Основные направления развития профессионального образования
В соответствии с законом РФ «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовом профессиональном образовании»; Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 года учеными специалистами разработана и одобрена Правительством РФ Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
В этих документах с целью повышения качества подготовки специалистов определены следующие направления развития профессионального образования в целом.
Модернизация структуры содержания профессионального образования в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры, армии, государственной службы и др. В качестве основы синтеза обновления профессионального образования выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и территориальных рынков труда, а также перспективные потребности их развития. С этой целью должна быть создана система постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации.
Создание гибкой, динамичной системы профессионального образования на основе диверсификации образовательных программ, форм управления и технологии обучения. Сокращение и интеграция профессий и специальностей.
Изменение цели профессионального образования с вооружения профессиональными знаниями и умениями на профессиональное развитие обучающихся, с подготовки узкого специалиста на подготовку профессионала, обладающего социальной, коммуникативной, информационной, когнитивной и специальной компетенциями (компетентностный подход в профессиональном образовании).
Обеспечение опережающего характера профессионального образования, в основе которого лежит идея профессионального развития личности, обеспечивающего формирование ее профессиональной мобильности и готовности к освоению новых и перспективных технологий и профессий, расширение опережающей подготовки кадров по этим профессиям.
Развитие сети инновационных образовательных учреждений, обеспечивающих повышенный уровень профессионального образования (лицеев, колледжей, учебных комплексов и др.).
Осуществление различных моделей интеграции начального, среднего и высшего профессионального образования, развитие преемственности, многоступенчатости подготовки кадров, включая обучение в вузах по сокращенным программам. Развитие системы непрерывного профессионального образования.
Развитие сети негосударственных образовательных учреждений при одновременном усилении государственного контроля за качеством реализации ими образовательных программ.
Использование активных, развивающих технологий обучения. Компьютеризация процесса обучения, развитие Интернет-образования, дистанционного обучения, технологий открытого профессионального образования, создание электронных учебников, библиотек, дидактических средств обучения.
Улучшение нравственного, гражданского, патриотического воспитания обучающихся, формирование у них гражданско-правовой, эстетической, профессиональной и бытовой культуры и здорового образа жизни. Активная борьба с такими негативными явлениями, как алкоголизм, наркомания и др.
Создание эффективной системы содействия трудоустройству выпускников профессиональных учебных заведений, включая развитие целевой контрактной подготовки, формирование у них готовности к самоустройству, в том числе и открытию собственного дела.
Развитие на базе учреждений профессионального образования системы дополнительного профессионального образования, обеспечивающей психологическую подготовку специалистов к смене видов деятельности и переподготовку высвобождающегося и незанятого населения.
Реформирование государственно-общественного управления профессиональным образованием, реальная реализация принципов демократизации, социального партнерства и взаимодействия, инновационного управления, обеспечение качественных изменений во взаимодействии регионов и федерального центра, создание кооперации сети образовательных учреждений, информационных агентств, служб занятости, попечительских советов, проведение мониторинга качества образовательного процесса и профессионального развития обучающихся.
Упорядочение финансирования учреждений профессионального образования, финансовая поддержка их инновационной деятельности, увеличение доли дополнительных платных услуг на базе образовательных учреждений.
Укрепление и модернизация учебно-материальной базы учреждений профессионального образования, включение их в глобальную сеть Интернет и локальные информационные сети, создание учебно-методических комплексов по отдельным дисциплинам и специальностям.
Расширение международного сотрудничества в профессиональном образовании, интеграция в мировое образовательное пространство.
Развитие научных исследований по проблемам профессионального образования, поддержка перспективных научных школ и направлений, в том числе и через систему грантов.
Повышение статуса и материального положения педагогических работников, совершенствование системы повышения их квалификации.
- Учебно-методический комплекс дисциплины опд.Ф.6 «общая и профессиональная педагогика»
- 050501 Профессиональное обучение (дизайн)
- Программа учебной дисциплины опд.Ф.6 «общая и профессиональная педагогика»
- 050501 Профессиональное обучение (дизайн)
- 1.3. Пояснительная записка.
- 1.4. Извлечение из гос впо (ксерокопия)
- 1.5.Объем дисциплины и виды учебной работы:
- 1.6. Содержание дисциплины.
- 1.6.2. Содержание разделов дисциплины.
