logo search
Программа дисциплины

23. Условия успешного усвоения понятий курса «Менеджмент» .

Понятие – есть знание существенных свойств предметов и явлений окружающей действительности, знание существенных связей и отношений между ними.

Овладение понятиями тесно связано с активной мыслительной деят-тью в частности с такими операциями как сравнение, обобщение, синтез, анализ, абстрагирование, классификация. Нельзя высказать ни одной мыли не оперируя понятиями. Поэтому чем лучше усвоены понятия тем легче строить суждения, умозаключения тем совершеннее та основа которая создана с развитием творческого мышления. Успешным наз-ся такое усвоение понятий при котором учащийся овладевает полностью содержанием, объемом этого понятия, знанием его связи с другими понятиями, а также умение оперировать этими понятиями.

Развитие понятий у цчащихся происходит под влиянием следующих факторов:

1) донаучные представления – жизненный опыт;

2) целенаправленный процесс формирования понятий в учебном заведении.

3) стихийное формирование понятий – чтение литературы, просмотр кинофильмов и другой источник информации.

Для педагога следует важный вывод, что до изучения новой темы или предмета необходимо выявить донаучные понятия у учащихся в виде беседы или анкетирования.

Процесс формирования понятий у учащихся имеет свои закономерности:

1) это процесс сложный и продолжительный по времени; 2) в процессе изучения предмета сначала формируются отдельные понятия, а потом их уже система; 3) усвоение понятий идет успешнее при наличии взаимосвязей между понятиями других систем и наук; 4) одновременно с процессом формирования новых понятий идет процесс углубления уже имеющихся.

Кроме того в процессе овладения понятиями у учащихся возникают следующие трудности:

- общие абстрактные понятия не наглядны, поэтому акцент делается на объяснение и рассуждение; - негативное влияние донаучных понятий; - отсутсвие меры в соотношении образного и словесно-логического компонента.

Таким образом для успешного усвоения научных понятий необходимы следующие условия:

1) знание педагога содержания и значения формирования понятий у учащихся; 2) знание педагогом основных этапов формирования понятий;

3) создание необходимой базы для введения нового научного понятия; 4) тщательный отбор учебного материала; 5) учет возрастных особенностей учащихся; 6) организация активной познавательной деят-ти учащихся; 7) организация системы самостоятельных работ.