3. Правила домашней учебной работы школьников
Качество и культура учебного труда школьников по выполнению домашних заданий включает в себя соблюдение и выполнение ряда правил и требований, основывающихся на психолого-педагогических закономерностях учебно-познавательной деятельности по овладению изучаемым материалом. Вот важнейшие из этих правил.
Первое. Учащимся необходимо знать, что процесс осмысления и усвоения знаний должен носить рассредоточенный характер. Это значит, что для всестороннего осмысления и прочного усвоения программного материала следует вдумчиво учить уроки не в один присест, а обращаться к их изучению несколько раз в течение некоторого времени. Только при этом условии в памяти остается «глубоко проторенный след», а знания сохраняются на долгое время. Психолог М.Н. Шардаков приводил сравнительные данные об эффективности концентрированного и рассредоточенного запоминания, которые были получены в процессе экспериментальной работы воII,IVиVIклассах. Для запоминания давался отрывок из стихотворения, однако одна группа ребят заучивала его концентрированно, вторая же работала над стихотворением в течение трех дней. Результаты работы были проверены через 20 дней: каждый из учащихся должен был прочитать наизусть выученное стихотворение. Если школьник испытывал затруднение, ему напоминали первые слова стихотворения. Оказалось, что больше напоминаний приходилось делать тем учащимся, которые применили прием концентрированного заучивания. Те же ребята, которые пользовались способом распределенного во времени запоминания, нуждались в подсказке гораздо реже107.
Второе. Домашние задания необходимо выполнять в день их получения. Суть дела в том, что усвоенный на уроке материал интенсивно забывается в первые 10-12 часов после восприятия. Это доказано психологическими опытами. Немецкий психолог Герман Эббингауз (1850-1909) давал обучающимся задание заучить 13 лишенных смысла слов и в дальнейшем не повторять их. При контрольных проверках оказалось, что через час испытуемые могли воспроизвести около 44% этих слов, а через 2,5-3 часа – только 28%.
Это психологическое явление находит свое объяснение в физиологии. И.П. Павлов и его ученики доказали, что образующиеся новые нервные связи непрочны и легко тормозятся. Торможение сильнее всего проявляется сразу после образования временной связи. Следовательно, и забывание происходит наиболее интенсивно сразу же после восприятия изучаемого материала. Вот почему, чтобы предупредить забывание знаний, усвоенных на уроке, необходимо провести работу по их закреплению в день их восприятия. Именно поэтому и необходимо выполнять домашние задания в день их получения. Например, если урок истории или геометрии вVIIклассе был в понедельник, а следующий – в пятницу, то, естественно, учить его надо не в четверг, а в понедельник. Это, однако, не исключает необходимости повторения и воспроизведения усвоенного материала и накануне очередных занятий.
Это положение было нами проверено. Один из седьмых классов повторял уроки истории и иностранного языка в день восприятия (понедельник), а другой – накануне следующего урока по этим предметам (четверг). Тексты идентичные. Число повторений и условия подготовки – одинаковые. Полученные при этом результаты показали, что учебный материал, закрепленный в день его восприятия, сохраняется в памяти более продолжительное время, хотя на следующем уроке воспроизводится в меньшем объеме. То, что повторяется накануне урока, на следующий день воспроизводится в большем объеме, создает иллюзию лучшей успеваемости, но сохраняется в памяти хуже. Поэтому большая часть работы по усвоению и закреплению в памяти изучаемого материала должна проводиться в день его восприятия с последующим повторением накануне очередного урока.
Третье. Приступая к подготовке домашних заданий, обязательно нужно создать психологический настрой на их аккуратное выполнение и прочное усвоение изучаемого материала. Как же это делать? Нужно детально продумать ту цель, которую необходимо достичь при выполнении домашнего задания. Одно дело, когда хочется его выполнить и побыстрее пойти гулять, и другое – когда ученик ставит цель как можно лучше выполнить задание, не торопится и стремится к глубокому осмыслению и усвоению материала. Этот Iнастрой (установка) побуждает его к прилежной работе, к проявлению умственных и волевых усилий, что, естественно, значительно повышает качество домашнего учения. Чтобы сделать этот настрой (установку) более действенным, определенную и детально продуманную цель полезно проговорить несколько раз вслух, чтобы она более прочно укрепилась в сознании и превратилась в мысленную «программу действий». В дальнейшем, когда эта установка закрепится, необходимость в таком проговаривании отпадает.
Четвертое. Если домашнее задание включает в себя усвоение материала по учебнику и выполнение различных упражнений, то его подготовку нужно начинать с работы над учебником. Порядок работы с учебником следующий: вначале нужно попытаться припомнить то, что осталось в памяти от урока. Затем следует обратиться к вдумчивому чтению параграфа учебника, выделяя в нем важнейшие положения, правила, выводы, стремясь к их глубокому осмыслению и усвоению. После этого нужно применить приемы воспроизведения и самоконтроля: пересказ материала вслух или про себя, составление плана прочитанного, ответы на вопросы учебника и т.д. Если в процессе самоконтроля возникают затруднения, необходимо еще раз поработать с учебником и добиться свободного и полного воспроизведения изучаемого материала.
Указанная методика относится главным образом к младшим и средним классам. В старших классах она значительно видоизменяется. В этих классах учащиеся наряду с учебником часто используют и дополнительные источники знаний (тексты художественных произведений, научно-популярную литературу, исторические документы и т.д.). Но в целом общая система домашней работы и здесь сохраняет свои черты, о которых шла речь выше. Не меньшее значение имеет в старших классах применение приемов самоконтроля.
Больше того, при значительном увеличении объема домашних заданий их роль в прочном усвоении знаний становится еще выше.
Указывая на большую роль активного воспроизведения знаний и самоконтроля в процессе усвоения изучаемого материала, К.Д. Ушинский подчеркивал, что в этом случае достигается более высокая степень сосредоточенности внимания на осмыслении и усвоении знаний, и поэтому они быстрее и прочнее запоминаются108.
Но как быть тем ученикам (а они, к сожалению, встречаются), которые (то в силу своей слабой памяти, то по причине недостаточного внимания на занятиях) перед изучением материала дома не в состоянии ничего «вспомнить» и воспроизвести из того, что объяснялось учителем на уроке? В этом случае необходимо рекомендовать, чтобы при первом чтении (первичном восприятии материала) они попытались выделить и осмыслить основные вопросы темы, а воспроизведение (пересказ вслух или про себя, ответы на вопросы учебника и т.д.) начинали после повторного чтения учебника.
Свою специфику имеет работа по усвоению и воспроизведению значительного по объему и сравнительно трудного учебного материала. Такой материал целесообразно расчленять на смысловые части и каждую часть повторять и воспроизводить отдельно в определенную единицу времени, отделяя усвоение одной части от другой кратковременным отдыхом продолжительностью 5-10 мин.
Большое значение в прочном и глубоком усвоении знаний имеет установка на запоминание, всестороннее осмысление и длительное сохранение в памяти изучаемого материала. Если школьник приступает к учебной работе с такой психологической установкой, он не только проявляет упорство и настойчивость в овладении знаниями, но и подбирает соответствующие приемы учения, стремясь самостоятельно преодолеть трудности, более старательно выполнять упражнения.
Психологические исследования показывают, что сохранение знаний в памяти зависит также от их содержания. Быстрее забываются формулировки, определения и описательный материал. Более продолжительно сохраняются знания, основанные на понимании закономерностей и причинно-следственных связей. Отсюда отнюдь не следует, что при усвоении изучаемого материала нужно обращать основное внимание на запоминание правил и выводов. Как раз наоборот, исследования Н.А. Менчинской показывают, что необходимо направлять учащихся на глубокое и всестороннее продумывание внутренней логики знаний, на усвоение причин и взаимозависимостей, которые характеризуют то или иное явление с тем, чтобы выводы и обобщения заучивались не механически, а выступали в сознании школьников как логическое следствие анализа изучаемого материала.
Пятое. Приступая к выполнению практических заданий, следует внимательно просмотреть те упражнения, которые выполнялись по изучаемой теме на уроке, и продумать, какие теоретические положения использовались в процессе их выполнения. Этот прием помогает учащимся устанавливать связь домашней работы с тренировочными упражнениями в классе и содействует самостоятельному выполнению письменных заданий.
Существенной спецификой характеризуется домашняя работа учащихся по написанию сочинений, изложений, пересказов и других творческих заданий. Эта работа оказывается более эффективной, если она рассредоточивается во времени и расчленяется на ряд этапов. На первом этапе ученик вдумчиво прочитывает и осмысливает необходимый материал по учебнику и дополнительной литературе. В процессе этой работы делаются выписки наиболее важных мест изучаемых источников, которые могут быть процитированы при написании сочинения, а также фиксируются собственные мысли, возникающие по ходу чтения.Второй этап работы обычно посвящается составлению плана сочинения или изложения.Третий этап отводится для написания творческой работы. На заключительном,четвертом этапе проводится доработка сочинения, изложения, пересказа и его окончательное оформление. Вся эта работа обычно занимает полторы-две недели. Написание же этих работ в один присест, как это делают многие школьники, не дает необходимого обучающего эффекта.
Шестое. Между подготовкой домашних заданий по отдельным предметам необходимо делать перерывы в 10-12 мин для отдыха и психологического переключения на другой вид деятельности. Установлено, что после восприятия и усвоения изучаемого материала процесс его закрепления в сознании учащихся продолжается и после того, как учебная работа прекращается. Это «скрытое затвердевание» знаний происходит в течение 10-20 мин, что и вызывает необходимость указанного выше перерыва109.
Седьмое. Во время перерывов между подготовкой домашних заданий по отдельным предметам нельзя подвергать себя сильным внешним воздействиям, в частности, смотреть телепередачи, вступать в дискуссии и т.д. В это время лучше всего спокойно погулять на свежем воздухе, выполнить легкую физическую работу. В этой связи представляют интерес данные, полученные нами в результате проведенного эксперимента. Четырем группам учащихся VIIкласса давалось задание на усвоение материала по физике с применением приемов воспроизведения изучаемых знаний.Первая группа учащихся читала учебник и сразу же воспроизводила материал. Учащиесявторой группы после чтения учебника делали перерыв 10 мин и в это время смотрели небольшой диафильм.Третья группа после работы с учебником совершала 10-минутную прогулку.Четвертая группа устроила перерыв на 20 мин и в это время выполняла несложную физическую работу. Заметим, что воспроизведение изучаемого материала осуществлялось после однократного вдумчивого чтения учебника. Лучшие результаты усвоения были в двух последних группах, которые после работы с учебником не подвергались сильным психическим воздействиям и спокойно гуляли или занимались легкой физической работой. Это объясняется физиологическими закономерностями и, в частности, законом нервной индукции (от лат.inductio– возбуждение). Суть его заключается в том, что последующее за восприятием изучаемого материала сильное раздражение вызывает в мозге появление нового очага возбуждения, приводящего к затормаживанию только что сформировавшихся нервных связей.
Восьмое. Очень важно, чтобы домашние задания выполнялись ежедневно в одно и то же время и на постоянном месте. Это правило при всей кажущейся его простоте имеет существенное значение для успеха домашней работы. Оно содействует быстрому сосредоточению внимания на выполнении учебных заданий, приучает к дисциплине и упорядоченности процесса обучения. На это правило, в частности, обращал внимание в свое время американский педагог Г.М. Уиппл. «Не считайте, – отмечал он, – это правило слишком мелочным. Если у вас образуется привычка к месту работы, вам будет достаточно только сесть за ваш стол, чтобы тотчас же почувствовать желание приняться за дело»110.
Девятое. После подготовки домашних заданий по урокам, которые были сегодня, необходимо сделать 20-30-минутный перерыв и повторить материал к занятиям на завтрашний день с применением приемов самоконтроля, осуществляя таким образом рассредоточенное усвоение знаний.
Есть, наконец, еще одно, десятое, правило, соблюдение которого способствует более прочному усвоению (запоминанию) изучаемого материала. Весьма полезно, чтобы учащиеся непосредственно перед сном уделяли 8-10 мин беглому просмотру (повторению) изученного материала по учебникам и, не подвергая себя никаким дополнительным раздражениям, в спокойном состоянии ложились спать. Это создает условия для дальнейшего протекания во сне внутримолекулярных процессов в нейронах (нервных клетках) головного мозга, связанных с более глубоким усвоением изучаемого материала.
Таковы наиболее существенные правила умственного труда, которые следует знать учащимся и которых они должны придерживаться в процессе домашней учебной работы.
- Харламов и.Ф. Педагогика. –
- Глава 3. Разработка в педагогике проблемы целей воспитания. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности как основная цель современного воспитания 30
- Глава 4. Личность как предмет воспитания, внешние и внутренние факторы ее развития 40
- Глава 5. Сущность воспитания как педагогического процесса, его общие закономерности и принципы 52
- Глава 6. Возрастные и индивидуальные особенности развития и воспитания личности 64
- Глава 10. Дидактические закономерности и принципы обучения 103
- Глава 11. Методы обучения и активизации познавательной деятельности учащихся 111
- Глава 12. Формы организации обучения и их развитие в дидактике. Урок как основная форма школьного обучения 134
- Глава 13. Дидактические основы уроков различных типов 138
- Глава 14. Другие формы организации обучения 157
- Глава 18. Общие методы и средства воспитания 182
- Глава 19. Формирование воспитательного коллектива и усиление его влияния на развитие учащихся 194
- Глава 20. Нравственное воспитание 204
- Глава 21. Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений 209
- Глава 22. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся 217
- Глава 23. Воспитание дисциплины и культуры поведения 226
- Глава 24. Эстетическое воспитание 234
- Глава 25. Физическое воспитание 241
- Глава 26. Формирование мировоззрения школьников в общей системе учебно-воспитательной работы 246
- Глава 27. Организация самовоспитания учащихся 257
- Глава 28. Совместная воспитательная работа школы, семьи и общественности 265
- Раздел IV. Вопросы школоведения 273
- Глава 29. Система образования и тенденции ее развития в различных странах 273
- Глава 30. Учитель, структура его деятельности и профессиональный рост 279
- Глава 31. Классный руководитель в школе 287
- Глава 32. Управление школой и руководство учебно-воспитательной работой 296
- Раздел I. Общие вопросы педагогики
- Глава 1. Педагогика как наука, ее выделение в особую отрасль знания и предмет исследования
- 1. Социально-экономические потребности общества в подготовке подрастающих поколений к жизни как объективная предпосылка возникновения и развития педагогической теории
- 2. Вычленение педагогики в особую отрасль научного знания и её виднейшие деятели
- 3. Влияние политики и идеологии общества на развитие педагогической теории
- 4. Предмет педагогики и важнейшие проблемы ее исследования
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 2. Роль метолологии, связи с другими науками и методов исследования в развитии педагогики
- 1. Методологические основы педагогических исследований как фактор развития педагогической теории
- 2. Связь педагогики с другими науками и использование их идей о развитии человека и воспитании
- 3. Развитие методов исследования как условие совершенствования педагогической теории
- 4. Дифференциация педагогики на отдельные научные дисциплины и расширение границ ее исследования
- 5. Педагогика как теоретическая наука и педагогическая деятельность как искусство
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 3. Разработка в педагогике проблемы целей воспитания. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности как основная цель современного воспитания
- 1. Значение целей воспитания для разработки педагогической теории и методических основ воспитания
- 2. Абстрактно-философский подход к определению целей воспитания в различные периоды развития общества
- 3. Социально-экономическая обусловленность одностороннего воспитания в эпохи домашинного производства и зарождение идеи о всестороннем развитии личности
- 4. Развитие машинного производства и возникновение объективных предпосылок, обусловливающих необходимость всестороннего и гармоничного развития личности
- 5. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности как основная цель (идеал) современного воспитания и его составные части
- 6. Конкретизация в педагогике содержания воспитания всесторонне и гармонично развитой личности
- 7. Реализация целевых установок в практической работе школы и учителя
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 4. Личность как предмет воспитания, внешние и внутренние факторы ее развития
- 1. О разработке в педагогике проблемы развития и воспитания личности. Понятия: личность, ее развитие и формирование
- 2. Анализ преформистских теорий развития личности
- 3. Идеи прогрессивных мыслителей прошлого о развитии личности
- 4. Научная трактовка проблемы об основных факторах развития личности
- 5. Роль активности самой личности в собственном развитии. Внешние и внутренние факторы развития личности. Понятие о саморазвитии личности и персонификации воспитания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 5. Сущность воспитания как педагогического процесса, его общие закономерности и принципы
- 1. Воспитание как специально организованный и сознательно осуществляемый педагогический процесс
- 2. Направленность воспитания на овладение личностью общественным опытом как его глубинная сущностная характеристика
- 3. Понятие воспитания в широком и узком смысле
- 4. Понятие о закономерностях воспитания
- 5. Общие закономерности воспитания и их психолого-педагогические основы
- 6. Переход закономерностей воспитания в принципы воспитательной работы
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 6. Возрастные и индивидуальные особенности развития и воспитания личности
- 1. Проблема возрастных и индивидуальных особенностей развития и воспитания личности в педагогике
- 2. Особенности развития и воспитания младших школьников
- 3. Особенности развития и воспитания учащихся среднего школьного (подросткового) возраста
- 4. Особенности развития и воспитания старших школьников
- 5. Индивидуальные особенности развития учащихся и их учет в процессе воспитания
- Литература для самостоятельной работы
- РазделIi. Теоретические и методические основы обучения (дидактика) Глава 7. Обучение как процесс личностного развития учащихся и его исследование в дидактике
- 1. Понятие о дидактике и ее исследование в педагогике
- 2. Сущность образования как отражение единства развивающей и воспитательно-формирующей функций обучения
- 3. Важнейшие проблемы, которые разрабатывает дидактика
- 4. Выделение из дидактики частных методик и ее влияние на их развитие
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 8. Содержание образования и педагогические основы его совершенствования
- 1. Понятие «содержание образования» и необходимость разработки его научных основ
- 2. Важнейшие объективные и субъективные факторы, влияющие на разработку содержания образования
- 3. Теории формального и материального образования и их односторонность
- 4. Разработка в педагогике научных основ определения содержания образования и его совершенствования
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 9. Сущность процесса обучения, его задачи и внутренняя структура
- 1. Сущность обучения как педагогического процесса и его задачи. Понятия: «знание», «умение», «навык», «способности»
- 2. Внутренняя структура процесса обучения и отражение в ней характера учебно-познавательной деятельности учащихся
- 3. Определение целевого компонента обучения
- 4. Формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и мотивов учения. Понятие о движущих силах учения
- 5. Определение содержания учебных занятий
- 6. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом (операционно-деятельностный компонент обучения)
- 7. Придание процессу обучения эмоционально-волевого характера
- 8. Регулирование и контроль за ходом учебно-познавательной деятельности
- 9. Оценка и самооценка качества овладения изучаемым материалом
- 10. Развитие учащихся в процессе обучения
- 11. Воспитание в процессе обучения
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 10. Дидактические закономерности и принципы обучения
- 1. Закономерности обучения, присущие ему как органической части воспитания (в широком смысле)
- 2. Специфические закономерности обучения
- 3. Принципы обучения
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 11. Методы обучения и активизации познавательной деятельности учащихся
- 1. Понятие о методах и приемах обучения. Проблема классификации методов обучения
- 3. Методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником
- 4. Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные занятия
- 5. Методы учебной работы по выработке умений и навыков применения знаний на практике: упражнения, лабораторные работы
- 7. Критерии оценки успеваемости учащихся
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 12. Формы организации обучения и их развитие в дидактике. Урок как основная форма школьного обучения
- 1. Понятие о формах организации (организационных формах) обучения. Соотношение между формами организации обучения и его методами
- 2. Краткие сведения о развитии организационных форм учебной работы в школе
- 3. Важнейшие формы организации учебной работы в школе
- 4. Урок как основная форма организации учебной работы. Классификация уроков. Нестандартные, инновационные формы урочных занятий
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 13. Дидактические основы уроков различных типов
- 1. Смешанные, или комбинированные, уроки
- 2. Уроки изложения нового материала учителем
- 3. Уроки закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков
- 4. Уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала
- 5. Уроки-семинары. Уроки-конференции
- 6. Поиски инновационных форм урочных занятий
- 7. Уроки проверки и оценки знаний
- 8. Индивидуальная работа с учащимися на уроках
- 9. Развитие и воспитание учащихся на уроках
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 14. Другие формы организации обучения
- 1. Учебные экскурсии
- 2. Факультативные занятия
- 3. Формы внеклассной учебной работы
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 15. Дидактические основы компьютеризации обучения
- 1. Компьютер как орудие деятельности человека
- 2. Основные проблемы компьютеризации обучения
- 3. Содержание компьютерного обучения
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 16. Домашняя учебная работа учащихся
- 1. Сущность домашней учебной работы школьников и ее роль в овладении знаниями
- 2. Основные недостатки домашней учебной работы школьников
- 3. Правила домашней учебной работы школьников
- 4. Формирование у учащихся умений и навыков домашней учебной работы
- Литература для самостоятельной работы
- РазделIii. Теоретические и методические основы воспитания
- Глава 17. Воспитание отношений как процесс личностного развития учащихся и его исследование в педагогике
- 1. Специфика воспитания в отличие от процесса обучения и необходимость разработки его теоретических основ. Формирование отношений как важнейшая задача воспитания
- 2. Содержание отношений, которые необходимо формировать в системе всестороннего развития личности
- 3. Сущность отношений как предмета воспитания и их переход в личностные качества. Структура личностного качества и ее значение для процесса воспитания
- 4. Интегративный и целостный характер формирования личностных качеств. Явление генерализации при формировании личностных качеств
- 5. Реализация общих закономерностей воспитания в процессе формирования отношений (личностных качеств)
- Глава 18. Общие методы и средства воспитания
- 1. Понятие о методах и средствах воспитания. Система общих методов воспитания
- 2. Утверждение в педагогике гуманного подхода к воспитанию учащихся и преодоление методов авторитаризма
- 3. Убеждение как важнейший метод воспитания
- 4. Метод положительного примера
- 5. Метод упражнений (приучения)
- 6. Методы одобрения и осуждения
- 7. Методы требования и контроля за поведением. Метод переключения. Комплексное использование методов воспитания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 19. Формирование воспитательного коллектива и усиление его влияния на развитие учащихся
- 1. Разработка в педагогике теоретических основ коллективного воспитания
- 2. Понятие о воспитательном коллективе и основные стадии его развития
- 3. Структура воспитательного коллектива в школе
- 4. Важнейшие средства и методические основы воспитания ученического коллектива
- 5. Предъявление требований к учащимся как фактор создания и воспитания коллектива
- 6. Организация ученического самоуправления и воспитание актива
- 7. Закон развития (движения) коллектива
- 8. Формирование в коллективе здорового общественного мнения
- 9. Накопление и развитие положительных традиций совместной деятельности учащихся
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 20. Нравственное воспитание
- 1. Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы. Мораль как регулятор поведения личности
- 2. Идеи известных деятелей педагогики о роли нравственного воспитания в развитии личности
- 3. Содержание нравственного воспитания. Сущность нравственности личности
- 4. Моральное воспитание как процесс организации разнообразной деятельности учащихся и формирования у них нравственных качеств
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 21. Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений
- 1. Патриотизм и культура межнациональных отношений – важнейшие моральные качества человека; их значение для его личностного развития
- 2. Сущность патриотизма и культуры межнациональных отношений, их содержание и внутренняя структура
- 3. Развитие у учащихся потребностно-мотивационной сферы, связанной с патриотизмом и культурой межнациональных отношений
- 4. Формирование у учащихся интеллектуально-эмоционального компонента патриотизма и культуры межнациональных отношений
- 5. Воспитание у учащихся взглядов и убеждений по вопросам патриотизма и культуры межнациональных отношений
- 6. Организация практической деятельности учащихся по формированию патриотизма и культуры межнациональных отношений
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 22. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся
- 1. Воспитание добросовестного отношения к труду и сбережению материальных ценностей как фактор морального формирования личности. Функции трудового воспитания
- 2. Сущность трудового воспитания, трудового обучения и профессиональной ориентации. Понятие трудолюбия как личностного качества и его внутренняя структура
- 3. Основные виды трудовой деятельности школьников
- 4. Воспитание у учащихся потребности в труде, бережном отношении к материальным ценностям общества и личным вещам
- 5. Развитие сознательного отношения к труду, взглядов и убеждений по вопросам трудолюбия
- 6. Организация трудовой деятельности учащихся и формирование у них трудовых умений и навыков. Обогащение и обновление форм трудовой деятельности школьников
- 7. Воспитательная работа по профессиональной ориентации учащихся
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 23. Воспитание дисциплины и культуры поведения
- 1. Формирование дисциплинированности и культуры поведения как важнейшая задача нравственного воспитания
- 2. Различные подходы к разработке проблемы воспитания дисциплины и культуры поведения в педагогике
- 3. Сущность сознательной дисциплины и культуры поведения. Понятие дисциплинированности
- 4. Формирование у учащихся потребности в соблюдении правил дисциплины и культуры поведения
- 5. Воспитание сознательного отношения к соблюдению установленных в школе правил поведения и внутреннего распорядка
- 6. Выработка у учащихся умений и навыков дисциплинированного поведения
- 7. Использование общественного мнения воспитательного коллектива в процессе формирования у учащихся дисциплинированности и культуры поведения. Индивидуальная работа с учащимися
- 8. Выдвижение и решение ведущих воспитательных задач в процессе формирования у учащихся дисциплины и культуры поведения
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 24. Эстетическое воспитание
- 1. Роль эстетического воспитания в развитии личности
- 2. Сущность эстетического воспитания и его содержание
- 3. Формирование у школьников художественно-эстетических потребностей
- 4. Формирование у учащихся эстетических представлений, понятий и вкусов
- 5. Приобщение школьников к художественному творчеству и развитие их способностей в области литературы, музыки и изобразительного искусства
- 6. Использование эстетического воспитания в целях формирования нравственности учащихся
- 7. Формирование эстетики поведения
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 25. Физическое воспитание
- 1. Физическое воспитание как фактор всестороннего развития личности. Сущность физического воспитания и его содержание
- 2. Основные средства и методы физического воспитания
- 3. Физическое воспитание в процессе учебных занятий
- 4. Внеклассная работа по физическому воспитанию
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 26. Формирование мировоззрения школьников в общей системе учебно-воспитательной работы
- 1. Формирование у учащихся мировоззрения как важнейшая воспитательная задача школы
- 2. Основные виды мировоззрения
- 3. Сущность мировоззрения и его внутренняя структура
- 4. Система знаний и идей в содержании школьного образования, позволяющих формировать у учащихся научное мировоззрение
- 5. Глубокое и прочное овладение знаниями – важнейшая предпосылка формирования научного мировоззрения
- 6. Дидактические и воспитательные условия, способствующие переводу знаний во взгляды, убеждения и идеалы личности в системе учебных занятий и внеклассной работы
- 7. Критерии сформированности мировоззрения учащихся
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 27. Организация самовоспитания учащихся
- 1. Стимулирование учащихся к активной работе над собственным развитием и самосовершенствованием – важнейшая задача воспитания. Понятие о самовоспитании и его социальная детерминация
- 2. Основные факторы, побуждающие личность к самовоспитанию, и их использование в процессе стимулирования учащихся к работе над собой
- 3. Организация процесса самовоспитания учащихся и его важнейшие методы
- 4. Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 28. Совместная воспитательная работа школы, семьи и общественности
- 1. Сочетание общественного и семейного воспитания как важнейшая предпосылка повышения его эффективности
- 2. Социально-экономические факторы повышения роли школы в организации воспитательной работы семьи и общественности
- 3. Основные вопросы совместной работы семьи и школы по воспитанию учащихся
- 4. Организационно-педагогическая работа школы с родителями. Органы родительской общественности в школе
- 5. Педагогическое просвещение родителей
- 6. Индивидуальная работа школы с родителями учащихся
- 7. Привлечение родителей к оказанию помощи школе в проведении внеклассной учебно-воспитательной работы
- Литература для самостоятельной работы
- РазделIv. Вопросы школоведения
- Глава 29. Система образования и тенденции ее развития в различных странах
- 1. Развитие образовательно-воспитательных учреждений как важнейшая предпосылка осуществления целей и задач общества в области воспитания. Понятие о системе образования
- 2. Основные факторы развития системы образования
- 3. Особенности системы образования и тенденции ее развития в различных странах
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 30. Учитель, структура его деятельности и профессиональный рост
- 1. Учитель как центральная фигура в школе и его определяющая роль в осуществлении учебно-воспитательной работы
- 2. Проблема профессиональной пригодности учителя
- 3. Структура педагогической деятельности учителя и сущность ее отдельных видов
- 4. Ступени профессионального роста учителя: педагогическая умелость, мастерство, творчество и новаторство
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 31. Классный руководитель в школе
- 1. Классный руководитель в школе, специфика его работы, основные функции и обязанности
- 2. Работа классного руководителя по изучению учащихся
- 3. Работа классного руководителя по созданию и воспитанию ученического коллектива
- 4. Работа классного руководителя по повышению успеваемости, трудовому и нравственному воспитанию учащихся
- 5. Работа классного руководителя с учителями
- 6. Работа классного руководителя с родителями учащихся
- 7. Планирование классным руководителем воспитательной работы
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 32. Управление школой и руководство учебно-воспитательной работой
- 2. Повышение роли совета школы в совершенствовании учебно-воспитательного процесса. Демократизация и гласность в руководстве школой
- 3. Функциональные обязанности должностных лиц школы по организации и руководству учебно-воспитательной работой
- 4. Работа директора и педагогического коллектива школы по обеспечению всеобуча
- 5. Организация и совершенствование учебно-воспитательной работы и контроль за ее качеством
- 6. Руководство внеклассной и внешкольной учебно-воспитательной работой
- 7. Организация помощи в деятельности ученического самоуправления и общественных организаций в школе
- 8. Организация работы с родителями учащихся
- 9. Годовой план учебно-воспитательной работы школы
- Литература для самостоятельной работы