Образовательный процесс в профессиональном учебном заведении и его проектирование
Адаптивность – приспособленность, способность образования к гибкой переориентации содержания, форм и методов обучения и воспитания в зависимости от конкретных условий.
Акмеология (греч. acme – «вершина» - и logos – «наука», «учение») – наука о более полном индивидуальном развитии взрослого человека, достижении им высокого уровня социальной зрелости как гражданина, специалиста, профессионала.
Активизация познавательной деятельности – такая организация познавательного процесса, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого обучаемого.
Дидактика(греч.didaktikos– «поучающий» иdidasko– «изучающий») – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования (цели, содержание, методы, средства, достигаемые результаты).
Дидактическая задача– конкретная цель деятельности педагога по обучению знаниям, умениям и навыкам, а также воспитанию и развитию учащихся.
Дидактическая система- способ осуществления алгоритма управления обучением. Определяется тремя основными составляющими: видом управления, видом информационного процесса, типом средств передачи информации и управления познавательной деятельностью.
Дидактические средства обучения - предметы, являющиеся сенсомоторными стимулами, воздействующими на органы чувств учащихся и способствующими непосредственному и косвенному познанию мира.
Дидактический материал– особый вид пособий для учебных занятий, использование которых способствует активизации познавательной деятельности обучаемых, экономии учебного времени.
Дидактический процесс– совокупность действий преподавателя и познавательной деятельности обучаемых.
Дифференциация обучения – форма организации учебной деятельности, при которой с помощью отбора содержания, форм, методов, темпов, объемов образования создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым учеником.
Качество образования– интегральная характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая меру их соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть образовательный процесс и каким целям он должен служить. Качество образования определяется факторами, обусловливающими его социальную эффективность: содержание, высокая компетентность педагогических работников, новейшие педагогические технологии, материально-техническая оснащенность; гуманистическая направленность, полнота удовлетворения потребностей населения в знаниях.
Метод (греч. methodos – «путь исследования, познания») – способ, с помощью которого обеспечивается достижение намеченной цели.
Метод «мозгового штурма» - метод группового обучения или воспитания, стимулирующий познавательную активность и основанный на процессе совместного разрешения поставленных в ходе организованной дискуссии проблем.ия, познания"бя личностью, в выявлении, развитии его возможностей.ждым учащимся и коллективомтикета. планами, про
Метод обучения– система последовательных взаимосвязанных действий педагогов и обучающихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся и студентов, овладение средствами самообразования.
Методика– совокупность конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах.
Организационная форма обучения - специальная конструкция процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приемами, средствами и видами деятельности обучающихся.
Педагогическое моделирование — это разработка условного идеального образа проектируемого объекта, который отражает существенные черты оригинала. Модели бывают описательными, графическими или гипотетическими. В них отражаются педагогические цели, задачи, условия эффективности, структурныекомпоненты объекта, способы его функционирования.
Педагогическое проектирование - компонент педагогической деятельности, осуществляемой в условиях образовательного процесса и направленной на предвидение педагогом его эффективного функционирования и развития.
Профессионально-образовательный процесс — это социально организованноевзаимодействие педагогов и обучающихся в профессиональных образовательных учреждениях, направленное на решение профессионально развивающих и образовательных задач.
- Учебно-методический комплекс дисциплины опд.Ф.6 «общая и профессиональная педагогика»
- 050501 Профессиональное обучение (дизайн)
- Программа учебной дисциплины опд.Ф.6 «общая и профессиональная педагогика»
- 050501 Профессиональное обучение (дизайн)
- 1.3. Пояснительная записка.
- 1.4. Извлечение из гос впо (ксерокопия)
- 1.5.Объем дисциплины и виды учебной работы:
- 1.6. Содержание дисциплины.
- 1.6.2. Содержание разделов дисциплины.
- 1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
- Практическое занятие № 2. Тема:Общие основы педагогики. План.
- Практическое занятие № 3. Тема: Профессиональная педагогика как отрасль научных знаний. План.
- Практическое занятие № 4. Тема:Образование как социокультурный феномен. План.
- Практическое занятие № 5. Тема: Нормативно-правовые основы образования. План.
