logo search
Программа дисциплины

25. Работа классного руководителя по изучению учащихся и созданию ученического коллектива.

Проведение воспитательной работы немыслимо без знания возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Незнание этих особенностей зачастую служит причиной серьезных просчетов и педагогических ошибок. На учебной работе и поведении школьника сказываются условия семейного воспитания, состояние здоровья, влияние тех контактных групп, с которомы он находится в постоянном общении, и т.д. Все это нужно внимательно изучить и знать, чтобы успешно осуществлять воспитательную работу. Изучение школьников классным руководителем проводится с помощью различных методов:

- повседневное наблюдение за деят-тью и поведением учащихся в процессе занятий и внеурочной работы. Сущность этого метода заключается в том, что наблюдая за учащимися в различных условиях учебной и внеклассной работы, выявлять особенности их отношения к выполнению школьных обязанностей, черты характера, культуры поведения.

- индивидуальные и групповые диагностические беседы. С их помощью классный руководитель имеет возможность узнать как относится тот или иной школьник к учебным занятиям, чем интересуется и занят во внеурочное время, какие трудности испытывает в овладении знаниями.

- изучение результатов в деят-ти учащихся;

- посещение их на дому;

- естественный эксперимент. Его сущность состоит в том, что дети включаются в какую-нибудь деят-ть и педагог наблюдает за их поведением не в искусственно созданных условиях, а в процессе обычной работы и таким образом изучает их особенности.

- рейтинг и метод компетентных оценок.

Успешное осуществление обучения и воспитания учащихся возможно только при их сплоченности в дружный и работоспособный коллектив.

Этапы создания ученического коллектива:

1) знакомство с учащимися: знакомство с личными делами, анализ классных журналов за предыдущий учебный год;

2) умелое предъявление с первых же дней педагогических требований к учащимся: в начале года проводится специальное собрание, на котором классный руководитель знакомит учащихся с важнейшими школьными правилами и разъясняет, как они должны вести себя на уроках и переменах, выполнять домашние задания.

3) умение классного руководителя организовать содержательную внеклассную работу с тем, чтобы учащиеся были увлечены практическими делами, чтобы перед ними всегда стояли задачи-перспективы.

4) работа по всестороннему воспитанию учащихся и в, частности, по улучшению успеваемости, нравственному и эстетическому воспитанию, а также по выработке трудолюбия. +