1.6.2. Содержание разделов дисциплины.
Тема 1. Введение в профессионально-педагогическую специальность. Общая характеристика профессионально-педагогической специальности. Профессионально-педагогическая деятельность. Личность педагога профессионального обучения. Профессиональная культура педагога профессионального обучения. Подготовка педагогов профессионального обучения. Профессионализация деятельности и личности педагога профессионального обучения.
Тема 2. Общие основы педагогики. Педагогика как наука об образовании человека. Основные категории педагогики. Методология педагогики и методика педагогических исследований. Целостный педагогический процесс. Педагогические инновации. Профессиональная педагогика как отрасль научных знаний.
Тема 3. Образование как социокультурный феномен.Сущность, аспекты и функции образования. Ведущие парадигмы образования. Исторически сложившиеся теории обучения. Модели образования. Виды и уровни образования. Нормативно-правовые основы образования.
Тема 4. Становление и развитие профессионального образования. История зарубежного профессионального образования. Становление и развитие профессионального образования в России. Современное состояние профессионального образования за рубежом. Система подготовки кадров в Российской Федерации. Исторически сложившиеся системы и концепции профессионального образования. Современные требования к профессионалу. Основные компетенции и направления профессионального образования в современном мире.
Тема 5. Образовательный процесс в профессиональном учебном заведении и его проектирование. Теоретические основы педагогического проектирования. Проектирование образовательного процесса в профессиональном учебном заведении. Проектирование содержания профессионального образования. Методы профессионального обучения и их проектирование. Организационные формы профессионального обучения и их проектирование. Дидактические средства профессионального обучения.
Тема 6. Технологии профессионального обучения. Сущность, функции и принципы профессионального обучения. Понятие «технология обучения». Модульное обучение в профессиональной школе. Инновационные технологии в профессиональном образовании. Теория и методика стадийного профессионального обучения. Системы и периоды производственного обучения. Технология дистанционного обучения. Выбор технологии обучения.
Тема 7. Теория и методика воспитательной работы в профессиональном учебном заведении. Сущность и содержание процесса воспитания. Современные концепции и подходы к воспитанию. Закономерности и принципы воспитания. Методы, формы и технологии воспитания. Формирование и развитие коллектива учащихся. Организация воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении. Воспитательная работа в общежитии. Критерии и показатели воспитанности, методы определения ее уровня.
Тема 8. Управление профессиональным образованием. Сущность, функции и принципы управления образовательными системами. Система управления профессиональными учебными заведениями. Планирование работы профессионального учебного заведения. Повышение качества подготовки специалистов. Мониторинг профессионально-образовательного процесса и профессионального развития личности. Контроль как функция управления. Педагогический коллектив, его формирование и развитие.
1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.
№ п/п |
Тема |
Форма самостоятельной работы | Кол-во часов | Форма контроля выполнения сам. работы | |||||||||||||||
днев. отд. | заоч. отд. | ||||||||||||||||||
| Введение в профессионально-педагогическую специальность | 1). Проанализируйте обязанности педагога профессионального обучения. 2). Составьте таблицу «Виды и содержание профессионально-педагогической деятельности»:
3). Перечислите пути повышения профессионализма специалиста.
| 8 | 16 | 1). Дискуссия.
2). Обсуждение.
3). Проверка выполнения работы. | ||||||||||||||
| Общие основы педагогики | 1). Составьте таблицу «Методологические подходы в педагогических исследованиях»
2). Напишите алгоритм педагогического исследования. 3). Разработайте модель педагогического процесса как целостной динамической системы на примере конкретной дисциплины. | 8 | 16 | 1). Выступления на практическом занятии.
2). Проверка выполненных алгоритмов. 3). Обсуждение разработанных моделей. | ||||||||||||||
| Образование как социокультурный феномен | 1). Проанализируйте проблему моногоаспектности образования по Б.С. Гершунскому (Гершунский Б.С. Философия образования. – М.: Флинта, 1998.), составьте конспект. 2). Сравните ведущие парадигмы образования: когнитивную, личностно-ориентированную, функционалистскую, культурологическую. Ответ представьте в виде схемы.
| 8 | 14 | 1). Проверка конспектов.
2). Выступления на практическом занятии. | ||||||||||||||
| Становление и развитие профессионального образования | 1). Проанализируйте схему «Система народного образования в дореволюционной России» (Общая и профессиональная педагогика: Учебн. пособие для студентов пед. вузов / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2005. – С, 126. 2). Составьте схему «Система профессиональной подготовки кадров в РФ». 3). Раскройте содержание основных направлений развития профессионального образования. | 8 | 16 | 1).Круглый стол.
2). Выступления на практическом занятии. 3). Проверка конспектов. | ||||||||||||||
| Образовательный процесс в профессиональном учебном заведении и его проектирование | 1). Составьте алгоритм действий при педагогическом проектировании. 2). Приведите примеры разнообразных классификаций методов обучения. 3). Охарактеризуйте методы профессионального обучения. | 12 | 16 | 1). Проверка выполненных алгоритмов. 2). Выступления на практическом занятии. 3). Проверка конспектов. | ||||||||||||||
| Технологии профессионального обучения | 1). Выполните реферат на одну из тем:
2). Законспектируйте алгоритм выбора технологии обучения по В.И. Загвязинскому (Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособ. – М., 2001. – С. 90-91). | 12 | 16 | 1). Проверка рефератов, выступления на практическом занятии.
2). Проверка конспектов.
| ||||||||||||||
| Теория и методика воспитательной работы в профессиональном учебном заведении | 1). Составьте план воспитательной работы в профессиональном учебном заведении на учебный год. 2). Составьте план воспитательной работы в общежитии на полугодие. 3). Законспектируйте критерии и показатели воспитанности обучающихся. | 10 | 16 | 1). Защита проектов плана.
2).Обсуждение.
3). Проверка конспектов. | ||||||||||||||
| Управление профессиональным образованием | 1). Проанализируйте существующие типы структур управления. 2). Составьте схему линейно-функциональной и матричной структур управления. | 10 | 16 | 1). Дискуссия.
2). Проверка конспектов. | ||||||||||||||
| Всего: |
| 76 | 126 |
|
- Учебно-методический комплекс дисциплины опд.Ф.6 «общая и профессиональная педагогика»
- 050501 Профессиональное обучение (дизайн)
- Программа учебной дисциплины опд.Ф.6 «общая и профессиональная педагогика»
- 050501 Профессиональное обучение (дизайн)
- 1.3. Пояснительная записка.
- 1.4. Извлечение из гос впо (ксерокопия)
- 1.5.Объем дисциплины и виды учебной работы:
- 1.6. Содержание дисциплины.
- 1.6.2. Содержание разделов дисциплины.
- 1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
- Практическое занятие № 2. Тема:Общие основы педагогики. План.
- Практическое занятие № 3. Тема: Профессиональная педагогика как отрасль научных знаний. План.
- Практическое занятие № 4. Тема:Образование как социокультурный феномен. План.
- Практическое занятие № 5. Тема: Нормативно-правовые основы образования. План.
- Практическое занятие № 6. Тема: Становление и развитие профессионального образования. План.
- Практическое занятие № 7. Тема: Современные требования к профессионалу. План.
- Практические занятия № 8-9.
- Тема: Образовательный процесс в профессиональном
- Учебном заведении и его проектирование.
- Практическое занятие № 10.
- Тема: Принципы профессионального обучения и специфические
- Особенности процесса профессионального обучения.
- Практические занятия № 11-12. Тема: Технологии профессионального обучения. План.
- Практическое занятие № 13. Тема: Инновационные технологии в профессиональном образовании. План.
- Практическое занятие № 14.
- Тема: Теория и методика воспитательной работы
- В профессиональном учебном заведении.
- Практическое занятие № 15.
- Тема:Организация воспитательного процесса
- В профессиональном учебном заведении.
- Практическое занятие № 16. Тема: Управление профессиональным образованием. План.
- Практическое занятие № 17. Тема:Система управления профессиональными учебными заведениями. План.
- 1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
- 1.8.1. Рекомендуемая литература:
- 1.11. Примерный перечень вопросов к зачету.
- 1.12. Примерная тематика рефератов.
- Раздел 2.
- Практическое занятие № 2.
- Тема:Образование как социокультурный феномен.
- Становление и развитие профессионального образования.
- Практические занятия № 3-4.
- Тема: Образовательный процесс в профессиональном
- Учебном заведении и его проектирование.
- Практическое занятие № 5. Тема: Технологии профессионального обучения. План.
- Практическое занятие № 6.
- Тема: Теория и методика воспитательной работы
- В профессиональном учебном заведении.
- Практическое занятие № 7. Тема: Управление профессиональным образованием. План.
- Раздел 3.
- Сущность и особенности педагогической профессии
- Профессионально-педагогическая специальность
- Перспективы развития профессионально-педагогической специальности
- Сущность профессионально-педагогической деятельности
- Функции профессионально-педагогической деятельности
- Виды профессионально-педагогической деятельности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 2.
- Тема: Личность педагога профессионального обучения.
- Профессиональная культура педагога профессионального обучения.
- Направленность личности педагога профессионального обучения
- Профессиональная компетентность педагога
- Профессионально важные качества педагога
- Сущность профессионально-педагогической культуры педагога
- Структура профессионально-педагогической культуры Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры
- Технологический компонент профессионально-педагогической культуры
- Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 3.
- Система высшего профессионально-педагогического образования
- Профессионализация деятельности и личности педагога профессионального обучения Профессионализм личности педагога профессионального обучения
- Профессионализация деятельности педагога профессионального обучения
- Цель и пути повышения профессионализма
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 4.
- Тема: Педагогика как наука об образовании человека.
- Методология педагогики и методика педагогических исследований.
- Объект, предмет, функции и задачи педагогики
- Отрасли педагогики
- Связь педагогики с другими научными дисциплинами
- Основные категории педагогики
- Сущность методологии педагогики и методологической культуры педагога
- Уровни методологического знания
- Методы педагогического исследования
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 5. Тема:Целостный педагогический процесс. Педагогические инновации. Профессиональная педагогика как отрасль научных знаний. План.
