logo search
УМК ОиПП

Теория и методика воспитательной работы в профессиональном учебном заведении

Авторская школа – экспериментальное учебно-воспитательное учреждение, деятельность которого основана на ведущей психолого-педагогической концепции, разработанной определенным автором или авторским коллективом.

Валеология– наука о здоровом образе жизни, имеющая целью исследования системы факторов и условий, способствующих укреплению здоровья людей.

Воспитание – 1) (в широком смысле) совокупность формирующего воздействия всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей. В этом значении воспитание отождествля­ется с социализацией; 2) (в узком смысле) специ­ально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Воспитанник– человек, являющийся, с одной стороны, субъектом целенаправленной деятельности воспитателя и социального окружения (семьи и коллектива), с другой стороны – субъектом самовоспитания и саморазвития.

Воспитанность– достигнутый уровень развития личности, проявляющийся в согласованности между знаниями и умениями, убеждениями, поведением и характеризующийся степенью сформированности общественно значимых качеств.

Воспитательная функция педагогического процесса– круг деятельности по формированию основ научного мировоззрения, профессиональных убеждений, уважения к труду, по воспитанию коллективизма, дружбы, трудовой дисциплины, ответственности; формирование норм и правил гражданского поведения.

Воспитательное мастерство– мера совершенства педагога в реализации системы воспитательных функций при решении конкретных воспитательных задач.

Девиантное поведение– это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

Закономерности воспитания– устойчивые, повторяющиеся, существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности.

Коллектив– организованная и обладающая органами управления группа людей, объединенных общественно значимыми идеями, интересами, деятельностью.

Коллективизм– умение взаимодействовать с товарищами по работе в ходе трудовой деятельности, способность вступать с ними в гуманистические отношения, готовность подчинить собственные интересы общественным и коллективным

Культура поведения– характеристика поведения по критерию и мере соответствия нравственно-эстетическим принципам, социальным нормам и правилам этикета.

Методы воспитания– упорядоченные практические совместные действия педагога и воспитанника, которые способствуют передаче, усвоению и использованию содержания воспитания как общественного опыта.

Методы организации коллектива– методы воспитания, способствующие формированию коллектива с высокой дисциплиной, заботой всех и каждого об улучшении условий обучения, труда, с соревновательным отношением к делу и самоуправлением.

Мировоззрение– система научных, философских, социально-политических, эстетических взглядов на мир.

Моделирование воспитания– метод познавательной и практической деятельности, позволяющий адекватно и целостно отразить в модельных представлениях сущность, важнейшие качества и компоненты воспитательного процесса.

Нравственная культура– определенный уровень отношения к сложившейся в обществе системе ценностей и традиций морали, выражающийся в объеме знаний, интересе к ним и их выборе в качестве мотива своего поведения.

Общественное мнение– метод самоорганизации педагогического стимулирования, обеспечивающий поддержку и развитие общественно полезной деятельности и проявление нравственных качеств воспитанников посредством выполнения требований морали, постановки и реализации общественно значимых перспектив, социально-нравственной оценки поведения членов коллектива.

Принцип культуросообразности– максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, нации, общества, страны, региона, в которой находится учебное заведение.

Принцип природосообразности– обязательный учет половозрастных особенностей учащихся, определяющих их возможности, уровень развития личностных свойств; опора на мотивы и потребности учащихся конкретного пола и возраста.

Принципы воспитанияэто общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам и организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания и служат руководством в решении воспитательных задач.

Технологии воспитания — это воспитательная деятельность педагогов, связанная с планированием предполагаемого ими результата и способов его достижения, с моделированием этих способов, осуществлением разработанных планов и моделей, управлением деятельностью и поведением людей, реализующих эти планы.

Форма воспитания - внешнее проявление процесса воспитания.