logo search
Программа дисциплины

16. Подготовка учителя к уроку.

При подготовке к учебному занятиям педагог заниматься тематическим планированием, а с другой стороны планированием каждого урока. Тематическое планирование– предназначено для определения оптимальных путей распределения учебного материала в течение периода обучения, обеспечение ритмичности учебного процесса; возможность реализации принципов дидактики; разработка логики изложения учебного курса. Такое планирование начинается с изучением учебной программы, образовательного стандарта и содержания учебного материала.Цельтематического планирования формирование системы уроков по каждой теме (в соответствие циклов учебного процесса), изложение нового материала, проверка усвоения материала, его закрепление, формирование практических умений и навыков, контроль знаний. При подготовке к отдельному занятию устанавливается его цели, структура и дидактические особенности, после этого подбирается соответствующий учебный материал, проводится его анализ и составляется план-конспект урока. В таком плане отражается тема урока, цели, формы организации, методы и средства обучения, структура, а также дозировка времени.

Тематический план– это система взаимосвязанных уроков по содержанию, методам обучения и характеру познавательной деятельности учащихся.

После такого тщательного анализа, обдумывания композиции урока учитель осуществляет запись плана-конспекта урока. При этом конспект урока, особенно для начинающего учителя, разрабатывается довольно подробно, развернуто. Такой конспект может служить опорой в его работе не только в одном классе, а во всех классах одной параллели. Опытные учителя ограничиваются краткой записью урока — фиксированием того, что нужно не забыть и использовать самому учителю в работе с учащимися на уроке в данном конкретном классе. Это иногда вынуждает отдельных учителей составлять такие планы даже на каждый класс одной и той же параллели, так как учащиеся классов чаще всего заметно отличаются по своим особенностям, уровню подготовленности.

План урока — это начало творческого поиска, средство эффективности урока, реализация замысла учителя, фундамент вдохновения и талантливой импровизации. В нем отражается тема урока и класс, в котором он проводится, цель урока с конкретизацией его дидактических задач, краткое содержание материала, изучаемого на уроке, определяются форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся, методы, средства обучения, система заданий и задач, в ходе выполнения которых успешно будет осуществляться актуализация ранее усвоенных опорных знаний и способов деятельности, формирование новых научных понятий и способов деятельности и их применение в различных ситуациях обучения, контроль и коррекция учебной деятельности учащихся- и их поступательное движение от незнания к знанию, от неумения к умению совершать на этом пути необходимые и достаточные познавательные и практические действия при решении запланированных на уроке учебно-познавательных и практических задач. В плане урока уточняется его структура, определяется примерная дозировка времени на различные виды работы, предусматриваются приемы проверки успешности учения школьников, конкретизируются их фамилии, кого планируется опросить, проверить и т.п.