5. Общие закономерности воспитания и их психолого-педагогические основы
Какие же закономерности лежат в основе воспитания, понимаемого в широком смысле? Некоторые из этих закономерностей уже раскрывались в предыдущих главах. Так, когда речь шла о возникновении и развитии педагогики, подчеркивалось, что характер воспитания на всех исторических этапах определяется объективными потребностями производства и интересами правящих классов общества, что, безусловно, является его существенной закономерностью.
В главе о целях воспитания указывалось на другую важную закономерность: единство целей, содержания и методов воспитания.
В настоящей главе шла речь о неразрывном единстве обучения и воспитания в узком смысле в целостном педагогическом процессе, которое также следует считать одной из закономерностей воспитания.
Указанные закономерности определяют общие подходы к организации воспитания. В данном же случае необходимо рассмотреть те закономерности и их психологические основы, которые определяют педагогическую инструментовку (организацию, строение) воспитательного процесса и дают более или менее конкретное представление о том, как оно должно осуществляться на практике. К этим закономерностям относятся следующие:
а) Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность. Эта закономерность обусловливается тем, что, как уже отмечено выше, личностное развитие человека происходит только благодаря «присвоению» им общественного опыта в самых различных его проявлениях. Но это овладение требует от него соответствующей деятельности. Например, чтобы человек овладевал знаниями, ему необходимо осуществлять познавательную деятельность. Нельзя воспитать у него трудолюбия, коллективизма, не вовлекая его в трудовую деятельность, в межличностные отношения и решение коллективных дел. Вот почему еще раз подчеркнем, чтовоспитание в его глубинном значении состоит вовсе не в воспитательных разговорах, назидательных беседах и наставлениях, как это представляется иногда, а во включении растущего человека в деятельность, в соответствующие его возрасту общественные отношения. Исходя из этого,С.Т. Шацкий и А.С. Макаренко значительно расширяли данное понятие и определяли воспитание как содержательную организацию жизни и деятельности воспитанников.
Поскольку, однако, целью воспитания является всестороннее и гармоничное развитие личности, то в процессе его осуществления необходимо включать учащихся в разнообразные виды деятельности. К ним, в частности, относятся:
учебно-познавательная и технически-творческая деятельность, в процессе которой решаются задачи умственного и технического развития;
гражданско-общественная и патриотическая деятельность, связанная с гражданским и патриотическим воспитанием;
общественно полезный, производительный труд, формирующий стремление к созидательной деятельности и цементирующий развитие всех других сторон развития личности;
морально-познавательная и нравственно-практическая деятельность (защита слабых, взаимопомощь в учебе, шефство над стариками, инвалидами и т.д.);
художественно-эстетическая деятельность, способствующая эстетическому развитию;
физкультурно-оздоровительная, испортивно-массовая работа, обеспечивающая физическое развитие.
Если тот или иной школьник не принимает участия во всех этих видах деятельности, например в спорте, техническом творчестве или общественно полезном труде, он и не будет развиваться в этих направлениях. Необходимость взаимосвязанной организации всех названных видов деятельности как предпосылки всестороннего развития личности является существенной закономерностью воспитания.
б) Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности. Указанная закономерность – и это также показано выше – обусловливается тем, что эффективное развитие и формирование личности происходит только при условии, если она проявляет высокую активность в организуемой деятельности. Примеров тому множество. Школьники или студенты успешно овладевают знаниями и развивают свои умственные способности, лишь проявляя прилежание и старательность в учебно-познавательной деятельности. Равным образом собственная активность личности определяет ее развитие в области физкультурно-оздоровительной, морально-познавательной, нравственно-практической и художественно-эстетической деятельности. Если же человек участвует в организуемой деятельности без охоты, или, как говорят, спустя рукава, эта деятельность практически не развивает его. Вот почему правильно говорится: можно силой привести лошадь к воде, но нельзя силой заставить ее пить. И человека, как отмечал Л.В. Занков, нельзя силой заставить впитывать знания, овладевать культурой.
Идея об определяющей роли активности самой личности в собственном развитии и необходимости стимулирования этой активности в процессе воспитания стала общепризнанной. П.П. Блонский писал: «Бесчисленное количество фактов из области воспитания убеждает нас в том, что самое действенное воспитание и плодотворное воспитание – такое, которое обращается к собственным силам воспитываемой личности и действует на последнюю не посредством внешнего воздействия, но, так сказать, изнутри... Настоящий воспитатель только тот, кто будит дремлющий в ребенке дух и дает ему силы для настоящего органического развития»47.
Несколько по-иному эту же мысль высказывал известный психолог С.Л. Рубинштейн. Он отмечал, что все в развитии формирующейся личности так или иначе внешне обусловлено, но ничто в ее развитии не выводимо непосредственно из внешних условий. Внешнее формирует личность, только проходя через ее внутреннюю сферу, только опосредствуясь ее активностью и реализуясь в ней.
