logo
УМК ОиПП

1.6.2. Содержание разделов дисциплины.

Тема 1. Введение в профессионально-педагогическую специальность. Общая характеристика профессионально-педагогической специальности. Профессионально-педагогическая деятельность. Личность педагога профессионального обучения. Профессиональная культура педагога профессионального обучения. Подготовка педагогов профессионального обучения. Профессионализация деятельности и личности педагога профессионального обучения.

Тема 2. Общие основы педагогики. Педагогика как наука об образовании человека. Основные категории педагогики. Методология педагогики и методика педагогических исследований. Целостный педагогический процесс. Педагогические инновации. Профессиональная педагогика как отрасль научных знаний.

Тема 3. Образование как социокультурный феномен.Сущность, аспекты и функции образования. Ведущие парадигмы образования. Исторически сложившиеся теории обучения. Модели образования. Виды и уровни образования. Нормативно-правовые основы образования.

Тема 4. Становление и развитие профессионального образования. История зарубежного профессионального образования. Становление и развитие профессионального образования в России. Современное состояние профессионального образования за рубежом. Система подготовки кадров в Российской Федерации. Исторически сложившиеся системы и концепции профессионального образования. Современные требования к профессионалу. Основные компетенции и направления профессионального образования в современном мире.

Тема 5. Образовательный процесс в профессиональном учебном заведении и его проектирование. Теоретические основы педагогического проектирования. Проектирование образовательного процесса в профессиональном учебном заведении. Проектирование содержания профессионального образования. Методы профессионального обучения и их проектирование. Организационные формы профессионального обучения и их проектирование. Дидактические средства профессионального обучения.

Тема 6. Технологии профессионального обучения. Сущность, функции и принципы профессионального обучения. Понятие «технология обучения». Модульное обучение в профессиональной школе. Инновационные технологии в профессиональном образовании. Теория и методика стадийного профессионального обучения. Системы и периоды производственного обучения. Технология дистанционного обучения. Выбор технологии обучения.

Тема 7. Теория и методика воспитательной работы в профессиональном учебном заведении. Сущность и содержание процесса воспитания. Современные концепции и подходы к воспитанию. Закономерности и принципы воспитания. Методы, формы и технологии воспитания. Формирование и развитие коллектива учащихся. Организация воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении. Воспитательная работа в общежитии. Критерии и показатели воспитанности, методы определения ее уровня.

Тема 8. Управление профессиональным образованием. Сущность, функции и принципы управления образовательными системами. Система управления профессиональными учебными заведениями. Планирование работы профессионального учебного заведения. Повышение качества подготовки специалистов. Мониторинг профессионально-образовательного процесса и профессионального развития личности. Контроль как функция управления. Педагогический коллектив, его формирование и развитие.

1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.

п/п

Тема

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения сам. работы

днев. отд.

заоч. отд.

Введение в профессионально-педагогическую специальность

1). Проанализируйте обязанности педагога профессионального обучения.

2). Составьте таблицу «Виды и содержание профессионально-педагогической деятельности»:

Вид деятельности

Характеристика деятельности

Преподавательская

Воспитательная

Методическая

Производственно-технологическая

3). Перечислите пути повышения профессионализма специалиста.

8

16

1). Дискуссия.

2). Обсуждение.

3). Проверка выполнения работы.

Общие основы педагогики

1). Составьте таблицу «Методологические подходы в педагогических исследованиях»

Методологический подход

Содержание методологического подхода

Целостный

Личностно-деятельностный

Полисубъектный (диалоговый)

Культурологический

Антропологический

Акмеологический

2). Напишите алгоритм педагогического исследования.

3). Разработайте модель педагогического процесса как целостной динамической системы на примере конкретной дисциплины.

8

16

1). Выступления на практическом занятии.

2). Проверка выполненных алгоритмов.

3). Обсуждение разработанных моделей.

Образование как социокультурный феномен

1). Проанализируйте проблему моногоаспектности образования по Б.С. Гершунскому (Гершунский Б.С. Философия образования. – М.: Флинта, 1998.), составьте конспект.

2). Сравните ведущие парадигмы образования: когнитивную, личностно-ориентированную, функционалистскую, культурологическую. Ответ представьте в виде схемы.

8

14

1). Проверка конспектов.

2). Выступления на практическом занятии.

Становление и развитие профессионального образования

1). Проанализируйте схему «Система народного образования в дореволюционной России» (Общая и профессиональная педагогика: Учебн. пособие для студентов пед. вузов / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2005. – С, 126.

2). Составьте схему «Система профессиональной подготовки кадров в РФ».

3). Раскройте содержание основных направлений развития профессионального образования.

8

16

1).Круглый стол.

2). Выступления на практическом занятии.

3). Проверка конспектов.

Образовательный процесс в профессиональном учебном заведении и его проектирование

1). Составьте алгоритм действий при педагогическом проектировании.

2). Приведите примеры разнообразных классификаций методов обучения.

3). Охарактеризуйте методы профессионального обучения.

12

16

1). Проверка выполненных алгоритмов.

2). Выступления на практическом занятии.

3). Проверка конспектов.

Технологии профессионального обучения

1). Выполните реферат на одну из тем:

  • Модульное обучение в профессиональной школе.

  • Инновационные технологии в профессиональном образовании.

  • Теория и методика стадийного профессионального обучения.

  • Системы и периоды производственного обучения.

  • Технологии проектного обучения.

  • Компьютерные технологии.

  • Интерактивные технологии обучения.

  • Технология дистанционного обучения.

2). Законспектируйте алгоритм выбора технологии обучения по В.И. Загвязинскому (Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособ. – М., 2001. – С. 90-91).

12

16

1). Проверка рефератов, выступления на практическом занятии.

2). Проверка конспектов.

Теория и методика воспитательной работы в профессиональном учебном заведении

1). Составьте план воспитательной работы в профессиональном учебном заведении на учебный год.

2). Составьте план воспитательной работы в общежитии на полугодие.

3). Законспектируйте критерии и показатели воспитанности обучающихся.

10

16

1). Защита проектов плана.

2).Обсуждение.

3). Проверка конспектов.

Управление профессиональным образованием

1). Проанализируйте существующие типы структур управления.

2). Составьте схему линейно-функциональной и матричной структур управления.

10

16

1). Дискуссия.

2). Проверка конспектов.

Всего:

76

126