logo search
УМК ОиПП

Примеры педагогических ситуаций предъявления требований

Ситуация 1 (из протокола урока)

-Арифметику не знаешь. Сократи, — говорит учитель ученику, решающему пример у доски.

- Вы же сказали, можно не сокращать! — реплика из класса.

- Пиши.

Ученик у доски стоит, ждет и не пишет.

- Пиши, - еще раз требует учитель.

- Чего пиши? — огрызается озлобленно. В классе — смех.

- Кто пойдет напишет? — обращается учитель к классу — Шувалов к доске. Разговоры!

Ситуация 2 (предъявление требования в форме просьбы)

В школе авария - трубы прорвало, и вода хлещет как из фонтана, заливая ко­ридор второго этажа. Директор входит в 11-й класс и обращается к старшекласс­никам:

- Беда, ребята. Пока приедет аварийка, затопим школу. Кто сможет помочь мне перекрыть трубу?

Ситуация 3 (предъявление требования в косвенной форме, подавая при­мер)

Миша К. и Витя 3. роют траншею и натыкаются на большой камень.

- Вот это орешек, — говорит Витя, — тут бы хорошо динамитом, как в горах, когда туннели прокладывают. Раз-раз, и готово!

- Ну, а так как динамита у нас нет, — вставляет Миша, — то придется ручками.

Он поплевывает на ладони, берется за кувалду.

- Сами не справимся, — уныло говорит Витя — Пойдем за взрослыми.

- Ты что, маленький? — возмутился Миша. — Взрослых еще звать...

- Трудно, — оправдывается Витя.

- Ну и что же. Где легко, там сами, а где трудно — так дядю позвать на по­мощь? Да?

- И вообще куда спешить, — бурчит Витя, — пойдем перекусим, а то сил не хватит.

- Обедать пойдем в 14.00, как обычно, — говорит Миша, берясь за кувал­ду. — А сейчас будем работать. Кто хочет, конечно.

Витя нехотя спрыгивает в траншею и берется за лопату.

Ситуация 4 (предъявление требования в ущерб делу и другим людям)

Урок шел, как обычно. Виктория Кирилловна проверила выполнение домашне­го задания и приступила к объяснению. И вдруг она услышала слева от себя отчет­ливый скрип. По выражению лица она сразу определила — скрипел Андреев и, не задумываясь, строго сказала:

- Андреев, прекрати скрипеть, иначе я тебя удалю с урока!

Она и не подозревала, что провал ее тщательно подготовленного урока начал­ся, потому что она поддалась на провокацию.

- Что Андреев-то, что Андреев-то?! — громко зашумел подросток. — Вы сна­чала разберитесь, кто скрипит, а потом говорите. А то: «Андреев, Андреев!»

Учительница продолжала объяснение, и скрип тут же возобновился.

- Андреев, я последний раз предупреждаю, если ты сейчас же не прекратишь скрипеть, я удалю тебя с урока!

Андреев не прекратил скрип, и Виктория Кирилловна громко произнесла:

- Немедленно выйди из класса!

Андреев не вышел и пустился в длинные пререкания:

- А почему это я должен выходить? Вы сначала докажите, что это я скрипел. А то: «Уходи!»

- Пока ты, Андреев, не выйдешь из класса, я урок вести не буду!

При этих словах учительница захлопнула журнал и села за стол. Но это не возымело никакого действия ни на Андреева, ни на класс.

Время шло. Андреев не выходил из класса. Класс тем временем как бы разде­лился на три группы: первая - это те, кому совершенно было безразлично проис­ходящее; вторая - те, кто ехидно наблюдал, чем же кончится конфликт, выйдет Андреев или нет; третья - это преимущественно активные девочки, которые ши­пели на виновника срыва урока:

- Витька, выйди же, тебе говорят. Ты урок срываешь!

Прозвенел звонок. Учитель написала на доске домашнее задание и быстро вы­шла из класса.

Ситуация 5 (предъявление требования с опорой на авторитет родителей)

В театре проводился благотворительный вечер, и билеты продавались без ука­зания мест.

Красивая девочка остановилась у первого от прохода кресла второго ряда. В этом кресле уже сидела девочка и что-то жевала. Красивая девочка поглядела на сидящую как-то сверху вниз и некоторое время помолчала.

— Послушай, — наконец сказала красивая девочка спокойно. — Это мое ме­сто. Пожалуйста, пересядь.

— Почему твое? — спросила та. — Билеты сегодня ненумерованные.

— Мы всегда здесь сидим, — сказала красивая девочка. — Тебе, наверное, все равно, где будет твое место, а я здесь привыкла. Пересядь, пожалуйста.

— Почему я должна пересаживаться? — обиделась сидящая девочка. — Мне здесь тоже нравится! Если бы ты хотела обязательно сесть на это место, пришла бы пораньше... А сейчас мы уже здесь сидим. — И она отвернулась к соседке.

Красивая девочка снисходительно на нее посмотрела, пожала плечами и подо­шла к билетерше.

— Будьте так добры... — сказала вежливо красивая девочка. — Попросите ос­вободить мое место. Во втором ряду, первое от прохода. Мы всегда там сидим. А сейчас это место заняли.

Билетерша удивленно подняла на нее глаза.

— Видите ли... — сказала красивая девочка, — я думала, вы знаете, что мы всегда сидим на этих местах. Я дочь Орлова.

— Батюшки! Какая у Василия Никитича большая дочка! Пойдем, разберемся.

Использованы материалы из учебного пособия: Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 304 с. – (Серия «Учебник нового века»).