Подобные идеи мы находим также у философов. «...Человека, – писал Г.С. Батищев, – нельзя «сделать», «произвести», «вылепить», как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизмы этой его собственной – совместно с другими людьми – деятельности он формируется в то, чем делает его эта (общественная в своей сущности, коллективная) деятельность (труд) и т.д.48
Но что такое активность личности? Активность обычно определяется как деятельное состояние субъекта, т.е. действующего лица. В этой связи иногда говорят, что применительно к деятельности понятие активности не имеет смысла, поскольку сама деятельность есть не что иное, как проявление активности личности. Действительно, если школьник участвует в той или иной работе с желанием, старанием, в этом случае деятельность и активность выступают в единстве. Но разве мало встречается фактов, когда работа выполняется не в силу внутреннего влечения, а только благодаря внешнему понуждению, т.е. человек работает не потому, что ему хочется работать, а в силу того, что его заставляют выполнять эту работу? Работа же по принуждению не может оказывать положительного воспитательного влияния.
Каковы же те механизмы, используя которые и опираясь на которые, педагог может стимулировать активность личности в организуемой деятельности? С психологической точки зрения первопричиной активности человека являются те внутренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем развития., которые он переживает в различных жизненных обстоятельствах и которые побуждают его к деятельности и к работе над собой.
Например, учащийся, попадая в более культурную языковую среду, замечает и эмоционально переживает недостатки своей речи, что может побудить его к ее совершенствованию. То же самое происходит, когда при выполнении той или иной работы он сталкивается с отсутствием соответствующих умений, внутренне переживает этот недостаток и стремится овладеть новыми приемами работы.
Активная познавательная деятельность школьников также стимулируется переживанием внутренних противоречий между знанием и незнанием, между наличным уровнем подготовки и теми новыми познавательными задачами, которые возникают в процессе обучения. Искусство воспитания в этом случае состоит в том, чтобы учитель умел создавать педагогические ситуации для возбуждения у учащихся подобных внутренних противоречий и таким образом стимулировал их активность в различных видах деятельности. На основе переживания этих внутренних противоречий у личности формируютсяпотребности, мотивы и установки как стимулы ее активной деятельности.
Потребность как понятие означает психологическое переживание человеком нужды в том, чего ему недостает. Нехватка воды или питательных веществ в организме порождает у человека потребность в питье и еде. Недостаток знаний или опыта для решения возникшей проблемы в той или иной сфере практической деятельности вызывает у развивающейся личности стремление (потребность) в учении, выработке необходимых умений и навыков. Вот почему если мы хотим развивать и формировать учащихся в процессе учебной, трудовой или культурно-массовой деятельности, то нам необходимо возбуждать у них потребность в овладении знаниями, в труде и т.д.
Большой движущей силой активности и развития человека является интерес. Интерес –это окрашенная положительными эмоциями и прошедшая стадию мотивации потребность, придающая человеческой деятельности увлекательный характер. Стимулирующая роль интереса с психологической точки зрения заключается в том, что основанная на нем деятельность и достигаемые при этом результаты вызывают у субъекта чувство радости, эмоциональный подъем и удовлетворение, что и побуждает его к проявлению активности.
Наряду с интересом важной побудительной силой активности человека являются мотивы деятельности и поведения.Мотив как понятие обозначает такое субъективное отношение личности к деятельности, в основе которого лежит сознательно поставленная и определенным образом обоснованная цель. К примеру, общая потребность в учении осознается школьником как условие для своего приобщения к производственной и духовной деятельности в обществе. Конкретные же мотивы учения могут связываться с получением необходимого образования, овладением той или иной профессией или достижением определенного статуса в обществе и т.д.
Рассмотренные положения показывают, что, только развивая потребностно-мотивационную сферу личности и создавая необходимые условия для формирования у нее здоровых потребностей, интересов и мотивов деятельности (поведения), представляется возможным стимулировать ее активность и добиваться надлежащего воспитательного эффекта.
в) В процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью. Психологической основой этой закономерности является то, что характер отношений педагога к воспитуемой личности вызывает у последней определенные внутренние (эмоционально-чувственные) переживания и непосредственно сказывается на ее деятельности и развитии. Если эти отношения проникнуты взаимным уважением, доверием, доброжелательностью и демократизмом, носят гуманный характер, тогда воспитательное влияние педагога, как правило, будет вызывать у учащихся положительную реакцию и стимулировать их деятельность.
В тех же случаях, когда отношения между педагогом и воспитанником несут на себе печать негативности, авторитарности, воспитательное влияние педагога будет вызывать у последнего отрицательные переживания и лишаться положительного воспитательного эффекта. Это, однако, не означает, что педагогу следует «подделываться» под учащихся, заигрывать с ними и потакать их прихотям. В воспитательной работе уважительное и заботливое отношение к детям должно сочетаться с высокой требовательностью, поддержанием необходимого порядка в работе и поведении.
Существенной особенностью воспитания в этом случае является то, что педагог должен заботиться об укреплении благожелательных отношений с учащимися, проявлять к ним искреннее уважение, педагогический такт, создавая условия для их благоприятного самочувствия, психологического комфорта и укрепления личного достоинства. В то же время необходимо предъявлять к учащимся высокие требования, побуждать к улучшению своего поведения.
В известном смысле можно сказать, что воспитание - это эффект благожелательного сотрудничества, взаимного доверия и уважения, которые устанавливаются между педагогом и воспитанниками. НА. Добролюбов отмечал, что доверие учащихся к учителю представляет собой одно из лучших средств воспитания:
«...Это идеальное юношеское верование облегчает действие учителя и делает его пример благотворным... Но горе учителю, который неосторожным своим поведением, проявлением своих страстей перед учениками разрушил то обаяние, которым был окружен в их глазах... Как только нравственное доверие потеряно или поколебалось хоть несколько, тотчас же и слово учителя теряет свою силу...»49
г) В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимися перспективы их роста, помогать им добиваться радости успехов. В основе этой закономерности лежит психологическая идея о роли опережающего отражения в сознании человека тех действий, которые он стремится совершить, и тех результатов, которых он хочет достичь в своем развитии (П.К. Анохин).
Сущность этой идеи состоит в том, что всякая деятельность человека, ее цели, способы и результаты заранее программируются в его сознании и таким образом направляют и стимулируют ее. Если эти цели и намерения реализуются, личность переживает внутрен-цее удовлетворение, радость от достигнутых успехов. В тех же случаях, когда намеченные цели не реализуются, она испытывает внутреннее беспокойство, чувство неудовлетворенности и психического напряжения. Нетрудно понять, что повторение подобных неудач парализует деятельность личности, и она перестает работать над собой, теряет всякую активность. Подтверждением тому являются факты, когда тот или иной школьник, отставший в учебе, совсем перестает учиться. Вот почему, включая учащихся в разнообразные виды деятельности и стимулируя их активность, необходимо обеспечить надлежащие условия и проявлять заботу о том, чтобы каждый из них добивался успехов в этой деятельности, чтобы она вызывала у них положительные эмоциональные переживания и в порядке обратного воздействия стимулировала их активность и личностное развитие. Это относится не только к учению, но и к другим видам деятельности – труду, спортивным занятиям и т.д. Только открывая перед учащимися перспективы их роста и личностного совершенствования, можно добиться необходимых успехов в их воспитании.
д) В процессе воспитания необходимо выявлять и опираться на положительные качества учащихся. Психологической основой этой закономерности является то, что, открывая перед учащимися перспективы их роста и всестороннего развития, нельзя абстрагироваться от тех трудностей, которые испытывают они в процессе своего личностного формирования. Всякая деятельность требует от них большого напряжения физических сил и нервной энергии. Это напряжение усугубляется тем, что им постоянно приходится овладевать новыми способами деятельности, изменять и совершенствовать усвоенные стереотипы поведения. Не всем это дается легко. В силу физических и психических различий, а также особенностей предшествующего опыта деятельности каждый школьник развивается по-разному. У одних этот процесс происходит более интенсивно, у других – медленнее, у третьих бывают неудачи и срывы. Если эти неудачи и срывы повторяются, приобретают устойчивость, то, как уже отмечено выше, учащийся чувствует, что он отстает в своем развитии, а «ситуация ожидания» радости успехов сменяется для него разочарованием, становится недостижимой, что, как правило, ведет к пассивности, к переживанию чувства изолированности в коллективе и психологического дискомфорта. В результате этого у части таких школьников появляются недостатки и отставание в учебе, снижается дисциплина и общественная активность. Такие учащиеся зачастую оказываются в центре внимания сверстников и учителей, а их недостатки обсуждаются на собраниях, подвергаются критике и т.д.
Однако школьная практика показывает, что эти меры чаще всего не оказывают положительного влияния на учащихся, а иногда и попросту усиливают их негативное поведение. Суть дела в том, что критика и осуждение недостатков в поведении того или иного школьника не только не снимают у него негативных психологических переживаний, но, наоборот, усугубляют их. Вот почему нельзя не усматривать элементов истины в том народном изречении, которое гласит: предположить порок – значит создать его.
Всякое осуждение и упреки в условиях, когда сам школьник не в состоянии преодолеть встретившиеся трудности и имеющиеся недостатки, в определенной мере обладают отрицательным внушающим воздействием. П.П. Блонский считал, что в этих случаях гораздо эффективнее другой подход: нужно бороться не с учеником, который допускает недостатки в учебе, а совместно с учеником бороться против его недостатков. Но тогда чаще всего нужны не проработки и осуждения, а проявление душевной чуткости к ученику и оказание ему реальной помощи в преодолении возникших трудностей. Если, например, школьник не справляется с выполнением домашних заданий, различные упреки и проработки могут только ослабить его усилия в работе. Тут нужна своевременная и конкретная помощь в учении со стороны учителя, благодаря которой ученик мог бы хорошо подготовиться к одному, второму, третьему уроку, получить хорошие оценки, пережить радость в улучшении успеваемости, а его успехи будут замечены и одобрены в коллективе. Вот этот росток хорошего и может послужить могучим стимулом повышения активности школьника в учебной деятельности и укреплении чувства собственного достоинства.
Равным образом это относится и к другим сторонам развития учащихся. Если, скажем, какой-нибудь ученик часто нарушает дисциплину и учитель будет постоянно упрекать его, не замечая в нем ничего хорошего, вряд ли его поведение улучшится. В таких случаях нужно обратить внимание на то положительное, что есть в ученике, и, опираясь на это положительное, возбудить у него стремление (потребность) к улучшению своего поведения.
Глубоко прав был А.С. Макаренко, когда утверждал, что каким бы плохим в нашем представлении ни был воспитанник, к нему всегда надо подходить с оптимистической гипотезой, проектировать в нем всегда хорошее, помогать развиваться его лучшим задаткам и способностям и, опираясь на них, создавать условия для преодоления его недостатков. «...Воспитание... человека, – подчеркивал Антон Семенович, – прежде всего базируется на воспитании его способностей, на развитии его сил, его созидательного творческого актива»50. Выдающийся педагог подчеркивал: «Надо уметь работать с верой в человека, с сердцем, с настоящим гуманизмом»51.
На необходимость опираться в воспитании на положительные свойства и качества личности указывал В.А. Сухомлинский:
«Главное – умение подметить в каждом ребенке его самую сильную сторону, добиться того, чтобы «живинка» получила свое претворение и развитие в деятельности, чтобы в ребенке засверкала человеческая индивидуальность. Осознание своего успеха в каком-то одном деле является для ребенка могучим источником нравственного достоинства, источником моральной стойкости и преодоления трудностей в других делах... Ту сферу деятельности, в которой наиболее ярко проявляются интеллектуальные способности ребенка, надо умело использовать для его духовного подъема»52.
Принцип воспитания через положительное, писал известный теоретик воспитания Н.И. Болдырев, требует, чтобы воспитатель в процессе воспитания ориентировался на то, что нужно делать учащимся, а не на то, чего не следует делать. Дети, которым очень часто напоминают об их недостатках, начинают смотреть на себя как на неисправимых.
е) В воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. На поведении и развитии личности так или иначе сказываются ее возрастные и индивидуальные особенности. Например, в младших классах, где самосознание учащихся находится на начальном этапе развития, их личностное формирование происходит главным образом под непосредственным влиянием учителя. В подростковых же классах, где осуществляется интенсивное развитие самосознания учащихся, воспитание носит более опосредованный характер и его эффективность во многом зависит от того, в какой мере оно побуждает учащихся к самовоспитательной работе.
Не меньшее влияние на воспитание оказывают индивидуальные особенности умственного, физического и нравственного развития учащихся, их реакция на внешние воздействия. Один школьник отличается спокойным, уравновешенным характером, чутко реагирует на замечания, в отношениях с педагогами и сверстниками проявляет благожелательность и уважение. Другой же, наоборот, обладает повышенной раздражительностью, проявляет резкость в общении с другими людьми, не умеет поддерживать хороших товарищеских отношений. Все это должно находить соответствующее отражение в воспитании. Учащиеся с уравновешенным характером легче вовлекаются в совместную деятельность, быстрее утверждают свое личное достоинство и более интенсивно развиваются. Школьники же с повышенной раздражительностью требуют к себе большей чуткости, уважения и деликатности со стороны сверстников и педагогов.
ж) Воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив. Осмысливая важность этой закономерности, следует иметь в виду два следующих положения.
Первое из них состоит в том, что важной целью школьного воспитания является формирование личности в духе коллективизма, развития у нее товарищеских черт и качеств. Естественно, что указанная цель может быть достигнута только при условии, что личность будет воспитываться в хорошо организованном и здоровом в социальном и духовном отношениях коллективе.
Второе положение связано с тем, что воспитание не может быть ограничено лишь личным влиянием педагога на каждого воспитанника. Воспитание по принципу парного воздействия: педагог – воспитанник – А.С. Макаренко считал недостаточным. Оно обязательно должно подкрепляться разносторонним влиянием коллектива, который не только обеспечивает свободу и защищенность личности, но и обогащает ее тем, что выступает как носитель здоровой морали и аккумулирует в себе богатство нравственных и художественно-эстетических отношений. Вот почему в процессе педагогической работы необходимо создавать здоровый и сплоченный воспитательный коллектив и умело использовать его для разностороннего развития учащихся. Без такого коллектива трудно рассчитывать на высокую эффективность воспитания.
з) В процессе воспитания необходимо добиваться единства и согласованности педагогических усилий учителей, семьи и общественных организаций. Школьники, как правило, находятся под воспитательным влиянием не одного, а нескольких учителей. В их воспитании активное участие принимают детские и юношеские организации, а также семья и общественность. Нетрудно представить себе, что если все эти влияния не будут сгармонированы и будут действовать в различных или тем более в противоположных направлениях, воспитательная работа не будет давать желаемого эффекта.
Например, нелегко достичь успеха в воспитании сознательной дисциплины, если один учитель добивается от учащихся порядка и организованности в работе, а другой проявляет либерализм и нетребовательность. Бывает и так, что учителя в какой-то период времени концентрируют внимание на усилении контроля за домашней учебной работой учащихся, не опираясь на общественное мнение детского коллектива. Ясно, что в таких условиях действенность воспитательного процесса в значительной мере снижается и теряет свою эффективность.
То же самое относится к воспитательной работе семьи и школы. Если школа будет воспитывать честность, а в отдельных семьях дети будут свидетелями стяжательства и недобросовестности, трудно рассчитывать на положительные результаты педагогической работы. Только единая линия и согласованность совместных усилий всех учителей, детских организаций, а также семьи и общественности придают воспитанию целенаправленность и действенность. «...Ни один воспитатель, – подчеркивал А.С. Макаренко, – не имеет права действовать в одиночку... Там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса»53.
Таковы общие закономерности воспитания, если рассматривать его в широком значении и включать в него весь процесс формирования личности, т.е. ееобучение и воспитание в ужом смысле. Они потому и называются общими, что относятся как к учебной работе, так и к воспитанию у учащихся личностных качеств.
- Харламов и.Ф. Педагогика. –
- Глава 3. Разработка в педагогике проблемы целей воспитания. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности как основная цель современного воспитания 30
- Глава 4. Личность как предмет воспитания, внешние и внутренние факторы ее развития 40
- Глава 5. Сущность воспитания как педагогического процесса, его общие закономерности и принципы 52
- Глава 6. Возрастные и индивидуальные особенности развития и воспитания личности 64
- Глава 10. Дидактические закономерности и принципы обучения 103
- Глава 11. Методы обучения и активизации познавательной деятельности учащихся 111
- Глава 12. Формы организации обучения и их развитие в дидактике. Урок как основная форма школьного обучения 134
- Глава 13. Дидактические основы уроков различных типов 138
- Глава 14. Другие формы организации обучения 157
- Глава 18. Общие методы и средства воспитания 182
- Глава 19. Формирование воспитательного коллектива и усиление его влияния на развитие учащихся 194
- Глава 20. Нравственное воспитание 204
- Глава 21. Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений 209
- Глава 22. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся 217
- Глава 23. Воспитание дисциплины и культуры поведения 226
- Глава 24. Эстетическое воспитание 234
- Глава 25. Физическое воспитание 241
- Глава 26. Формирование мировоззрения школьников в общей системе учебно-воспитательной работы 246
- Глава 27. Организация самовоспитания учащихся 257
- Глава 28. Совместная воспитательная работа школы, семьи и общественности 265
- Раздел IV. Вопросы школоведения 273
- Глава 29. Система образования и тенденции ее развития в различных странах 273
- Глава 30. Учитель, структура его деятельности и профессиональный рост 279
- Глава 31. Классный руководитель в школе 287
- Глава 32. Управление школой и руководство учебно-воспитательной работой 296
- Раздел I. Общие вопросы педагогики
- Глава 1. Педагогика как наука, ее выделение в особую отрасль знания и предмет исследования
- 1. Социально-экономические потребности общества в подготовке подрастающих поколений к жизни как объективная предпосылка возникновения и развития педагогической теории
- 2. Вычленение педагогики в особую отрасль научного знания и её виднейшие деятели
- 3. Влияние политики и идеологии общества на развитие педагогической теории
- 4. Предмет педагогики и важнейшие проблемы ее исследования
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 2. Роль метолологии, связи с другими науками и методов исследования в развитии педагогики
- 1. Методологические основы педагогических исследований как фактор развития педагогической теории
- 2. Связь педагогики с другими науками и использование их идей о развитии человека и воспитании
- 3. Развитие методов исследования как условие совершенствования педагогической теории
- 4. Дифференциация педагогики на отдельные научные дисциплины и расширение границ ее исследования
- 5. Педагогика как теоретическая наука и педагогическая деятельность как искусство
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 3. Разработка в педагогике проблемы целей воспитания. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности как основная цель современного воспитания
- 1. Значение целей воспитания для разработки педагогической теории и методических основ воспитания
- 2. Абстрактно-философский подход к определению целей воспитания в различные периоды развития общества
- 3. Социально-экономическая обусловленность одностороннего воспитания в эпохи домашинного производства и зарождение идеи о всестороннем развитии личности
- 4. Развитие машинного производства и возникновение объективных предпосылок, обусловливающих необходимость всестороннего и гармоничного развития личности
- 5. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности как основная цель (идеал) современного воспитания и его составные части
- 6. Конкретизация в педагогике содержания воспитания всесторонне и гармонично развитой личности
- 7. Реализация целевых установок в практической работе школы и учителя
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 4. Личность как предмет воспитания, внешние и внутренние факторы ее развития
- 1. О разработке в педагогике проблемы развития и воспитания личности. Понятия: личность, ее развитие и формирование
- 2. Анализ преформистских теорий развития личности
- 3. Идеи прогрессивных мыслителей прошлого о развитии личности
- 4. Научная трактовка проблемы об основных факторах развития личности
- 5. Роль активности самой личности в собственном развитии. Внешние и внутренние факторы развития личности. Понятие о саморазвитии личности и персонификации воспитания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 5. Сущность воспитания как педагогического процесса, его общие закономерности и принципы
- 1. Воспитание как специально организованный и сознательно осуществляемый педагогический процесс
- 2. Направленность воспитания на овладение личностью общественным опытом как его глубинная сущностная характеристика
- 3. Понятие воспитания в широком и узком смысле
- 4. Понятие о закономерностях воспитания
- 5. Общие закономерности воспитания и их психолого-педагогические основы
- 6. Переход закономерностей воспитания в принципы воспитательной работы
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 6. Возрастные и индивидуальные особенности развития и воспитания личности
- 1. Проблема возрастных и индивидуальных особенностей развития и воспитания личности в педагогике
- 2. Особенности развития и воспитания младших школьников
- 3. Особенности развития и воспитания учащихся среднего школьного (подросткового) возраста
- 4. Особенности развития и воспитания старших школьников
- 5. Индивидуальные особенности развития учащихся и их учет в процессе воспитания
- Литература для самостоятельной работы
- РазделIi. Теоретические и методические основы обучения (дидактика) Глава 7. Обучение как процесс личностного развития учащихся и его исследование в дидактике
- 1. Понятие о дидактике и ее исследование в педагогике
- 2. Сущность образования как отражение единства развивающей и воспитательно-формирующей функций обучения
- 3. Важнейшие проблемы, которые разрабатывает дидактика
- 4. Выделение из дидактики частных методик и ее влияние на их развитие
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 8. Содержание образования и педагогические основы его совершенствования
- 1. Понятие «содержание образования» и необходимость разработки его научных основ
- 2. Важнейшие объективные и субъективные факторы, влияющие на разработку содержания образования
- 3. Теории формального и материального образования и их односторонность
- 4. Разработка в педагогике научных основ определения содержания образования и его совершенствования
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 9. Сущность процесса обучения, его задачи и внутренняя структура
- 1. Сущность обучения как педагогического процесса и его задачи. Понятия: «знание», «умение», «навык», «способности»
- 2. Внутренняя структура процесса обучения и отражение в ней характера учебно-познавательной деятельности учащихся
- 3. Определение целевого компонента обучения
- 4. Формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и мотивов учения. Понятие о движущих силах учения
- 5. Определение содержания учебных занятий
- 6. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом (операционно-деятельностный компонент обучения)
- 7. Придание процессу обучения эмоционально-волевого характера
- 8. Регулирование и контроль за ходом учебно-познавательной деятельности
- 9. Оценка и самооценка качества овладения изучаемым материалом
- 10. Развитие учащихся в процессе обучения
- 11. Воспитание в процессе обучения
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 10. Дидактические закономерности и принципы обучения
- 1. Закономерности обучения, присущие ему как органической части воспитания (в широком смысле)
- 2. Специфические закономерности обучения
- 3. Принципы обучения
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 11. Методы обучения и активизации познавательной деятельности учащихся
- 1. Понятие о методах и приемах обучения. Проблема классификации методов обучения
- 3. Методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником
- 4. Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные занятия
- 5. Методы учебной работы по выработке умений и навыков применения знаний на практике: упражнения, лабораторные работы
- 7. Критерии оценки успеваемости учащихся
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 12. Формы организации обучения и их развитие в дидактике. Урок как основная форма школьного обучения
- 1. Понятие о формах организации (организационных формах) обучения. Соотношение между формами организации обучения и его методами
- 2. Краткие сведения о развитии организационных форм учебной работы в школе
- 3. Важнейшие формы организации учебной работы в школе
- 4. Урок как основная форма организации учебной работы. Классификация уроков. Нестандартные, инновационные формы урочных занятий
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 13. Дидактические основы уроков различных типов
- 1. Смешанные, или комбинированные, уроки
- 2. Уроки изложения нового материала учителем
- 3. Уроки закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков
- 4. Уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала
- 5. Уроки-семинары. Уроки-конференции
- 6. Поиски инновационных форм урочных занятий
- 7. Уроки проверки и оценки знаний
- 8. Индивидуальная работа с учащимися на уроках
- 9. Развитие и воспитание учащихся на уроках
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 14. Другие формы организации обучения
- 1. Учебные экскурсии
- 2. Факультативные занятия
- 3. Формы внеклассной учебной работы
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 15. Дидактические основы компьютеризации обучения
- 1. Компьютер как орудие деятельности человека
- 2. Основные проблемы компьютеризации обучения
- 3. Содержание компьютерного обучения
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 16. Домашняя учебная работа учащихся
- 1. Сущность домашней учебной работы школьников и ее роль в овладении знаниями
- 2. Основные недостатки домашней учебной работы школьников
- 3. Правила домашней учебной работы школьников
- 4. Формирование у учащихся умений и навыков домашней учебной работы
- Литература для самостоятельной работы
- РазделIii. Теоретические и методические основы воспитания
- Глава 17. Воспитание отношений как процесс личностного развития учащихся и его исследование в педагогике
- 1. Специфика воспитания в отличие от процесса обучения и необходимость разработки его теоретических основ. Формирование отношений как важнейшая задача воспитания
- 2. Содержание отношений, которые необходимо формировать в системе всестороннего развития личности
- 3. Сущность отношений как предмета воспитания и их переход в личностные качества. Структура личностного качества и ее значение для процесса воспитания
- 4. Интегративный и целостный характер формирования личностных качеств. Явление генерализации при формировании личностных качеств
- 5. Реализация общих закономерностей воспитания в процессе формирования отношений (личностных качеств)
- Глава 18. Общие методы и средства воспитания
- 1. Понятие о методах и средствах воспитания. Система общих методов воспитания
- 2. Утверждение в педагогике гуманного подхода к воспитанию учащихся и преодоление методов авторитаризма
- 3. Убеждение как важнейший метод воспитания
- 4. Метод положительного примера
- 5. Метод упражнений (приучения)
- 6. Методы одобрения и осуждения
- 7. Методы требования и контроля за поведением. Метод переключения. Комплексное использование методов воспитания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 19. Формирование воспитательного коллектива и усиление его влияния на развитие учащихся
- 1. Разработка в педагогике теоретических основ коллективного воспитания
- 2. Понятие о воспитательном коллективе и основные стадии его развития
- 3. Структура воспитательного коллектива в школе
- 4. Важнейшие средства и методические основы воспитания ученического коллектива
- 5. Предъявление требований к учащимся как фактор создания и воспитания коллектива
- 6. Организация ученического самоуправления и воспитание актива
- 7. Закон развития (движения) коллектива
- 8. Формирование в коллективе здорового общественного мнения
- 9. Накопление и развитие положительных традиций совместной деятельности учащихся
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 20. Нравственное воспитание
- 1. Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы. Мораль как регулятор поведения личности
- 2. Идеи известных деятелей педагогики о роли нравственного воспитания в развитии личности
- 3. Содержание нравственного воспитания. Сущность нравственности личности
- 4. Моральное воспитание как процесс организации разнообразной деятельности учащихся и формирования у них нравственных качеств
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 21. Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений
- 1. Патриотизм и культура межнациональных отношений – важнейшие моральные качества человека; их значение для его личностного развития
- 2. Сущность патриотизма и культуры межнациональных отношений, их содержание и внутренняя структура
- 3. Развитие у учащихся потребностно-мотивационной сферы, связанной с патриотизмом и культурой межнациональных отношений
- 4. Формирование у учащихся интеллектуально-эмоционального компонента патриотизма и культуры межнациональных отношений
- 5. Воспитание у учащихся взглядов и убеждений по вопросам патриотизма и культуры межнациональных отношений
- 6. Организация практической деятельности учащихся по формированию патриотизма и культуры межнациональных отношений
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 22. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся
- 1. Воспитание добросовестного отношения к труду и сбережению материальных ценностей как фактор морального формирования личности. Функции трудового воспитания
- 2. Сущность трудового воспитания, трудового обучения и профессиональной ориентации. Понятие трудолюбия как личностного качества и его внутренняя структура
- 3. Основные виды трудовой деятельности школьников
- 4. Воспитание у учащихся потребности в труде, бережном отношении к материальным ценностям общества и личным вещам
- 5. Развитие сознательного отношения к труду, взглядов и убеждений по вопросам трудолюбия
- 6. Организация трудовой деятельности учащихся и формирование у них трудовых умений и навыков. Обогащение и обновление форм трудовой деятельности школьников
- 7. Воспитательная работа по профессиональной ориентации учащихся
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 23. Воспитание дисциплины и культуры поведения
- 1. Формирование дисциплинированности и культуры поведения как важнейшая задача нравственного воспитания
- 2. Различные подходы к разработке проблемы воспитания дисциплины и культуры поведения в педагогике
- 3. Сущность сознательной дисциплины и культуры поведения. Понятие дисциплинированности
- 4. Формирование у учащихся потребности в соблюдении правил дисциплины и культуры поведения
- 5. Воспитание сознательного отношения к соблюдению установленных в школе правил поведения и внутреннего распорядка
- 6. Выработка у учащихся умений и навыков дисциплинированного поведения
- 7. Использование общественного мнения воспитательного коллектива в процессе формирования у учащихся дисциплинированности и культуры поведения. Индивидуальная работа с учащимися
- 8. Выдвижение и решение ведущих воспитательных задач в процессе формирования у учащихся дисциплины и культуры поведения
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 24. Эстетическое воспитание
- 1. Роль эстетического воспитания в развитии личности
- 2. Сущность эстетического воспитания и его содержание
- 3. Формирование у школьников художественно-эстетических потребностей
- 4. Формирование у учащихся эстетических представлений, понятий и вкусов
- 5. Приобщение школьников к художественному творчеству и развитие их способностей в области литературы, музыки и изобразительного искусства
- 6. Использование эстетического воспитания в целях формирования нравственности учащихся
- 7. Формирование эстетики поведения
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 25. Физическое воспитание
- 1. Физическое воспитание как фактор всестороннего развития личности. Сущность физического воспитания и его содержание
- 2. Основные средства и методы физического воспитания
- 3. Физическое воспитание в процессе учебных занятий
- 4. Внеклассная работа по физическому воспитанию
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 26. Формирование мировоззрения школьников в общей системе учебно-воспитательной работы
- 1. Формирование у учащихся мировоззрения как важнейшая воспитательная задача школы
- 2. Основные виды мировоззрения
- 3. Сущность мировоззрения и его внутренняя структура
- 4. Система знаний и идей в содержании школьного образования, позволяющих формировать у учащихся научное мировоззрение
- 5. Глубокое и прочное овладение знаниями – важнейшая предпосылка формирования научного мировоззрения
- 6. Дидактические и воспитательные условия, способствующие переводу знаний во взгляды, убеждения и идеалы личности в системе учебных занятий и внеклассной работы
- 7. Критерии сформированности мировоззрения учащихся
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 27. Организация самовоспитания учащихся
- 1. Стимулирование учащихся к активной работе над собственным развитием и самосовершенствованием – важнейшая задача воспитания. Понятие о самовоспитании и его социальная детерминация
- 2. Основные факторы, побуждающие личность к самовоспитанию, и их использование в процессе стимулирования учащихся к работе над собой
- 3. Организация процесса самовоспитания учащихся и его важнейшие методы
- 4. Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 28. Совместная воспитательная работа школы, семьи и общественности
- 1. Сочетание общественного и семейного воспитания как важнейшая предпосылка повышения его эффективности
- 2. Социально-экономические факторы повышения роли школы в организации воспитательной работы семьи и общественности
- 3. Основные вопросы совместной работы семьи и школы по воспитанию учащихся
- 4. Организационно-педагогическая работа школы с родителями. Органы родительской общественности в школе
- 5. Педагогическое просвещение родителей
- 6. Индивидуальная работа школы с родителями учащихся
- 7. Привлечение родителей к оказанию помощи школе в проведении внеклассной учебно-воспитательной работы
- Литература для самостоятельной работы
- РазделIv. Вопросы школоведения
- Глава 29. Система образования и тенденции ее развития в различных странах
- 1. Развитие образовательно-воспитательных учреждений как важнейшая предпосылка осуществления целей и задач общества в области воспитания. Понятие о системе образования
- 2. Основные факторы развития системы образования
- 3. Особенности системы образования и тенденции ее развития в различных странах
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 30. Учитель, структура его деятельности и профессиональный рост
- 1. Учитель как центральная фигура в школе и его определяющая роль в осуществлении учебно-воспитательной работы
- 2. Проблема профессиональной пригодности учителя
- 3. Структура педагогической деятельности учителя и сущность ее отдельных видов
- 4. Ступени профессионального роста учителя: педагогическая умелость, мастерство, творчество и новаторство
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 31. Классный руководитель в школе
- 1. Классный руководитель в школе, специфика его работы, основные функции и обязанности
- 2. Работа классного руководителя по изучению учащихся
- 3. Работа классного руководителя по созданию и воспитанию ученического коллектива
- 4. Работа классного руководителя по повышению успеваемости, трудовому и нравственному воспитанию учащихся
- 5. Работа классного руководителя с учителями
- 6. Работа классного руководителя с родителями учащихся
- 7. Планирование классным руководителем воспитательной работы
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 32. Управление школой и руководство учебно-воспитательной работой
- 2. Повышение роли совета школы в совершенствовании учебно-воспитательного процесса. Демократизация и гласность в руководстве школой
- 3. Функциональные обязанности должностных лиц школы по организации и руководству учебно-воспитательной работой
- 4. Работа директора и педагогического коллектива школы по обеспечению всеобуча
- 5. Организация и совершенствование учебно-воспитательной работы и контроль за ее качеством
- 6. Руководство внеклассной и внешкольной учебно-воспитательной работой
- 7. Организация помощи в деятельности ученического самоуправления и общественных организаций в школе
- 8. Организация работы с родителями учащихся
- 9. Годовой план учебно-воспитательной работы школы
- Литература для самостоятельной работы