logo search
УМК ОиПП

Лекция № 6.

Тема: Сущность, аспекты, функции и ведущие парадигмы образования.

Исторически сложившиеся теории обучения.

План.

  1. Сущность образования.

  2. Аспекты образования.

  3. Функции образования.

  4. Ведущие парадигмы образования:

  5. Исторически сложившиеся теории обучения.

Основные понятия: авторитарный, аккредитация, ассоциация, восприятие, гуманизация образования, гуманизм, демократизация образования, деятельность, зона ближайшего развития, идеал, инвариантный, концепция, культура, личностный подход, личность, парадигма, познание, провайдер, проект, проектное обучение, теория, технология, феномен.

Сущность образования

В словаре С.Н. Ожегова образование определяется как обучение и просвещение. В учебниках по педагогике образование определяется либо как процесс и результат усвоения обучающимися социально-исторического опыта (пособие по педагогике под редакцией П.И. Пидкасистого), либо как объем систематизированных знаний, умений и навыков (И.П. Подласый), либо как социальное явление (учебное пособие "Педагогика" авторов В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева и др.).

В Законе РФ "Об образовании" под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Как видно, в данном случае образование определяется как широкое понятие, включающее в себя и обучение, и воспитание. Поэтому сейчас педагогику нужно рассматривать как науку об образовании человека.

В рамках личностно ориентированной развивающей парадигмы образование можно рассматривать как процесс и результат развития личности посредством научно организованного обучения и воспитания. В этом случае знания, умения и навыки будут выступать не как цель обучения, а как средства развития личности.