- 1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
- Практическое занятие № 2. Тема:Общие основы педагогики. План.
- Практическое занятие № 3. Тема: Профессиональная педагогика как отрасль научных знаний. План.
- Практическое занятие № 4. Тема:Образование как социокультурный феномен. План.
- Практическое занятие № 5. Тема: Нормативно-правовые основы образования. План.
- Практическое занятие № 6. Тема: Становление и развитие профессионального образования. План.
- Практическое занятие № 7. Тема: Современные требования к профессионалу. План.
- Практические занятия № 8-9.
- Тема: Образовательный процесс в профессиональном
- Учебном заведении и его проектирование.
- Практическое занятие № 10.
- Тема: Принципы профессионального обучения и специфические
- Особенности процесса профессионального обучения.
- Практические занятия № 11-12. Тема: Технологии профессионального обучения. План.
- Практическое занятие № 13. Тема: Инновационные технологии в профессиональном образовании. План.
- Практическое занятие № 14.
- Тема: Теория и методика воспитательной работы
- В профессиональном учебном заведении.
- Практическое занятие № 15.
- Тема:Организация воспитательного процесса
- В профессиональном учебном заведении.
- Практическое занятие № 16. Тема: Управление профессиональным образованием. План.
- Практическое занятие № 17. Тема:Система управления профессиональными учебными заведениями. План.
- 1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
- 1.8.1. Рекомендуемая литература:
- 1.11. Примерный перечень вопросов к зачету.
- 1.12. Примерная тематика рефератов.
- Раздел 2.
- Практическое занятие № 2.
- Тема:Образование как социокультурный феномен.
- Становление и развитие профессионального образования.
- Практические занятия № 3-4.
- Тема: Образовательный процесс в профессиональном
- Учебном заведении и его проектирование.
- Практическое занятие № 5. Тема: Технологии профессионального обучения. План.
- Практическое занятие № 6.
- Тема: Теория и методика воспитательной работы
- В профессиональном учебном заведении.
- Практическое занятие № 7. Тема: Управление профессиональным образованием. План.
- Раздел 3.
- Сущность и особенности педагогической профессии
- Профессионально-педагогическая специальность
- Перспективы развития профессионально-педагогической специальности
- Сущность профессионально-педагогической деятельности
- Функции профессионально-педагогической деятельности
- Виды профессионально-педагогической деятельности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 2.
- Тема: Личность педагога профессионального обучения.
- Профессиональная культура педагога профессионального обучения.
- Направленность личности педагога профессионального обучения
- Профессиональная компетентность педагога
- Профессионально важные качества педагога
- Сущность профессионально-педагогической культуры педагога
- Структура профессионально-педагогической культуры Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры
- Технологический компонент профессионально-педагогической культуры
- Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 3.
- Система высшего профессионально-педагогического образования
- Профессионализация деятельности и личности педагога профессионального обучения Профессионализм личности педагога профессионального обучения
- Профессионализация деятельности педагога профессионального обучения
- Цель и пути повышения профессионализма
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 4.
- Тема: Педагогика как наука об образовании человека.
- Методология педагогики и методика педагогических исследований.
- Объект, предмет, функции и задачи педагогики
- Отрасли педагогики
- Связь педагогики с другими научными дисциплинами
- Основные категории педагогики
- Сущность методологии педагогики и методологической культуры педагога
- Уровни методологического знания
- Методы педагогического исследования
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 5. Тема:Целостный педагогический процесс. Педагогические инновации. Профессиональная педагогика как отрасль научных знаний. План.
- Сущность и структура педагогического процесса
- Логика и условия построения целостного педагогического процесса
- Сущность, классификация и направления педагогических инноваций
- Инновационные образовательные учреждения
- Объект, предмет и функции профессиональной педагогики
- Задачи и структура профессиональной педагогики
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 6.
- Аспекты образования
- Функции образования
- Ведущие парадигмы образования
- Культурологическая парадигма
- Исторически сложившиеся теории обучения
- Ассоциативная теория обучения.
- Теория проблемного обучения.
- Теория поэтапного формирования умственных действий.
- Теория учебной деятельности.
- Теория развивающего обучения.
- Теория проектного обучения.
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 7.
- Тема: Модели, виды и уровни образования.
- Нормативно-правовые основы образования.
