logo
УМК ОиПП

Структура содержания профессионального образования

В общем виде содержание профессионального образования включает как про­фессиональную, так и общеобразовательную подготовку, представленные несколькими разными блоками.

Общетехнический блок содержит учебный материал, отражающий научные основы техники и технологии межотраслевого назначения, характерный для группы отраслей (подотраслей, производств).

Отраслевой блок включает материал, содержащий: а) общетехнические, общетехнологические и экономические основы производства и отрасли; б) место профессии в системе разделения труда, сложившейся в отрасли (на производстве); в) краткое знакомство с ведущими трудовыми функциями других профессий отрасли; г) сведения об охране труда на производстве, экологии производст­ва и пр.

Профессиональный блок включает теоретический и практический учебный материал, служащий интеграционной основой для группы родственных профессий, выделенных в рамках отрасли (производства) или на межотраслевом уровне.

Профессиональный блок является основным в обучении. Это касается как объема этого блока, так и его значения. В рамках профессионального блока дается учебный материал, лежащий в основе освоения соответствующих видов профессиональной деятельности на требуемом уровне.

Специальный блок содержит теоретический и практический учебный материал, необходимый для освоения специальности, относящейся к профессии, с выходом на требуемый заказчиком уровень квалификации или на средний уровень квалификации в соответствии с типовыми квалификационными характеристи­ками Министерства труда РФ.

Общеспециальный блок выделяется в том случае, если профессия включает разветвленную сеть специальностей, охватывающих широкое технико-технологическое поле и значительно различающихся по содержанию труда.

Блоки перепрофилирования позволяют на основе имеющейся получить новую профессию, часто с переходом в другую сферу экономики, поэтому они важныдля системы обучения безработных граждан, незанятого населения и высвобож­даемых работников.

Блок повышенного профессионального образования (среднего профессио­нального или высшего профессионального) связан с двухступенчатой системойподготовки кадров, когда на второй ступени ставится задача — довести уровень общетехнической и отраслевой подготовки (в основном, теоретического характе­ра) до уровня среднего (или неполного высшего) профессионального образова­ния, что позволяет выпускникам наряду с дипломом профессионального учили­ща получить диплом техника (или младшего инженера).

Бизнес-блоки общеобразовательной подготовки востребованы в современныхусловиях становления рыночных отношений. Их изучение обеспечивает благо­приятные условия для вхождения людей в рынок, так как многие профессии предполагают возможность как работы по найму, так и организации самостоя­тельного дела.

Блок опережающей профессиональной подготовки включает сведения о но­вейших достижениях современной техники и технологии в рамках данной профес­сии, значительно отличающихся от среднего уровня по стране. Он может служить основой для подготовки профессионально мобильных рабочих и специалистов, способных освоить работу в новейшей технико-технологической среде. Освое­ние этого блока важно для высвобождаемых работников.