logo search
Программа дисциплины

Программа дисциплины «Возрастная психология »

1. Возрастная психология – наука о закономерностях психического развития человека (предмет, задачи, методы).

Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности чел-ка на протяжении всей жизни. Предмет возрастной психологии - закономерности психического развития человека в онтогенезе, особенности психических процессов и личности на различных стадиях жизненного цикла от рождения и до завершения жизненного пути. Теоретические и практические задачи возрастной психологии: изучение движущих сил и источников психического развития ребенка, построение периодизации психического развития в онтогенезе, характеристика качественного своеобразия развития личности и психических процессов на каждой стадии, контроль хода и динамики психического развития, профилактика, коррекция и оптимизация развития на основе возможностей обучения и воспитания.

Особенностью возрастной психологии отличающей ее от других наук яв-ся акцент на динамику развития. Возрастная психология связана с общей психологией, психологией личности, социальной психологией, педагогической психологией и дифференциальной психологией. Общая психология изучает память, внимание, а возрастная психология(В.П.) рассматривает развитие этих процессов. Психолгия личности рассматривает такие образования как мотивация, самооценка, ценностные ориентации, а возрастная отвечает на вопрос когда эти образования появляются и каковы их особенности в определенном возрасте. Связь В.П. с социальной психологии дает возможность проследить зависимость развития и поведения ребенка от специфики тех групп куда они входят. Дифференциальная психология позволяет рассматривать индивидуальные различия между детьми. В.П. связана с педагогической психологией, т.к. изучает целенаправленное воздействие взрослых на ребенка.

Помимо детской психологии и психологии отрочества возрастная психология включает в себя психологию развития зрелой личности и геронтопсихологию.

Методы исследования в возрастной психологии:

1) метод срезов – в больших группах с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития.

2) сравнительный метод – делается несколько срезов, а потом их между собой сравнивают.

3) лонгитюдный метод (продольное исследование) – рассматривается развитие одного и того же ребенка в течении длительного времени.

4) наблюдение – может быть сплошным и выборочным. Требования наблюдения: должна быть четко поставлена цель; разработана схема наблюдения; объективность (описывается сам фактическая фраза ребенка или эмоциональная реакция, а не его субъективное истолкование психолога); систематичность наблюдения; наблюдать необходимо естественное поведение ребенка.