- Общая характеристика моделей образования
- Сравнительный анализ современных моделей образования
- Виды и уровни образования
- Общее образование
- Профессиональное образование
- Дополнительное образование
- Законодательная база образования:
- Нормативная основа образования:
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 8. Тема:История профессионального образования за рубежом и в России. План.
- История зарубежного профессионального образования с древнейших времен до XIX в.
- Развитие теории и практики производственного образования за рубежом в конце XIX - первой половине XX вв.
- Становление отечественного профессионального образования
- Развитие профессионального образования в России в конце XIX – первой половине XX в.
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 9.
- Модели зарубежного профессионального образования
- Системы профессионального образования за рубежом
- Система профессиональной подготовки кадров в рф
- Исторически сложившиеся системы и концепции профессионального образования
- Современные требования к профессионалу
- Основные направления развития профессионального образования
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 10.
- Тема: Проектирование образовательного процесса
- В профессиональном учебном заведении.
- Сущность и функции педагогического проектирования
- Объекты педагогического проектирования
- Технология педагогического проектирования
- Профессионально-образовательный процесс как целостная система
- Проектирование модели личности профессионала
- Проектирование профессионально-педагогической деятельности
- Структура содержания профессионального образования
- Формы проектирования содержания профессионального образования
- Классификация методов обучения
- Характеристика методов профессионального обучения
- Проектирование методов профессионального обучения
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 12.
- Тема: Организационные формы и дидактические средства
- Профессионального обучения.
- Классификация форм организации профессионально-образовательного процесса
- Формы теоретической подготовки
- Формы практической подготовки
- Формы контроля
- Проектирование организационных форм профессионального обучения
- Дидактические средства профессионального обучения
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 13.
- Принципы профессионального обучения:
- Сущность и характерные признаки педагогической технологии
- Функции, принципы и структурные компоненты педагогической технологии
- Сущность модульного обучения
- Принципы и подходы к построению модульной программы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 14. Тема: Инновационные технологии в профессиональном образовании. План.
- Интерактивные технологии обучения
- Технологии проектного обучения
- Компьютерные обучающие технологии
- Технология дистанционного обучения
- Выбор технологии обучения
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 15.
- Стадии профессионального обучения
- Системы производственного обучения
- Периоды производственного обучения:
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 16.
- Цели и задачи воспитания
- Содержание профессионального воспитания
- Современные концепции воспитания
- Современные подходы к воспитанию:
- Закономерности воспитания:
- Принципы воспитания
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 17. Тема: Методы, формы и технологии воспитания. План.
- Методы воспитания
- Формы воспитания
- Технологии воспитания
- Формирование и развитие коллектива учащихся
- Управление развитием коллектива:
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 18.
- Особенности воспитательного процесса в общежитии
- Планирование и организация воспитательной работы в общежитии
- Организация быта и досуга в общежитии
- Критерии и показатели воспитанности будущих специалистов
- Методы определения уровня воспитанности личности:
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 19. Тема: Сущность, функции и принципы управления образовательными системами. Система управления профессиональными учебными заведениями. План.
- Сущность и функции управления образовательными системами
- Принципы управления образовательными системами
- Управление учебными заведениями как целостная система
- Планирование работы профессионального образовательного учреждения
- Повышение качества подготовки специалистов
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 20. Тема:Мониторинг профессионально-образовательного процесса и профессионального развития личности. План.
- Понятие и способы осуществления мониторинга
- Мониторинг профессионально-образовательного процесса
- Мониторинг профессионального развития личности
- Контроль как функция управления. Сущность, цели, задачи и методы контроля
- Современные требования к организации контроля:
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Раздел 4. Словарь терминов (глоссарий). Введение в профессионально-педагогическую специальность
- Общие основы педагогики
- Образование как социокультурный феномен
- Становление и развитие профессионального образования
- Образовательный процесс в профессиональном учебном заведении и его проектирование
- Технологии профессионального обучения
- Теория и методика воспитательной работы в профессиональном учебном заведении
- Управление профессиональным образованием
- Раздел 5. Практикум по решению задач (практических ситуаций) Задача на оказание помощи в разрешении конфликта
- Вопросы и задания:
- Ситуация самовыражения
- Примеры педагогических ситуаций предъявления требований
- Литература для самостоятельного изучения: