logo
УМК ОиПП

Современные концепции воспитания

Концепция воспитания – система взглядов отдельного ученого или группы исследователей на воспитательный процесс, его сущность, цель, принципы, содержание и способы организации, критерии и показатели эффективности (Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М., 2003. – С. 6).

  1. Системное построение процесса воспитания(В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова).

Воспитание рассматривается как целенаправленное управление процессом развития личности. Оно является частью процесса социализации и протекает под определенным социальным и педагогическим контролем.

  1. Системно-ролевая теория формирования личности.

Предполагает использование социального механизма наследования и преумножения социальных ценностей.

  1. Воспитание как педагогический компонент социализации личности(М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, О.С. Гребенюк, М.А. Ковальчук и др.).

Представляет воспитание как педагогический компонент процесса социализации и целенаправленные действия по обеспечению условий для развития человека.

  1. Воспитание как формирование образа жизни (Н.Е. Щуркова).

Воспитание как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение воспитанника к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и строить свою жизнь.

  1. Воспитание на основе потребностей человека (В.П. Созонов).

В воспитании следует опираться на самосознание индивида, исходить из потребностей и внутренних проблем отдельного человека.