logo search
Программа дисциплины

6. Стадии когнитивного развития Пиаже.

Процесс развития интеллекта представляет собой смену трёх больших периодов, в течение которых происходит становление трёх основных интеллектуальных структур.

1) Сенсомоторный период охватывает первые 2 года жизни ребенка. Ребенок начинает отделять себя от внешнего мира, возникает понимание постоянства, устойчивости внешних объектов. В это время не развита речь и отсутствуют представления, а поведение строится на основе координации восприятия и движения (отсюда и название "сенсомоторный"). Родившийся ребенок имеет врожденные рефлексы:

1. Упражнения рефлекса от рождения до 1 месяца;

2. Первичные круговые реакции (1-4 мес.) здесь наблюдаются повторяющие действия. 3. Вторичные круговые рекции (4-8 мес.) ребенок сосредоточен не на собственной активности, а на изменениях вызванных его действиями. 4. Начало практического интеллекта (8-12 мес) схемы действия образованы на предыдущих этапах объединяются и используются для достижения цели. 5. Тритичные круговые реакции (12-18 мес.) ребенок специально изменяет действия чтобы посмотреть к каким результатам это приведет, он экспериментирует. 6. Начало интериоризации схем действий (до 2-х лет) если раньше ребенок проводил различные внешнии действия чтобы достичь цели, пробовал и ошибался, то теперь он уже может комбинировать схему действия в уме и внезапно приходит к правильному решению.

2) Репрезентативный интеллект и конкретные операции (от 2- 11 лет) – это мышление с помощью представлений:

1. от 2 до 7 лет дооперациональная стадия - мышление с помощью представлений. Сильное образное начало при недостаточном развитии словесного мышления приводит к своеобразной детской логике. На этапе дооперационных представлений ребёнок не способен к доказательству, рассуждению. Мышление ориентируется на внешние признаки предмета. Ребёнок не видит вещи в их внутренних отношениях, он считает их такими, какими их дает непосредственное восприятие. (Он думает, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья).

2. от 7 до 11 лет стадия конкретных операций – возникновение элементарного логического рассуждения, доказывать, соотносить различные точки зрения.

3) Формальные операции от 11 до 15 лет- ребенок мыслит как взрослый человек освобождается от конкретной привязанности к объекту, формирование способности мыслить логически, пользоваться абстрактными понятиями, выполнять операции в уме