logo search
Программа дисциплины

17. Методы обучения: понятие, классификация.

Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся, направленные на обладание обучающимися знаниями, умениями и навыками, на воспитание и развитие в процессе обучения.

Педагогическая наука и практика предлагает преподавателю большое разнообразие методов и приемов обучения. Прием обучения– это составная часть или отдельная сторона метода обучения. Творческая деят-ть преподавателя состоит в том, чтобы рационально использовать такие методы, которые обеспечивают наилучшее достижение поставленной цели.

В педагогике принято несколько классификаций методов обучения, имеющих разные основания, но наиболее значимая яв-ся по связи с основными задачами обучения: - методы устного изложения (лекция, рассказ, объяснение); - методы закрепления материала (беседа, работа с учебником); - методы самостоятельной работы учащихся (по учебнику, с применением технических средств обучения); - методы по формированию умений и навыков (практика, ТСО); - методы проверки и оценки знаний (к\р, комбинированный опрос, поурочный балл).

1. По источнику учебной информации: - наглядные; словесные; игровые; практические.

2. По способам взаимодействия обучающих и обучающихся: - объяснительно-иллюстративыне; частично-поисковые; проблемные; исследовательские.

3. По направленности на решение тех или иных дидактических задач. Их можно разделить на 2 группы: 1) направленные на первичное овладение знаниями; 2) способствующие закреплению и совершенствованию знаний и овладение умениями и навыками.

В зависимости от степени активности обучающихся в процессе обучения методы 1 группы делятся на: - информационно-развивающие; - проблемно-поисковые. А методы 2 группы подразделяются на: - репродуктивные; - творческие воспроизводящие.

В последнее время широкое распространение прлучили так называемые активные методы обучения, которые побуждают учащихся к самостоятельному добыванию знаний, активизации их познавательной деят-ти, развитию мышления, формирование умений и навыков. Имеено на решение этих задач направлены проблемно-поисковые творческо-воспроизводящие методы.