logo search
Программа дисциплины

21. Готовность к школе. Личностная и интеллектуальная готовность.

Перед поступлением ребенка в школу он проходит тестирование. Задача психолога выявить психологическую готовность ребенка к школе. Психологическая готовность выделяет 2 аспекта:

1) Личностная – ребенка трудно чему-нибудь научить если он не хочет. Продуктивно учебная деят-ть предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям и результатам работы. Для определения личностной готовности может использоваться в ходе беседы. Определяя готовность ребенка к школе обращают внимание на развитие произвольной сферы. В основном предлагается задание выполнение действий по образцу (методика образец и правила).

2) Интеллектуальная готовность – связана с развитием мыслительных процессов (умение обобщать, сравнивать объекты, классифицировать причинно-следственные связи, т.е. делать выводы). При этом должно быть соответствующее речевое развитие, наличие познавательной активности. Изучение особенности интеллекта начинается с изучения памяти. Мышление шестилетнего ребенка образно и конкретное. Уровень развития наглядно-образного мышления диагностируется с помощью разрезных картинок. Уровень развития пространственного мышления определяется с помощью методики лабиринт – ребенку нужно найти выход к определенному домику среди других неверных путей из тупикового лабиринта. Методика для определения словесно-логического мышления «последовательность событий.

Шести летний первоклассник по своему развитию остается дошкольником. Особенности мышления: преобладает непроизвольная память, особенности внимания (может продуктивно работать в течении 10-15 мин). Остается завышенной самооценка. От получения отрицательных оценок, замечаний вызывает тревожность, состояние дискомфорта. Отсюда вытекает пассивность, ребенок может бросить начатую работу или ждет подсказку учителя. Для детей обучающихся с шести лет существует щадящий режим, но ряд проблем остается. Шести летнии дети более комфортно себя чувствуют при обучении в подготовительных группах детского сада по сравнению с первыми классами школы. Главная причина не в условиях, а в отношениях, которые складываются между ребенком и взрослым. Общение которой имеет место в детском саду гораздо больше соответствует психики дошкольника. К вопросам об обучении в 6 лет нужно подходить индивидуально. Если после психологопедагогического обследования специалисты делают вывод что ребенок готов к обучению, то ребенка можно отдавать учиться. Адаптация ребенка в школе может сопровождаться тревожностю, повышенной плаксивостью, капризностью, нарушением сна. Это чувство напряженности обычно проходит через 1,5 -2 месяца.