- Сущность и структура педагогического процесса
- Логика и условия построения целостного педагогического процесса
- Сущность, классификация и направления педагогических инноваций
- Инновационные образовательные учреждения
- Объект, предмет и функции профессиональной педагогики
- Задачи и структура профессиональной педагогики
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 6.
- Аспекты образования
- Функции образования
- Ведущие парадигмы образования
- Культурологическая парадигма
- Исторически сложившиеся теории обучения
- Ассоциативная теория обучения.
- Теория проблемного обучения.
- Теория поэтапного формирования умственных действий.
- Теория учебной деятельности.
- Теория развивающего обучения.
- Теория проектного обучения.
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 7.
- Тема: Модели, виды и уровни образования.
- Нормативно-правовые основы образования.
- Общая характеристика моделей образования
- Сравнительный анализ современных моделей образования
- Виды и уровни образования
- Общее образование
- Профессиональное образование
- Дополнительное образование
- Законодательная база образования:
- Нормативная основа образования:
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 8. Тема:История профессионального образования за рубежом и в России. План.
- История зарубежного профессионального образования с древнейших времен до XIX в.
- Развитие теории и практики производственного образования за рубежом в конце XIX - первой половине XX вв.
- Становление отечественного профессионального образования
- Развитие профессионального образования в России в конце XIX – первой половине XX в.
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 9.
- Модели зарубежного профессионального образования
- Системы профессионального образования за рубежом
- Система профессиональной подготовки кадров в рф
- Исторически сложившиеся системы и концепции профессионального образования
- Современные требования к профессионалу
- Основные направления развития профессионального образования
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 10.
- Тема: Проектирование образовательного процесса
- В профессиональном учебном заведении.
- Сущность и функции педагогического проектирования
- Объекты педагогического проектирования
- Технология педагогического проектирования
- Профессионально-образовательный процесс как целостная система
- Проектирование модели личности профессионала
- Проектирование профессионально-педагогической деятельности
- Структура содержания профессионального образования
- Формы проектирования содержания профессионального образования
- Классификация методов обучения
- Характеристика методов профессионального обучения
- Проектирование методов профессионального обучения
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 12.
- Тема: Организационные формы и дидактические средства
- Профессионального обучения.
- Классификация форм организации профессионально-образовательного процесса
- Формы теоретической подготовки
- Формы практической подготовки
- Формы контроля
- Проектирование организационных форм профессионального обучения
- Дидактические средства профессионального обучения
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 13.
- Принципы профессионального обучения:
- Сущность и характерные признаки педагогической технологии
- Функции, принципы и структурные компоненты педагогической технологии
- Сущность модульного обучения
- Принципы и подходы к построению модульной программы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 14. Тема: Инновационные технологии в профессиональном образовании. План.
- Интерактивные технологии обучения
- Технологии проектного обучения
- Компьютерные обучающие технологии
- Технология дистанционного обучения
- Выбор технологии обучения
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 15.
- Стадии профессионального обучения
- Системы производственного обучения
- Периоды производственного обучения:
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 16.
- Цели и задачи воспитания
- Содержание профессионального воспитания
- Современные концепции воспитания
- Современные подходы к воспитанию:
- Закономерности воспитания:
- Принципы воспитания
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 17. Тема: Методы, формы и технологии воспитания. План.
- Методы воспитания
- Формы воспитания
- Технологии воспитания
- Формирование и развитие коллектива учащихся
- Управление развитием коллектива:
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 18.
- Особенности воспитательного процесса в общежитии
- Планирование и организация воспитательной работы в общежитии
- Организация быта и досуга в общежитии
- Критерии и показатели воспитанности будущих специалистов
- Методы определения уровня воспитанности личности:
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 19. Тема: Сущность, функции и принципы управления образовательными системами. Система управления профессиональными учебными заведениями. План.
- Сущность и функции управления образовательными системами
- Принципы управления образовательными системами
- Управление учебными заведениями как целостная система
- Планирование работы профессионального образовательного учреждения
- Повышение качества подготовки специалистов
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 20. Тема:Мониторинг профессионально-образовательного процесса и профессионального развития личности. План.
- Понятие и способы осуществления мониторинга
- Мониторинг профессионально-образовательного процесса
- Мониторинг профессионального развития личности
- Контроль как функция управления. Сущность, цели, задачи и методы контроля
- Современные требования к организации контроля:
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Раздел 4. Словарь терминов (глоссарий). Введение в профессионально-педагогическую специальность
- Общие основы педагогики
- Образование как социокультурный феномен
- Становление и развитие профессионального образования
- Образовательный процесс в профессиональном учебном заведении и его проектирование
- Технологии профессионального обучения
- Теория и методика воспитательной работы в профессиональном учебном заведении
- Управление профессиональным образованием
- Раздел 5. Практикум по решению задач (практических ситуаций) Задача на оказание помощи в разрешении конфликта
- Вопросы и задания:
- Ситуация самовыражения
- Примеры педагогических ситуаций предъявления требований
- Литература для самостоятельного изучения: