logo
14048_6d5631804b4074331103b1253a14afff

3. Сущность отношений как предмета воспитания и их переход в личностные качества. Структура личностного качества и ее зна­чение для процесса воспитания

Говоря о необходимости воспита­ния у учащихся разнообразных отношений к различным сторонам действительности, к другим людям и к самим себе, следует уяснить сущность этих отношений как предмета воспитания и педагогиче­ские подходы к их формированию.

Отношение можно трактовать как выражение определенных связей, которые устанавливаются между личностью и другими людьми, а также различными сторонами окружающего мира и которые, затраги­вая сферу ее потребностей, знаний, убеждений, поступков и волевых про­явлений, так или иначе сказываются на ее поведении и развитии.

Например, каждый человек обязан трудиться, но трудиться можно по-разному – добросовестно, старательно и, как говорят, спустя рука­ва. По-разному можно относиться к родине, к тому месту, где человек родился, вырос и получил путевку в жизнь. По-разному относятся люди и друг к другу. Одни проявляют гуманность, чуткость, вежли­вость, скромность, другие же допускают грубость и черствость и т.д. Все это, естественно, характеризует не только поведение, но и ска­зывается на личностном развитии человека.

Однако степень сформированности и прочности отношений может быть различной. Например, иной школьник понимает, что нужно быть вежливым, но в одних случаях он так и поступает, в других же бывает резким, грубым. Если же вежливость закрепляется и определяет характер поведения человека, она превращается в лич­ностное качество. В этом смысле под личностным качеством следует понимать закрепившееся и ставшее привычным отношение, которое оп­ределяет устойчивость поведения человека в любых изменяющихся услови­ях115. Скажем, если вежливость стала привычной, личность будет про­являть ее не только в условиях нормального общения, но и тогда, когда будет встречаться с грубостью и некорректностью со стороны других людей. Задача школы состоит в том, чтобы формировать у своих питомцев устойчивые отношения, закреплять их и перево­дить в личностные качества.

Но чтобы формировать личностные качества, необходимо знать их психологическую структуру. Как уже отмечено, с психологичес­кой точки зрения, отношения как личностный феномен являются очень сложным образованием и включают в себя сферу потребностей, знаний, чувств, убеждений, поступков и волевых проявлений. Если, например, об­ратиться к той же вежливости, о которой шла речь выше, то в ее структуре можно обнаружить: а) потребность личности быть всегда вежливой и укреплять у себя это качество, б) знание правил и норм вежливости, в) внутреннее стремление (чувство) и убеждение в не­обходимости соблюдения этих норм и правил, г) владение умения­ми и навыками проявлять вежливость, д) способность к проявле­нию волевых усилий и стремлений оставаться вежливым даже в ус­ловиях, когда личность сталкивается с грубостью, непочтительнос­тью и т.д.

Указанные структурные компоненты присущи и таким личност­ным качествам, как патриотизм, трудолюбие, сознательная дисцип­лина, коллективизм, и др. Все это позволяет заключить, что процесс воспитания личностных качеств включает в себя:

а) формирование у учащихся потребности в выработке того или иного качества;

б) включение их в активную познавательную деятельность по ов­ладению знаниями о сущности формируемого качества, способах его проявления и выработке соответствующих чувств, взглядов и убеждений;

в) практическое формирование умений, навыков и привычек по­ведения, связанных с вырабатываемыми качествами;

г) развитие способностей к проявлению волевых усилий, позво­ляющих преодолевать встречающиеся трудности и препятствия, связанные с соблюдением тех или иных норм поведения.