logo
14048_6d5631804b4074331103b1253a14afff

3. Правила домашней учебной работы школьников

Качество и культура учебного труда школьников по выполнению домашних за­даний включает в себя соблюдение и выполнение ряда правил и требований, основывающихся на психолого-педагогических законо­мерностях учебно-познавательной деятельности по овладению изу­чаемым материалом. Вот важнейшие из этих правил.

Первое. Учащимся необходимо знать, что процесс осмысле­ния и усвоения знаний должен носить рассредоточенный характер. Это значит, что для всестороннего осмысления и прочного усвое­ния программного материала следует вдумчиво учить уроки не в один присест, а обращаться к их изучению несколько раз в течение некоторого времени. Только при этом условии в памяти остается «глубоко проторенный след», а знания сохраняются на долгое время. Психолог М.Н. Шардаков приводил сравнительные данные об эффективности концентрированного и рассредоточенного запо­минания, которые были получены в процессе экспериментальной работы воII,IVиVIклассах. Для запоминания давался отрывок из стихотворения, однако одна группа ребят заучивала его концентри­рованно, вторая же работала над стихотворением в течение трех дней. Результаты работы были проверены через 20 дней: каждый из учащихся должен был прочитать наизусть выученное стихотворе­ние. Если школьник испытывал затруднение, ему напоминали пер­вые слова стихотворения. Оказалось, что больше напоминаний при­ходилось делать тем учащимся, которые применили прием концент­рированного заучивания. Те же ребята, которые пользовались спо­собом распределенного во времени запоминания, нуждались в подсказке гораздо реже107.

Второе. Домашние задания необходимо выполнять в день их по­лучения. Суть дела в том, что усвоенный на уроке материал интенсив­но забывается в первые 10-12 часов после восприятия. Это доказано психологическими опытами. Немецкий психолог Герман Эббингауз (1850-1909) давал обучающимся задание заучить 13 лишенных смысла слов и в дальнейшем не повторять их. При контрольных проверках оказалось, что через час испытуемые могли воспроизвести около 44% этих слов, а через 2,5-3 часа – только 28%.

Это психологическое явление находит свое объяснение в физио­логии. И.П. Павлов и его ученики доказали, что образующиеся новые нервные связи непрочны и легко тормозятся. Торможение сильнее всего проявляется сразу после образования временной связи. Следовательно, и забывание происходит наиболее интенсив­но сразу же после восприятия изучаемого материала. Вот почему, чтобы предупредить забывание знаний, усвоенных на уроке, необ­ходимо провести работу по их закреплению в день их восприятия. Именно поэтому и необходимо выполнять домашние задания в день их получения. Например, если урок истории или геометрии вVIIклассе был в понедельник, а следующий – в пятницу, то, естествен­но, учить его надо не в четверг, а в понедельник. Это, однако, не исключает необходимости повторения и воспроизведения усвоен­ного материала и накануне очередных занятий.

Это положение было нами проверено. Один из седьмых классов повторял уроки истории и иностранного языка в день восприятия (понедельник), а другой – накануне следующего урока по этим пред­метам (четверг). Тексты идентичные. Число повторений и условия подготовки – одинаковые. Полученные при этом результаты пока­зали, что учебный материал, закрепленный в день его восприятия, сохраняется в памяти более продолжительное время, хотя на следу­ющем уроке воспроизводится в меньшем объеме. То, что повторяет­ся накануне урока, на следующий день воспроизводится в большем объеме, создает иллюзию лучшей успеваемости, но сохраняется в памяти хуже. Поэтому большая часть работы по усвоению и закреп­лению в памяти изучаемого материала должна проводиться в день его восприятия с последующим повторением накануне очередного урока.

Третье. Приступая к подготовке домашних заданий, обяза­тельно нужно создать психологический настрой на их аккуратное выполнение и прочное усвоение изучаемого материала. Как же это делать? Нужно детально продумать ту цель, которую необходимо до­стичь при выполнении домашнего задания. Одно дело, когда хочет­ся его выполнить и побыстрее пойти гулять, и другое – когда уче­ник ставит цель как можно лучше выполнить задание, не торопится и стремится к глубокому осмыслению и усвоению материала. Этот Iнастрой (установка) побуждает его к прилежной работе, к проявле­нию умственных и волевых усилий, что, естественно, значительно повышает качество домашнего учения. Чтобы сделать этот настрой (установку) более действенным, определенную и детально проду­манную цель полезно проговорить несколько раз вслух, чтобы она более прочно укрепилась в сознании и превратилась в мысленную «программу действий». В дальнейшем, когда эта установка закрепит­ся, необходимость в таком проговаривании отпадает.

Четвертое. Если домашнее задание включает в себя усвоение материала по учебнику и выполнение различных упражнений, то его подготовку нужно начинать с работы над учебником. Порядок работы с учебником следующий: вначале нужно попытаться припо­мнить то, что осталось в памяти от урока. Затем следует обратиться к вдумчивому чтению параграфа учебника, выделяя в нем важней­шие положения, правила, выводы, стремясь к их глубокому осмыс­лению и усвоению. После этого нужно применить приемы воспро­изведения и самоконтроля: пересказ материала вслух или про себя, составление плана прочитанного, ответы на вопросы учебника и т.д. Если в процессе самоконтроля возникают затруднения, необхо­димо еще раз поработать с учебником и добиться свободного и пол­ного воспроизведения изучаемого материала.

Указанная методика относится главным образом к младшим и средним классам. В старших классах она значительно видоизменя­ется. В этих классах учащиеся наряду с учебником часто используют и дополнительные источники знаний (тексты художественных про­изведений, научно-популярную литературу, исторические докумен­ты и т.д.). Но в целом общая система домашней работы и здесь со­храняет свои черты, о которых шла речь выше. Не меньшее значе­ние имеет в старших классах применение приемов самоконтроля.

Больше того, при значительном увеличении объема домашних зада­ний их роль в прочном усвоении знаний становится еще выше.

Указывая на большую роль активного воспроизведения знаний и самоконтроля в процессе усвоения изучаемого материала, К.Д. Ушинский подчеркивал, что в этом случае достигается более высокая сте­пень сосредоточенности внимания на осмыслении и усвоении зна­ний, и поэтому они быстрее и прочнее запоминаются108.

Но как быть тем ученикам (а они, к сожалению, встречаются), ко­торые (то в силу своей слабой памяти, то по причине недостаточного внимания на занятиях) перед изучением материала дома не в состоя­нии ничего «вспомнить» и воспроизвести из того, что объяснялось учителем на уроке? В этом случае необходимо рекомендовать, чтобы при первом чтении (первичном восприятии материала) они попыта­лись выделить и осмыслить основные вопросы темы, а воспроизведе­ние (пересказ вслух или про себя, ответы на вопросы учебника и т.д.) начинали после повторного чтения учебника.

Свою специфику имеет работа по усвоению и воспроизведению значительного по объему и сравнительно трудного учебного мате­риала. Такой материал целесообразно расчленять на смысловые части и каждую часть повторять и воспроизводить отдельно в опре­деленную единицу времени, отделяя усвоение одной части от дру­гой кратковременным отдыхом продолжительностью 5-10 мин.

Большое значение в прочном и глубоком усвоении знаний имеет установка на запоминание, всестороннее осмысление и длительное со­хранение в памяти изучаемого материала. Если школьник приступает к учебной работе с такой психологической установкой, он не только проявляет упорство и настойчивость в овладении знаниями, но и под­бирает соответствующие приемы учения, стремясь самостоятельно преодолеть трудности, более старательно выполнять упражнения.

Психологические исследования показывают, что сохранение зна­ний в памяти зависит также от их содержания. Быстрее забываются формулировки, определения и описательный материал. Более продол­жительно сохраняются знания, основанные на понимании закономер­ностей и причинно-следственных связей. Отсюда отнюдь не следует, что при усвоении изучаемого материала нужно обращать основное внимание на запоминание правил и выводов. Как раз наоборот, иссле­дования Н.А. Менчинской показывают, что необходимо направлять учащихся на глубокое и всестороннее продумывание внутренней логи­ки знаний, на усвоение причин и взаимозависимостей, которые характеризуют то или иное явление с тем, чтобы выводы и обобщения заучивались не механически, а выступали в сознании школьников как логическое следствие анализа изучаемого материала.

Пятое. Приступая к выполнению практических заданий, следу­ет внимательно просмотреть те упражнения, которые выполнялись по изучаемой теме на уроке, и продумать, какие теоретические положения использовались в процессе их выполнения. Этот прием помогает учащимся устанавливать связь домашней работы с трени­ровочными упражнениями в классе и содействует самостоятельно­му выполнению письменных заданий.

