23. Новообразования младшего школьного возраста.
Основные новообразования младшего школьного возраста яв-ся: 1) произвольность и осознанность психических процессов их интеллектуализация, внутренние опосредования; 2) осознание своих собственных изменение в результате развития учебной деят-ти. Ведущим психическим процессом в младшем школьном возрасте становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются остальные психические функции, а завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому. К концу младшего школьного возраста появ-ся индивидуальное развитие: среди детей выделяются теоретики, практики, художники. Но у большинства детей наблюдается равновесие между разными видами мышления. Овладение системой научных понятий дает возможность говорить о развитии основ теоретического мышления. Для развития теоретического мышления важно как и чему учить ребенка. При применении развивающего обучения (Эльконин, Давыдов) теоритеческое мышление складывается на год раньше, чем при обучении традиционными программами. Кроме построения программы важна форма при которой происходит обучение. Более эффективной яв-ся кооперация детей. При этом происходит деловое общение детей. В области восприятия происходит переход от непроизвольного к произвольному восприятию. К началу младшего школьного возраста восприятие недостаточно диффиренцировано, т.е. ребенок путает схожие буквы и цифры. При рассмотрении объектов выделяет более яркие цвета и формы. Детального восприятия еще нет. Учитель учит ребенка наблюдению и тщательному восприятию ребенка. Стадии восприятия рисунка: от 9-5 лет стадия перечисления; 6-9 лет – стадия описания; 9-10 лет –стадия интерпритации. Память развивается в 2-х направлениях: - развитие произвольности; - развитие осмысленности запоминания. Младшие школьники обладают механической памятью и развивается осмысленная. Совершенствовать смысловую память можно с помощью специальных приемов, т.е. память неразрывно связана с мышлением. Приемы осмысленного запоминания: 1) деление текста на смысловые части; 2) придумывание заголовков, составление планов;
3) выделение опорных пунктов и слов; 4) возвращение уже к прочитанным частям текста их припоминание. Внимание – это процесс без которого невозможно обучение. По сравнению с дошкольниками, младшие школьники гораздо более внимательны, они способны сконцетрировать на неинтересных действиях, но непроизвольное внимание преобладает. Внимание отличается малым объемом и устойчивостью 20 мин. Затруднено переключение внимания и распределение. В процессе учебной деят-ти развивается произвольное внимание.
- Программа дисциплины «Психология и педагогика»
- Программа дисциплины «Возрастная психология »
- 2. Понятие возраста в возрастной психологии.
- 3. Понятие развития. Кризисы развития.
- 4. Психическое развитие личности и сенситивные периоды развития личности.
- 5. Периодизация развития личности по Фрейду.
- 6. Стадии когнитивного развития Пиаже.
- 7. Стадии психосоциального развития Эриксона.
- 8. Понятие ведущей деятельности. Ведущая деятельность как основание выделения возрастного периода.
- 9. Социальная ситуация развития новорожденного. Кризис новорожденного.
- 10. Критерии перехода ребенка в стабильной младенческий возраст.
- 11. Новообразования младенческого возраста. Позиция в младенчестве.
- 12. Особенности познавательной деятельности в раннем детстве.
- 13. Кризис первого года жизни.
- 14. Социальная ситуация развития в раннем возрасте.
- 15. Социальная ситуация развития трехлетнего ребенка.
- 16. Развитие личности ребенка дошкольного возраста.
- 17. Познавательное развитие дошкольника
- 18. Ведущая деятельность детей дошкольного возраста
- 19. Социальная ситуация развития ребенка.
- 20. Кризис 7-ми лет.
- 21. Готовность к школе. Личностная и интеллектуальная готовность.
- 22. Ведущая деятельность младшего школьника.
- 23. Новообразования младшего школьного возраста.
- 24. Подростковый кризис и социальная ситуация развития подростка.
- 25. Пубертатное развитие. Психологические трудности пубертатного развития.
- 26. Ведущая деятельность подростка.
- 27. Становление личности в ранней юности. Социальная ситуация развития.
- 28. Новообразования юношества.
- 29. Психосоциальное развитие личности в молодости.
- 30. Зрелость. Поздняя зрелость.
- Программа дисциплины «Методика преподавания менеджмента »
- 1. Дидактика: общее понятие, предмет и задачи.
- 2. Сущность обучения как педагогического процесса.
- 3. Модель структуры учебного процесса.
- 4. Цикличность процесса обучения.
- 5. Функции обучения.
- 6. Характеристика преподавания как деятельности.
- 7. Учение как познавательная деятельность учащихся.
- 8. Технология обучения.
- 9. Дидактические закономерности и принципы обучения.
- 10. Организация проблемного обучения: понятие, функции, уровни.
- 12. Методика организации и проведения комбинированного урока.
- 13. Методика организации и проведения урока изложения нового материала.
- 14. Методика организации и проведения семинара и конференции.
- 15. Организация учебной деятельности учащихся на уроке.
- 16. Подготовка учителя к уроку.
- 17. Методы обучения: понятие, классификация.
- 18. Методы устного изложения знаний.
- 19. Методы проверки и оценки знаний.
- 20. Выбор метода обучения.
- 21. Средства обучения: роль и место в учебном процессе.
- 22. Классификация средств обучения.
- 23. Условия успешного усвоения понятий курса «Менеджмент» .
- 24. Методика формирования понятийного аппарата в процессе преподавания менеджмента.
- 25. Самостоятельная учебная деятельность: значение и виды.
- 26. Самостоятельная работа с книгой.
- 27. Самостоятельная внеаудиторная работа учащихся.
- 28. Требования к школьному учебнику по менеджменту.
- 29. Структура деятельности преподавателя менеджмента.
- 30 Методическая работа преподавателя менеджмента.
- Программа дисциплины «Научные основы управления школой»
- 1. Система образования в рф: понятие, структура, нормативная база, органы управления.
- 2. Школа как социально-педагогическая система.
- 3. Общая характеристика внутришкольного управления.
- 4. Особенности реализации функций управления школой.
- 5. Формирование организационной структуры управления школой.
- 6. Характеристика нормативных документов о школе.
- 7. Информационно-аналитическое обеспечение управления.
- 8. Планирование работы школы.
- 9. Контроль и оценка результатов управления школой.
- 10. Педагогические инновации и организация их реализации.
- 11. Образовательный процесс как система.
- 12. Управление качеством результатов образовательного процесса.
- 13. Воспитательная система и проблемы ее организации.
- 14. Уровневое управление воспитательными системами.
- 15. Руководство внеклассной и внешкольной учебно-воспитательной работой.
- 16. Организация труда руководителя школы.
- 17. Организация труда учителя.
- 18. Содержание и методика работы педсовета и методического объединения.
- 19. Внедрение передового педагогического опыта.
- 20. Система внутришкольного контроля.
- 21. Методы и стили управления школой.
- 22. Методическое обеспечение школы.
- 23. Школьная документация.
- 24. Функции и обязанности классного руководителя.
- 25. Работа классного руководителя по изучению учащихся и созданию ученического коллектива.
- 26. Планирование воспитательной работы в классе.
- 27. Школьное самоуправление: понятие, структура, содержание работы.
- 28. Совместная работа семьи и школы: значение, цели.
- 29. Проблемы взаимодействия семьи и школы.
- 30. Организация работы школы с родителями учащихся