- Практическое занятие № 6. Тема: Становление и развитие профессионального образования. План.
- Практическое занятие № 7. Тема: Современные требования к профессионалу. План.
- Практические занятия № 8-9.
- Тема: Образовательный процесс в профессиональном
- Учебном заведении и его проектирование.
- Практическое занятие № 10.
- Тема: Принципы профессионального обучения и специфические
- Особенности процесса профессионального обучения.
- Практические занятия № 11-12. Тема: Технологии профессионального обучения. План.
- Практическое занятие № 13. Тема: Инновационные технологии в профессиональном образовании. План.
- Практическое занятие № 14.
- Тема: Теория и методика воспитательной работы
- В профессиональном учебном заведении.
- Практическое занятие № 15.
- Тема:Организация воспитательного процесса
- В профессиональном учебном заведении.
- Практическое занятие № 16. Тема: Управление профессиональным образованием. План.
- Практическое занятие № 17. Тема:Система управления профессиональными учебными заведениями. План.
- 1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
- 1.8.1. Рекомендуемая литература:
- 1.11. Примерный перечень вопросов к зачету.
- 1.12. Примерная тематика рефератов.
- Раздел 2.
- Практическое занятие № 2.
- Тема:Образование как социокультурный феномен.
- Становление и развитие профессионального образования.
- Практические занятия № 3-4.
- Тема: Образовательный процесс в профессиональном
- Учебном заведении и его проектирование.
- Практическое занятие № 5. Тема: Технологии профессионального обучения. План.
- Практическое занятие № 6.
- Тема: Теория и методика воспитательной работы
- В профессиональном учебном заведении.
- Практическое занятие № 7. Тема: Управление профессиональным образованием. План.
- Раздел 3.
- Сущность и особенности педагогической профессии
- Профессионально-педагогическая специальность
- Перспективы развития профессионально-педагогической специальности
- Сущность профессионально-педагогической деятельности
- Функции профессионально-педагогической деятельности
- Виды профессионально-педагогической деятельности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 2.
- Тема: Личность педагога профессионального обучения.
- Профессиональная культура педагога профессионального обучения.
- Направленность личности педагога профессионального обучения
- Профессиональная компетентность педагога
- Профессионально важные качества педагога
- Сущность профессионально-педагогической культуры педагога
- Структура профессионально-педагогической культуры Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры
- Технологический компонент профессионально-педагогической культуры
- Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 3.
- Система высшего профессионально-педагогического образования
- Профессионализация деятельности и личности педагога профессионального обучения Профессионализм личности педагога профессионального обучения
- Профессионализация деятельности педагога профессионального обучения
- Цель и пути повышения профессионализма
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 4.
- Тема: Педагогика как наука об образовании человека.
- Методология педагогики и методика педагогических исследований.
- Объект, предмет, функции и задачи педагогики
- Отрасли педагогики
- Связь педагогики с другими научными дисциплинами
- Основные категории педагогики
- Сущность методологии педагогики и методологической культуры педагога
- Уровни методологического знания
- Методы педагогического исследования
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 5. Тема:Целостный педагогический процесс. Педагогические инновации. Профессиональная педагогика как отрасль научных знаний. План.
- Сущность и структура педагогического процесса
- Логика и условия построения целостного педагогического процесса
- Сущность, классификация и направления педагогических инноваций
- Инновационные образовательные учреждения
- Объект, предмет и функции профессиональной педагогики
- Задачи и структура профессиональной педагогики
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 6.
- Аспекты образования
- Функции образования
- Ведущие парадигмы образования
- Культурологическая парадигма
- Исторически сложившиеся теории обучения
- Ассоциативная теория обучения.
- Теория проблемного обучения.
- Теория поэтапного формирования умственных действий.
- Теория учебной деятельности.
- Теория развивающего обучения.
- Теория проектного обучения.
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 7.
- Тема: Модели, виды и уровни образования.
- Нормативно-правовые основы образования.
- Общая характеристика моделей образования
- Сравнительный анализ современных моделей образования
- Виды и уровни образования
- Общее образование
- Профессиональное образование
- Дополнительное образование
- Законодательная база образования:
- Нормативная основа образования:
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 8. Тема:История профессионального образования за рубежом и в России. План.
