logo
14048_6d5631804b4074331103b1253a14afff

2. Абстрактно-философский подход к определению целей воспи­тания в различные периоды развития общества

Вопросы целей воспитания так или иначе разрабатывались в педагогике с давних времен. Но если, как отмечалось в первой главе, в рабовладельчес­кую и феодальную эпохи правящие классы откровенно приспосаб­ливали воспитание и его цели к своим интересам и использовали их для укрепления своих привилегий, то иначе начало складываться положение в дальнейшем. В борьбе с феодализмом в обществе ши­рокую популярность приобрели вопросы свободы, равенства и братства между людьми и необходимости воспитания человека во­обще, подготовки его к обеспеченной и счастливой жизни. К тому же долгое время разработка целей воспитания осуществлялась на абстрактно-философской основе, что не всегда требовало их точно­го и научного обоснования. Этот налет абстрактности и субъекти­визма мы находим в высказываниях многих педагогов прошлого. Так, в свое время немецкий педагог В. Рейн (1847-1929) писал о том, что «воспитание должно вырабатывать из воспитанника ис­тинно хорошего человека, умеющего с пользой работать для своего народа, человека добросовестного и искреннего...»

В подобном же плане высказывался и известный американский педагог и психолог Эдвард Торндайк. «Воспитание в целом, – отме­чал он, – должно развивать в человеческом существе благожела­тельность к людям... Эти цели воспитания вообще – доброжелатель­ное отношение к людям, устроение полезной и счастливой жизни, стремление к благородным, чистым наслаждениям – это в то же время и в частности конечные цели школьного воспитания»24.

Некоторые западные педагоги пытались вообще отрицать необ­ходимость определения целей воспитания. Американский фило­соф-прагматист и педагог Джон Дьюи (1859-1952), например, утверждал, что человек якобы является рабом своих врожденных инстинктов и его природа не поддается изменению. Вот почему вся­кие попытки ставить перед воспитанием общественные цели он квалифицировал как проявление первобытной магии и предлагал осуществлять воспитание, целиком полагаясь на инстинктивные влечения и интересы детей.

Во второй половине XIXи в началеXXв. в западной педагогике складывается теория «свободного воспитания», в основе которой ле­жала выдвинутая еще Руссо идея о якобы природном умственном и нравственном совершенстве ребенка. Ее создатели (Э. Кей в Швеции, К.Н. Вентцель в России, М. Монтессори в Италии и др.) также не при­знавали социальных основ формирования детей и в качестве целевых установок воспитания считали развитие спонтанно (от лат.spon-taneus– самопроизвольный) проявляющихся интересов и склоннос­тей детей, обеспечение им полной, ничем не ограниченной свободы и невмешательства в их формирование. Эта теория исходила из необхо­димости ставить в центре воспитания следование за интересами и влечениями детей, поэтому она получила названиепедацептристской.

В последнее время, однако, западные педагоги все более опреде­ленно ставят перед воспитанием политические цели. В США в дирек­тивных документах, излагавших задачи американского образования в 60-70-е гг., в разделах, посвященных гражданскому воспитанию, исчезли слова «лояльность», «приспособление». Они заменены термина­ми «вера», «ответственность», «преданность» существующему строю.

Не нужно, однако, думать, что разработка целевых установок воспитания целиком зависит только от субъективных позиций уче­ных-педагогов и их социально-политических и методологических взглядов и убеждений, как это отмечено выше. Есть объективные глу­бинные факторы, которые в конечном итоге оказывают определяю­щее влияние на научное решение этой сложной проблемы. Это хо­рошо видно, если обратиться к вопросу о том, как постепенно скла­дывались и формировались идеи о целях воспитания под влиянием объективных процессов развития общества.