Существенной спецификой характеризуется домашняя работа учащихся по написанию сочинений, изложений, пересказов и дру­гих творческих заданий. Эта работа оказывается более эффектив­ной, если она рассредоточивается во времени и расчленяется на ряд этапов. На первом этапе ученик вдумчиво прочитывает и осмы­сливает необходимый материал по учебнику и дополнительной ли­тературе. В процессе этой работы делаются выписки наиболее важ­ных мест изучаемых источников, которые могут быть процитирова­ны при написании сочинения, а также фиксируются собственные мысли, возникающие по ходу чтения.Второй этап работы обычно посвящается составлению плана сочинения или изложения.Третий этап отводится для написания творческой работы. На заключитель­ном,четвертом этапе проводится доработка сочинения, изложения, пересказа и его окончательное оформление. Вся эта работа обычно занимает полторы-две недели. Написание же этих работ в один при­сест, как это делают многие школьники, не дает необходимого обу­чающего эффекта.

Шестое. Между подготовкой домашних заданий по отдельным предметам необходимо делать перерывы в 10-12 мин для отдыха и психологического переключения на другой вид деятельности. Уста­новлено, что после восприятия и усвоения изучаемого материала процесс его закрепления в сознании учащихся продолжается и после того, как учебная работа прекращается. Это «скрытое затвер­девание» знаний происходит в течение 10-20 мин, что и вызывает необходимость указанного выше перерыва109.

Седьмое. Во время перерывов между подготовкой домашних заданий по отдельным предметам нельзя подвергать себя сильным внешним воздействиям, в частности, смотреть телепередачи, всту­пать в дискуссии и т.д. В это время лучше всего спокойно погулять на свежем воздухе, выполнить легкую физическую работу. В этой связи представляют интерес данные, полученные нами в результате проведенного эксперимента. Четырем группам учащихся VIIкласса давалось задание на усвоение материала по физике с применением приемов воспроизведения изучаемых знаний.Первая группа учащих­ся читала учебник и сразу же воспроизводила материал. Учащиесявторой группы после чтения учебника делали перерыв 10 мин и в это время смотрели небольшой диафильм.Третья группа после работы с учебником совершала 10-минутную прогулку.Четвертая группа уст­роила перерыв на 20 мин и в это время выполняла несложную физи­ческую работу. Заметим, что воспроизведение изучаемого материа­ла осуществлялось после однократного вдумчивого чтения учебни­ка. Лучшие результаты усвоения были в двух последних группах, ко­торые после работы с учебником не подвергались сильным психическим воздействиям и спокойно гуляли или занимались лег­кой физической работой. Это объясняется физиологическими зако­номерностями и, в частности, законом нервной индукции (от лат.inductio– возбуждение). Суть его заключается в том, что последую­щее за восприятием изучаемого материала сильное раздражение вы­зывает в мозге появление нового очага возбуждения, приводящего к затормаживанию только что сформировавшихся нервных связей.

Восьмое. Очень важно, чтобы домашние задания выполня­лись ежедневно в одно и то же время и на постоянном месте. Это правило при всей кажущейся его простоте имеет существенное зна­чение для успеха домашней работы. Оно содействует быстрому со­средоточению внимания на выполнении учебных заданий, приуча­ет к дисциплине и упорядоченности процесса обучения. На это пра­вило, в частности, обращал внимание в свое время американский педагог Г.М. Уиппл. «Не считайте, – отмечал он, – это правило слишком мелочным. Если у вас образуется привычка к месту рабо­ты, вам будет достаточно только сесть за ваш стол, чтобы тотчас же почувствовать желание приняться за дело»110.

Девятое. После подготовки домашних заданий по урокам, ко­торые были сегодня, необходимо сделать 20-30-минутный перерыв и повторить материал к занятиям на завтрашний день с применени­ем приемов самоконтроля, осуществляя таким образом рассредоточенное усвоение знаний.

Есть, наконец, еще одно, десятое, правило, соблюдение кото­рого способствует более прочному усвоению (запоминанию) изучае­мого материала. Весьма полезно, чтобы учащиеся непосредственно перед сном уделяли 8-10 мин беглому просмотру (повторению) изу­ченного материала по учебникам и, не подвергая себя никаким дополнительным раздражениям, в спокойном состоянии ложились спать. Это создает условия для дальнейшего протекания во сне внут­римолекулярных процессов в нейронах (нервных клетках) головно­го мозга, связанных с более глубоким усвоением изучаемого мате­риала.

Таковы наиболее существенные правила умственного труда, ко­торые следует знать учащимся и которых они должны придерживаться в процессе домашней учебной работы.