logo search
Программа дисциплины

23. Новообразования младшего школьного возраста.

Основные новообразования младшего школьного возраста яв-ся: 1) произвольность и осознанность психических процессов их интеллектуализация, внутренние опосредования; 2) осознание своих собственных изменение в результате развития учебной деят-ти. Ведущим психическим процессом в младшем школьном возрасте становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются остальные психические функции, а завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому. К концу младшего школьного возраста появ-ся индивидуальное развитие: среди детей выделяются теоретики, практики, художники. Но у большинства детей наблюдается равновесие между разными видами мышления. Овладение системой научных понятий дает возможность говорить о развитии основ теоретического мышления. Для развития теоретического мышления важно как и чему учить ребенка. При применении развивающего обучения (Эльконин, Давыдов) теоритеческое мышление складывается на год раньше, чем при обучении традиционными программами. Кроме построения программы важна форма при которой происходит обучение. Более эффективной яв-ся кооперация детей. При этом происходит деловое общение детей. В области восприятия происходит переход от непроизвольного к произвольному восприятию. К началу младшего школьного возраста восприятие недостаточно диффиренцировано, т.е. ребенок путает схожие буквы и цифры. При рассмотрении объектов выделяет более яркие цвета и формы. Детального восприятия еще нет. Учитель учит ребенка наблюдению и тщательному восприятию ребенка. Стадии восприятия рисунка: от 9-5 лет стадия перечисления; 6-9 лет – стадия описания; 9-10 лет –стадия интерпритации. Память развивается в 2-х направлениях: - развитие произвольности; - развитие осмысленности запоминания. Младшие школьники обладают механической памятью и развивается осмысленная. Совершенствовать смысловую память можно с помощью специальных приемов, т.е. память неразрывно связана с мышлением. Приемы осмысленного запоминания: 1) деление текста на смысловые части; 2) придумывание заголовков, составление планов;

3) выделение опорных пунктов и слов; 4) возвращение уже к прочитанным частям текста их припоминание. Внимание – это процесс без которого невозможно обучение. По сравнению с дошкольниками, младшие школьники гораздо более внимательны, они способны сконцетрировать на неинтересных действиях, но непроизвольное внимание преобладает. Внимание отличается малым объемом и устойчивостью 20 мин. Затруднено переключение внимания и распределение. В процессе учебной деят-ти развивается произвольное внимание.