logo search
Программа дисциплины

12. Управление качеством результатов образовательного процесса.

Контроль результатов образовательного процесса яв-ся неотъемлемой функцией всего управления в целом. Для этого в образовательном учреждение создается система мониторинга(постоянное отслеживание хода образовательного процесса для получения промежуточных результатов и своевременного принятия решения о его регулирование и коррекции). В качестве результатов образовательного процесса рассматриваются: обучаемость; обученность; общие учебные умения; развитие познавательных интересов, памяти, речи, мышления, стиль рабочей деятельности и др.Качество– это нормальной уровень которому должен соответствовать продукт просвещения.Качество знаний– целостная совокупность, их устойчивых свойств характеризующих результат учебно-познавательной деятельности учащихся. В связи с тем, что уровень усвоения бывает разным можно выделить3 группы качеств: 1системность знаний, являющееся результатом взаимодействия осознанности, полноты, систематичности, глубины, конкретности и обобщения.2действенность знаний, которые характеризуются как мобильность. Проявляющаяся в умении применять знания при решении учебных и практических задач, а также задач жизненного характера, которая характеризуется  их осознанной полнотой, умением применять в новых условиях3прочность знаний - то есть сохранение их в памяти, зависящая  от действенности  и их осознанности. Взаимосвязь действенности, прочности и системности обеспечивает полноценность знаний учащихся. Наличие таких знаний у школьников по биологии позволяет им ориентироваться в различных ситуациях, представлять образ деятельности, изменять ее план, с выходом на новые цели и средства, высказывать оценочные суждения .Исходя из этого можно сделать вывод, чтокритериями качества знаний являются:1.  Соотнесение уровней сформированности у школьников системы качеств знаний с исполнительскими действиями; 2.   Оценка совпадения реального хода этих действий и их результатов с заданными; 3.   Внесение  корректив в соответствии с образцами  в случае расхождения.Функции контроля.ПРОВЕРОЧНАЯ ее цель выявить уровень знаний т.е. результаты обучения, чтобы решать вопрос о выдачи документа или переводе на след уровень. ОБУЧАЮЩАЯ ее суть, при подготовке к контрольным мероприятиям учащиеся систематизируют и обобщают свои знания. РАЗВИВАЮЩАЯ предполагает развитие умственных способностей т.к. контроль протекает в условиях обостренной работы памяти, мышления, внимания и воображения. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ контроль затрагивает эмоциональную сферу личности. МЕТОДИЧЕСКАЯ она имеет особое значение для преподавателя и важна для совершенствования его работы. Контроль помогает оценить методы преподавания, выявить его достоинства и недостатки и выбрать оптимальный вариант.Роль рефлексии.Образовательный процесс сопровождается его рефлексивным осознанием субъектами образования, которое включает осознание способов деятельности, обнаружение её смысловых особенностей, выявление образовательных приращений ученика и учителя. Они не просто осознают сделанное, они осознают способы деятельности, знания, умения, отношение к ним, пути взаимодействия с членами содружества (класса, группы). Рефлексия является источником внутреннего опыта, способом самопознания и необходимым инструментом мышления. Л.С.