logo search
Программа дисциплины

8. Понятие ведущей деятельности. Ведущая деятельность как основание выделения возрастного периода.

Психическое развитие ребенка протекает по образцу, существующему в обществе, определяясь той формой деятельности, которая характерна для данного уровня развития общества. Главное изменение в развитии психических функций, кот-ые происходят на каждом возрастном этапе обусловлены ведущей деят-тью. Понятие "ведущая деятельность" было введено Леонтьевым: деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психикиЛеонтьев выделил следующие признаки ведущей деят-ти:

1) в рамках ведущей деят-ти возникают и диффернцируются другие виды деят-ти.

2) в ведущей деят-ти формируются и перестраиваются отдельные психические функции.

3) от ведущей деят-ти зависит наблюдаемые в это время изменения личности. Например в игре дошкольник усваивает нормы поведения взрослых людей, соответственно формируется моральное сознание ребенка.

Ведущей не может стать любая деят-ть, которая просто отдается много времени. В младенчестве ведущая эмоциональное общение со взрослыми. В раннем детстве манипулирование предметами. В дошкольном возрасте общение со сверстниками. В младшем школьном учебная деят-ть. Подростковый возраст интимно-личностное общение со сверстниками. Юность – это выбор и подготовка к будущей профессиональной деят-ти. Молодость – это освоение выбранной профессии и создание семьи.

Потребность в общении у ребенка развивается рано между первым и вторым мясяцами жизни. Психолог Лисина изучала общение ребнка со взрослыми на протяжении детства и выделила 4 формы общения:

1) ситуативно-личностное общение – эмоциональный контакт яв-ся основой содержания общения.

2) ситуативно-деловое – в раннем возрасте ребенок осваивает мир окружающих предметов, потребность общения связана с потребностью в сотрудничестве.

3) вне ситуативно-познавательное общение ребенок выходит за рамки наглядной ситуации и теперь его интересует как устроен мир, главный источник информации взрослый.

4) вне ситуативно-личностное общение – возникает в середине или коне дошкольного возраста.

В младшем школьном возрасте сохраняется и укрепляется авторитет взрослого, появ-ся дистанция в отношениях ребенок и учитель.

В подростковом возрасте появляется стремление к независимости от взрослого. Общение ребенок в школе и семье черевато конфликтами. Старший школьный возраст конфликты прекращаются. Стимулом к общении со взрослыми яв-ся потребность в опыте старшего поколения. В 3-4 года общение ребенка со сверстниками практически не сказывается на развитии. В 5-6 лет полноценное общение со сверстниками. Общение способствует развитию произвольного поведения и умения учитывать чужую точку зрения. В младшем школьном возрасте появ-ся особые формы общения связанная с отношениями в коллективе, происходит формирование чувства индетификации с коллективом. Индентификация – это чувство общности с данной группой