения: