19. Социальная ситуация развития ребенка.
Первая форма общения ребенка со взрослым возникает к 2 мес жизни наз-ся ситуативно-личностное. К концу первого полугодия жизни возникает ситуативно-деловая форма общения -ребенок умеет схватывать предметы. Общение внесутуативно-познавательное от 3 лет – ребенок задает вопросыю Ребенок может один и тот же вопрос задавть неоднократно, добиваться ясности серьезности ответа. Роль данного вида общения в развитии личности велика. Нельзя принебрежительно относится к вопросам ребенка, т.к. это вызывает у ребенка обиду сопротивление и негативизм. Взрослый это эталон как надо себя вести. Основная тема бесед старших дошкольников это беседа на личные темы. Ребенок не спорит со взрослыми, а старается сначала его понять, найти причину почему взрослый думает так, а не иначе. Потребность взаимопонимания и сопереживания предполагает готовность ребенка разобраться в том, что думает и чувствует человек. Одно из проявление стремление ребенка установить общность взглядов и оценок со взрослыми это их жалобы. В жалобах скрыта желание либо проверить правильность своего понимания верного поведения, либо узнать их. О сформированности внеситуативно-личностного общения говорят такие формы поведения как малыш активно ищет беседу на личностные темы; его споры нацелены на выявление правильно ли он понимает как следует поступить. Когда речь идет о старших дошкольниках главным яв-ся вопрос о подготовки их к школе. Считается что для подготовки их к школе и успешного овладения программой у ребенка важно сформировать внутренний план действия (ВПД) – это умение действовать в уме.
Общение со сверстниками начинается с 3-х лет и осуществляется в форме 1) эмоционально-практического общения. Это общение прояв-ся в стремелении участвовать в общих забавах. Ребенку необходимо и достаточно чтобы сверстник присоединился к его забавам и они действовали за одно. Главная задача соучастие, а результат вообще исчезает из виду. В товарище цениться готовность вместе развлекаться и шалить. Следующая особенность этого общения – каждый участник озабочен тем чтобы привлечь внимание к себе и получить оценку своим действиям. Отсюда следует что дети мало слушают друг друга и больше демонстрируют себя друг другу, поэтому чтобы лучше организовать это взаимодействие требуется помощь взрослого.
2) ситуативно-деловое общение от 4-5 лет – ребенок предпочитает в качестве партнера по общению сверстника. Это связано с тем, что ведущая деят-ть ребенка становится игра. Дети стремятся установить между собой деловые сотрудничества. Переход от соучастия к сотрудничеству это заметный прогресс в сфере коммуникативной деят-ти дошкольника. Основные поводы обращения друг к другу возникают в процессе занятий. Главная задача это привлечь к себе внимание, но ребенок начинает замечать своего сверстника как партнера по общению. В сверстнике он видит только отношение к себе – это феномен невидимого зеркала. Позже ребенок начинает видеть и самого сверстника, но пока что только его недостатки. Невидимость сверстника соверешенно особенная сочитается с ревнивым интересом ко всему что он делает.
3) Внеситуативно-деловое 6-7 лет здесь наблюдается жажда сотрудничества. Сотрудничество носит практический характер. От ролевой игры переход к игре правилами – это упражнение в отношении с другими людьми.
- Программа дисциплины «Психология и педагогика»
- Программа дисциплины «Возрастная психология »
- 2. Понятие возраста в возрастной психологии.
- 3. Понятие развития. Кризисы развития.
- 4. Психическое развитие личности и сенситивные периоды развития личности.
- 5. Периодизация развития личности по Фрейду.
- 6. Стадии когнитивного развития Пиаже.
- 7. Стадии психосоциального развития Эриксона.
- 8. Понятие ведущей деятельности. Ведущая деятельность как основание выделения возрастного периода.
- 9. Социальная ситуация развития новорожденного. Кризис новорожденного.
- 10. Критерии перехода ребенка в стабильной младенческий возраст.
- 11. Новообразования младенческого возраста. Позиция в младенчестве.
- 12. Особенности познавательной деятельности в раннем детстве.
- 13. Кризис первого года жизни.
- 14. Социальная ситуация развития в раннем возрасте.
- 15. Социальная ситуация развития трехлетнего ребенка.
- 16. Развитие личности ребенка дошкольного возраста.
- 17. Познавательное развитие дошкольника
- 18. Ведущая деятельность детей дошкольного возраста
- 19. Социальная ситуация развития ребенка.
- 20. Кризис 7-ми лет.
- 21. Готовность к школе. Личностная и интеллектуальная готовность.
- 22. Ведущая деятельность младшего школьника.
- 23. Новообразования младшего школьного возраста.
- 24. Подростковый кризис и социальная ситуация развития подростка.
- 25. Пубертатное развитие. Психологические трудности пубертатного развития.
- 26. Ведущая деятельность подростка.
- 27. Становление личности в ранней юности. Социальная ситуация развития.
- 28. Новообразования юношества.
- 29. Психосоциальное развитие личности в молодости.
- 30. Зрелость. Поздняя зрелость.
- Программа дисциплины «Методика преподавания менеджмента »
- 1. Дидактика: общее понятие, предмет и задачи.
- 2. Сущность обучения как педагогического процесса.
- 3. Модель структуры учебного процесса.
- 4. Цикличность процесса обучения.
- 5. Функции обучения.
- 6. Характеристика преподавания как деятельности.
- 7. Учение как познавательная деятельность учащихся.
- 8. Технология обучения.
- 9. Дидактические закономерности и принципы обучения.
- 10. Организация проблемного обучения: понятие, функции, уровни.
- 12. Методика организации и проведения комбинированного урока.
- 13. Методика организации и проведения урока изложения нового материала.
- 14. Методика организации и проведения семинара и конференции.
- 15. Организация учебной деятельности учащихся на уроке.
- 16. Подготовка учителя к уроку.
- 17. Методы обучения: понятие, классификация.
- 18. Методы устного изложения знаний.
- 19. Методы проверки и оценки знаний.
- 20. Выбор метода обучения.
- 21. Средства обучения: роль и место в учебном процессе.
- 22. Классификация средств обучения.
- 23. Условия успешного усвоения понятий курса «Менеджмент» .
- 24. Методика формирования понятийного аппарата в процессе преподавания менеджмента.
- 25. Самостоятельная учебная деятельность: значение и виды.
- 26. Самостоятельная работа с книгой.
- 27. Самостоятельная внеаудиторная работа учащихся.
- 28. Требования к школьному учебнику по менеджменту.
- 29. Структура деятельности преподавателя менеджмента.
- 30 Методическая работа преподавателя менеджмента.
- Программа дисциплины «Научные основы управления школой»
- 1. Система образования в рф: понятие, структура, нормативная база, органы управления.
- 2. Школа как социально-педагогическая система.
- 3. Общая характеристика внутришкольного управления.
- 4. Особенности реализации функций управления школой.
- 5. Формирование организационной структуры управления школой.
- 6. Характеристика нормативных документов о школе.
- 7. Информационно-аналитическое обеспечение управления.
- 8. Планирование работы школы.
- 9. Контроль и оценка результатов управления школой.
- 10. Педагогические инновации и организация их реализации.
- 11. Образовательный процесс как система.
- 12. Управление качеством результатов образовательного процесса.
- 13. Воспитательная система и проблемы ее организации.
- 14. Уровневое управление воспитательными системами.
- 15. Руководство внеклассной и внешкольной учебно-воспитательной работой.
- 16. Организация труда руководителя школы.
- 17. Организация труда учителя.
- 18. Содержание и методика работы педсовета и методического объединения.
- 19. Внедрение передового педагогического опыта.
- 20. Система внутришкольного контроля.
- 21. Методы и стили управления школой.
- 22. Методическое обеспечение школы.
- 23. Школьная документация.
- 24. Функции и обязанности классного руководителя.
- 25. Работа классного руководителя по изучению учащихся и созданию ученического коллектива.
- 26. Планирование воспитательной работы в классе.
- 27. Школьное самоуправление: понятие, структура, содержание работы.
- 28. Совместная работа семьи и школы: значение, цели.
- 29. Проблемы взаимодействия семьи и школы.
- 30. Организация работы школы с родителями учащихся