logo
УМК ОиПП

Развитие теории и практики производственного образования за рубежом в конце XIX - первой половине XX вв.

В конце XIX - начале XX вв. в Западной Европе и США возникли различные реформаторские теории. Одной из них была теория трудовой школы. Ее автором был немецкий педагог и видный деятель образования Георг Кершенштейнер (1854-1932). Важнейшей задачей народной школы он считал общую трудовую подготовку молодежи к профессиональной деятельности. Он ввел в программу обучения труд детей в школьных мастерских, садах и кухнях.

Для молодых рабочих им были созданы так называемые дополнительные школы, в которых повышалась профессиональная подготовка и осуществлялось гражданское воспитание подростков. Г. Кершенштейнером была заложена новая система фабрично-заводского ученичества, сочетавшая практическую работу на производстве с теоретическим обучением. Эта система получила широкую известность и распространение не только в Германии, но и во многих странах Европы.

Развитие профессиональной педагогики в США связано с зарождением научного подхода к организации труда на производстве. Это было вызвано внедрением в производство новых технологий, конвейерной организации труда, необходимостью повышения производительности труда и конкурентоспособности продукции.

Разработку проблем научной организации труда возглавил американский инженер Ф.У. Тейлор (1856-1915). Он предложил меры по уплотнению рабочего дня, воспитанию производственной культуры, рационализации труда и отдыха, учета в профессиональной деятельности психологических особенностей работающего человека, анализу, отбору и освоению трудовых операций и приемов. Ф.У. Тейлор заложил основы письменного инструктажа, разработал инструкционную карту. Идеи Тейлора по модернизации системы организации труда, обучения и переобучения рабочих получили название «тейлоризма» и в дальнейшем были развиты его соотечественниками.

В условиях массового производства и кооперационного разделения труда на конвейере тейлоризм способствовал росту производительности труда, но одновременно вел к усилению его напряженности, повышению утомляемости человека, увеличению профессиональных заболеваний.

Большой вклад в реформирование организации и методики профессионального обучения внес один из основателей автомобилестроения - Генри Форд (1863-1947), который внедрил массовое конвейерное производство, разработал операционно-поточную систему обучения рабочих на основе пооперационного разделения труда. Это повысило интенсификацию труда рабочих и одновременно привело к деквалификации значительной части рабочих и сокращению сроков обучения. Так, 43% рабочих обучались в течение одного дня, 36% - в течение недели, 6% - в течение двух недель. И только 15% рабочих обучались от месяца до года.

В конце XIX в. на Западе зародилась практическая педагогика профессионального обучения. Начали создаваться учебные мастерские на предприятиях с приданием им педагогических функций. Это положило начало более продуктивной по сравнению с ученичеством системы производственно-профессионального обучения.

После второй мировой войны, прервавшей исследования в области профессионального образования, под эгидой ЮНЕСКО в Европе начали восстанавливаться международные и национальные центры профессионального и производственного обучения, стали проводиться конференции, совещания и семинары по проблемам профессионального образования.

Началось реформирование национальных систем профессионального образования, усилилось международное сотрудничество по вопросам подготовки кадров.