logo search
Программа дисциплины

14. Уровневое управление воспитательными системами.

Управление воспитательными системами осуществляется на 3 уровнях: федеральном, региональном, внутришкольном. На федеральномуровне определяются концептуальные основы воспитания. Российская Академия Наук, Министерство образования совместно с другими научными учреждениями разрабатывают образовательную политику и стратегию развитию образовательной и воспитательной систем. На фед уровне обеспечивается подготовка педагогических кадров, финансирование системы образования и распространение передового педагогического опыта. Нарегиональномуровне разрабатываются материалы и документы которые позволяют образовательным учреждениям выстраивать собственные концепции и программы воспитания. На федеральном и региональном уровнях осуществляется внешнее управление, а в самом образовательном учреждение внутреннее управление. Для реализации управления образованием воспитательной системой применяется набор из всех тех функций которые были рассмотрены в управление образовательным процессом. В настоящее время сложились следвариантыуправления воспитательными системами: *основан на закономерностях развития управления воспитательными системами (управление воспитательной системой через конкретизацию целей воспитания, введений новаций через деятельность соц психологической службы, которая обеспечивает совершенствование отношений)*адаптивная воспитательная система (появилась в начале 90) – разрабатывалась для воспитательной системы когда внимание обращается не только на развитие личности, но и самого индивида. Требование для воспитательной системы это наличие основание, а им яв-ся в настоящее время система отношений человека с окружающей средой. Высокий уровень целостности системы целей. Дифференциация целей по возрасту учащихся. Реализуемость в учебно-воспитательной процессе. Измеримость воспитательного процесса. Любая воспитательная система проходит в своем развитие определенныеэтапы:1становление – начинается с постановки цели главных ориентиров, недостаточная прочность внутренних связей, нет единства педагогических действий. Как правило в управление преобладает административные методы. 2обработка структуры системы наиболее эффективных форм и методов управления, бурное развитие школьного коллектива и самоуправления возникают различные объединения, однако педагогический коллектив не отличается единством. Проблема: сочетание динамичности детского коллектива и консервативности взрослого или педагогического коллектива. Именно в этот период идет борьба за учащихся между школой и внешней средой. 3этап окончательного оформления системы. В это время укрепляются горизонтально-вертикальные связи, упорядочивается жизнь школы, формируется содружество детей и взрослых, накапливаются традиции, в управление системой включают детей. 4обновление или перестройка системы. Изменение системы может идти 2 путями: *эволюционный т.е. самый приемлемый *революционный т.е. вызывается чрезвычайными событиями в жизни школы и общества.