logo
14048_6d5631804b4074331103b1253a14afff

3. Убеждение как важнейший метод воспитания

Уже в 20-е гг. этот метод получает научное признание. Его педагогическая роль определяется тем, что процесс воспитания органически связан с развитием сознательности учащихся, с пониманием ими правил по­ведения и своего места в преобразовании окружающей жизни. В педагогике подчеркивалось, что организация жизни и деятельности учащихся должна находиться в органическом единстве с развитием их нравственного сознания, с расширением их гражданского круго­зора, с постоянной разъяснительной работой. Все это говорит о необходимости широкого использования метода убеждения в вос­питании, о многогранности его педагогического влияния на разви­тие и социализацию учащихся.

Указывая на сущность этого метода, известный педагог Н.И. Бол­дырев писал, что убеждение – это воздействие воспитателя на созна­ние, чувства и волю воспитуемых с целью формирования и закрепле­ния у них положительных моральных качеств и устранения отрица­тельных черт в их характере и поведении. Данная дефиниция нуж­дается в уточнении, поскольку она исходит из идеи внешнего воздействия на детей. Более правильным будет сказать: убеждение – это такой метод воспитания, который выражается в эмоциональном и глубоком разъяснении сущности социальных и духовных отношений, норм и правил поведения, в развитии сознания и чувств воспитуемой личности. Только через механизмы содержательной и эмоционально окра­шенной разъяснительной работы этот метод находит свое педагоги­ческое осуществление. Конечным же результатом этого процесса должно быть формирование твердой, глубоко осмысленной и эмо­ционально пережитой точки зрения по различным вопросам отно­шения к окружающему миру, т.е.убеждений как цементирующей ос­новы сознания и поведения. Вот почему необходимо отличатьубеж­дение какметод, как процесс воспитания иубеждение какрезультат этого процесса, как устойчивую жизненную позицию личности.

Психологической основой этого метода является принцип опережа­ющего отражения в сознании ученика тех действий и поступков, которые он собирается совершить. Это опережающее отражение (планирование, мысленное моделирование) поведения базируется не только на приобретенном опыте, но и на знании норм, правил и принципов деятельности. Предпринимая те или иные действия, личность так или иначе сообразует их с моральными предписания­ми и общественными требованиями. Именно поэтому весьма важно развивать сознательность учащихся в различных видах деятельнос­ти, приучать их к обдумыванию своего поведения. Сопоставляя свои действия и поступки с тем, как необходимо себя вести, лич­ность полнее осознает и переживает те противоречия, которые воз­никают между достигнутым и необходимым уровнем интеллектуаль­ного, нравственного, эстетического и физического развития, и на этой основе у нее появляетсяпотребность в совершенствовании своего поведения и личностных качеств.

Существенное значение имеют те конкретные средства, кото­рые используются в процессе применения метода убеждения. К важ­нейшим из этих средств относятся: формы учебной работы, разъясни­тельные индивидуальные и коллективные беседы, ученические ве­чера, конференции на научные, нравственные, эстетические и са­нитарно-гигиенические темы, диспуты, встречи с деятелями науки, техники и искусства и т.д. Об использовании этих средств воспита­ния и их методике более подробно будет идти речь при освещении вопросов нравственного, эстетического и физического воспитания. Здесь же следует подчеркнуть, что только глубокая содержатель­ность и эмоциональность убеждения способствуют развитию созна­тельности учащихся и действенному формированию у них личност­ных черт и качеств и придают воспитанию подлинно гуманистичес­кий характер.