logo
14048_6d5631804b4074331103b1253a14afff

3. Социально-экономическая обусловленность одностороннего воспитания в эпохи домашинного производства и зарождение идеи о всестороннем развитии личности

Анализируя характер и цели воспитания в предшествующие эпохи, нельзя не отметить, что разделение труда и, как следствие этого, возникновение имущест­венного расслоения общества привели к тому, что у различных классов начало складываться различное отношение к физическому труду. Аристократическая прослойка общества, обладавшая полити­ческой властью и экономическим могуществом, чуждалась физичес­кой работы и целиком посвящала себя духовной жизни. Уделом же большинства населения был физический труд. Так возникла проти­воположность между людьми умственного и физического труда. Этот процесс с течением времени углублялся и расширялся. От про­изводительного труда отрывались люди, работавшие в сфере управ­ления, исполнения правосудия, находившиеся на военной службе и т.д. Все это так или иначе отражалось на воспитании. Оно стало характеризоваться дуализмом (двойственностью) иодностороннос­тью. Сущность дуализма заключалась в том, что, как уже отмечалось в первой главе, имущие и неимущие классы получали совершенно различное воспитание, причем как для тех, так и для других оно было односторонним. Представители аристократической верхушки общества получали преимущественно интеллектуальное, военно-гимнастическое и эстетическое воспитание, оторванное от физи­ческого труда. Воспитание же низших сословий и классов ограничи­валось главным образом подготовкой к физическому труду, выра­боткой практических умений и навыков и фактически не связыва­лось с умственным и эстетическим воспитанием.

В этом факте не следует усматривать лишь одну негативную сто­рону. Освобождение части людей от изнурительного и малопроизводительного физического труда давало им возможность занимать­ся искусством, наукой и гимнастическими упражнениями. Именно рабство явилось основой для расцвета античной науки и культуры. Вот почему не случайным является то, что многие научные идеи, различные виды и жанры литературы и искусства, а также физичес­кая культура ведут свое происхождение из Древней Греции. В анти­чной Греции зародилась и формула «калокагатии» или «калокагат-хии» (от греч. слов «калос кай агатос» – прекрасный в духовном и физическом отношениях), которая положила начало разработке в педагогикеидеи о всестороннем и гармоничном развитии личности. «Вера в тесное единство добра, истины, красоты, освященное свя­тостью, дали Платону полную возможность и право ... требовать всестороннего гармонического развития человека»25.

Однако длительное время эта идея носила ограниченный харак­тер. Она включала в себя главным образом интеллектуальное разви­тие личности и развитие культуры тела и осуществлялась только по отношению к детям состоятельной прослойки общества. «Прослав­ленный древнегреческий идеал «гармонической личности», – отме­чал философ В.П. Тугаринов, – не требует ни духовного богатства, ни тем более нравственной чистоты, но предъявляет большие тре­бования к эстетическому и физическому совершенству»26.

В период средневековья античная идея о всестороннем разви­тии личности была предана забвению. В соответствии с господству­ющей в этот период идеологией на первый план в воспитании стала выступать проповедь религиозного аскетизма, умерщвления плоти и духовного порабощения личности как средства поддержания бо­жественного благочестия. В эпоху Возрождения (XIV-XVIвв.) идея о всестороннем развитии личности как цели воспитания начала раз­рабатываться вновь. Но она трактовалась только как освобождение человека от идеологических и политических оков феодализма. Даже лучшие представители эпохи Возрождения не преодолели ис­торической ограниченности в подходе к идее всестороннего разви­тия личности и не связывали эту идею с устранением порабощаю­щего разделения труда. Они не могли подняться до понимания не­обходимости воссоединения умственного и физического труда как основы полноценного развития личности, ибо в самом обществе для этого не было объективных условий. Более того, противопо­ставление умственного и физического труда, а также низкий уровень общественного производства не только не требовали всесто­роннего развития личности, но и обусловливали егоодносторон­ность. Исключение в этом смысле составляли лишь Томас Мор и Томмазо Кампанелла, а также их более поздние последователи, ко­торые, мечтая о создании нового общества, ставили вопрос о необ­ходимости всестороннего развития личности, причем связывали его осуществление с воссоединением образования и воспитания с производительным трудом.

В дальнейшем эту идею выдвигали французские просветители XVIIIв. – Гельвеций, Дидро, Руссо и др. Но и они мыслили ее только как умственное и нравственное развитие и не связывали с произ­водительным трудом, так как для этого еще не было необходимых социально-экономических предпосылок.

Таким образом, в течение длительного времени идея о всестороннем развитии личности как цели воспитания носила по существу, характер общих благожелательных деклараций и не была научно обоснована. Под­черкнем: как для практического осуществления этой идеи, так и для ее теоретического обоснования еще не было соответствующих об­щественно-экономических условий.