logo
УМК ОиПП

Уровни методологического знания

Содержание высшего — философского — уровня методологии составляют общие принципы познания и категориальный аппарат науки в целом. Методологические функции на этом уровне выполняет вся система философского знания: философские категории, законы, закономерности, подходы.

Второй уровень — общенаучная методология — представляет собой теоретические положения, которые можно применить ко всем или к большинству научных дисциплин.

Третий уровень — конкретно-научная методология — это совокупность методов и принципов, применяемых в той или иной науке.

Четвертый уровень — технологическая методология — составляют методика и техника исследования, т. е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.

Все уровни методологии взаимосвязаны и имеют определенное самодвижение. При этом философский уровень выступает в качестве всеобщей методологии и содержательного основания всякого методологического знания.

Виды исследований в педагогической науке

Фундаментальные- разработка концепцийи моделей развития педагогических систем. Прикладные- изучение отдельныхсторон педагогическогопроцесса, выявлениезакономерностейпедагогическойпрактики. Разработки- обоснование конкретных научно-методическихрекомендацийна основе уже известныхтеоретическихположений.