- История зарубежного профессионального образования с древнейших времен до XIX в.
- Развитие теории и практики производственного образования за рубежом в конце XIX - первой половине XX вв.
- Становление отечественного профессионального образования
- Развитие профессионального образования в России в конце XIX – первой половине XX в.
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 9.
- Модели зарубежного профессионального образования
- Системы профессионального образования за рубежом
- Система профессиональной подготовки кадров в рф
- Исторически сложившиеся системы и концепции профессионального образования
- Современные требования к профессионалу
- Основные направления развития профессионального образования
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 10.
- Тема: Проектирование образовательного процесса
- В профессиональном учебном заведении.
- Сущность и функции педагогического проектирования
- Объекты педагогического проектирования
- Технология педагогического проектирования
- Профессионально-образовательный процесс как целостная система
- Проектирование модели личности профессионала
- Проектирование профессионально-педагогической деятельности
- Структура содержания профессионального образования
- Формы проектирования содержания профессионального образования
- Классификация методов обучения
- Характеристика методов профессионального обучения
- Проектирование методов профессионального обучения
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 12.
- Тема: Организационные формы и дидактические средства
- Профессионального обучения.
- Классификация форм организации профессионально-образовательного процесса
- Формы теоретической подготовки
- Формы практической подготовки
- Формы контроля
- Проектирование организационных форм профессионального обучения
- Дидактические средства профессионального обучения
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 13.
- Принципы профессионального обучения:
- Сущность и характерные признаки педагогической технологии
- Функции, принципы и структурные компоненты педагогической технологии
- Сущность модульного обучения
- Принципы и подходы к построению модульной программы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 14. Тема: Инновационные технологии в профессиональном образовании. План.
- Интерактивные технологии обучения
- Технологии проектного обучения
- Компьютерные обучающие технологии
- Технология дистанционного обучения
- Выбор технологии обучения
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 15.
- Стадии профессионального обучения
- Системы производственного обучения
- Периоды производственного обучения:
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 16.
- Цели и задачи воспитания
- Содержание профессионального воспитания
- Современные концепции воспитания
- Современные подходы к воспитанию:
- Закономерности воспитания:
- Принципы воспитания
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 17. Тема: Методы, формы и технологии воспитания. План.
- Методы воспитания
- Формы воспитания
- Технологии воспитания
- Формирование и развитие коллектива учащихся
- Управление развитием коллектива:
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 18.
- Особенности воспитательного процесса в общежитии
- Планирование и организация воспитательной работы в общежитии
- Организация быта и досуга в общежитии
- Критерии и показатели воспитанности будущих специалистов
- Методы определения уровня воспитанности личности:
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 19. Тема: Сущность, функции и принципы управления образовательными системами. Система управления профессиональными учебными заведениями. План.
- Сущность и функции управления образовательными системами
- Принципы управления образовательными системами
- Управление учебными заведениями как целостная система
- Планирование работы профессионального образовательного учреждения
- Повышение качества подготовки специалистов
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Лекция № 20. Тема:Мониторинг профессионально-образовательного процесса и профессионального развития личности. План.
- Понятие и способы осуществления мониторинга
- Мониторинг профессионально-образовательного процесса
- Мониторинг профессионального развития личности
- Контроль как функция управления. Сущность, цели, задачи и методы контроля
- Современные требования к организации контроля:
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература для самостоятельной работы
- Раздел 4. Словарь терминов (глоссарий). Введение в профессионально-педагогическую специальность
- Общие основы педагогики
- Образование как социокультурный феномен
- Становление и развитие профессионального образования
- Образовательный процесс в профессиональном учебном заведении и его проектирование
- Технологии профессионального обучения
- Теория и методика воспитательной работы в профессиональном учебном заведении
- Управление профессиональным образованием
- Раздел 5. Практикум по решению задач (практических ситуаций) Задача на оказание помощи в разрешении конфликта
- Вопросы и задания:
- Ситуация самовыражения
- Примеры педагогических ситуаций предъявления требований
- Литература для самостоятельного изучения: