logo
14048_6d5631804b4074331103b1253a14afff

6. Дидактические и воспитательные условия, способствующие переводу знаний во взгляды, убеждения и идеалы личности в системе учебных занятий и внеклассной работы

Исследование процесса формирования мировоззрения позволяет определить ряд наиболее существенных дидактических и воспитательных условий, создающих предпосылки для перевода усваиваемых знаний во взгляды и убеждения учащихся и выработки у них научного миро­воззрения. Что же это за условия?

а) Одним из дидактических и воспитательных условий формирова­ния мировоззрения учащихся является обеспечение глубокой научной до­казательности, логической убедительности и непротиворечивости всех усваиваемых знаний и выводов мировоззренческого характера. Реализа­ция этого положения достигается следующими путями. Во-пер­вых, изложение материала должно осуществляться на основе ярких и убедительных фактов и их глубокого анализа.A.M. Горь­кий подчеркивал: «Учат, воспитывают факты, всегда факты, идеи сопутствуют, а не предшествуют фактам»173. Поэтому учителю не­обходимо внимательно подбирать и анализировать фактический материал и убедительно подводить учащихся к тем или иным ми­ровоззренческим выводам. Если, например, изучается материал о том, что долгое время люди представляли Землю плоской и зани­мающей центральное положение во Вселенной, очень важно по­казать, как постепенно ученые получали материал, который сви­детельствовал о необоснованности подобных взглядов. Особенно убедительным в этом отношении является путешествие Магелла­на вокруг Земли, а также открытие Америки Христофором Ко­лумбом. В конце концов было доказано, что Земля имеет форму шара и вращается вокруг Солнца.

Или другой пример. При изучении истории Отечественной войны 1812 года раскрывается размах партизанского движения в борьбе с войсками Наполеона. Здесь и возникают вопросы: чего хочет достичь учитель на уроке и какие факты, в каком изложении окажут наиболее сильное воздействие на формирование мировоз­зрения учащихся? Видимо, нужно показать, что в составе партизан­ских отрядов были и крепостные крестьяне, и солдаты, и женщины, и подростки. О чем это свидетельствовало? О большом патриотизме россиян, об их стремлении защищать свою родину от врага, о всенародном характере войны.

Во-вторых, в процессе формирования мировоззрения необ­ходимо обеспечивать глубокое научное истолкование всех изучае­мых явлений, процессов, уяснение заключенных в них причинно-следственных связей. Долгое время, например, людям были непо­нятны причины развития растительного и животного мира, исчез­новения одних видов и стойкости выживания других. Появление теории Ч. Дарвина о естественном отборе позволило дать материа­листическое объяснение этих причин и лишило их мистической ок­раски. Осмысление идей генетики убедительно раскрывает матери­алистическую основу наследственности и разоблачает научную не­состоятельность лысенковского «учения» о передаче но наследству тех свойств и качеств, которые приобретаются живыми организма­ми под влиянием внешних воздействий.

В-третьих, нужно побуждать учащихся к выяснению всех воз­никающих у них вопросов, развивать их пытливость в осмыслении всех явлений, происходящих в природе и обществе. В связи с проведением реформ и обновлением всех сфер жизни общества школьники не перестают размышлять и дискутировать о причи­нах тех трудностей, которые возникли у нас в ходе осуществляе­мых преобразований, а также о путях их преодоления. Вопросы не простые, но школа не может от них уходить, как это бывало в прошлом. Искренний и глубокий анализ серьезных недостатков, которые допускались и допускаются в ходе осуществления ре­форм, будет способствовать формированию правильного отноше­ния к тем социально-экономическим преобразованиям, которые осуществляются.

б) Вторым дидактическим, и воспитательным условием перевода зна­ний во взгляды и убеждения учащихся является придание обучению общест­венной направленности. Здесь имеет значение раскрытие социально-политической основы общества, разграничение в нем различных политических сил и партий, их отношение к тем сдвигам, кото­рые происходят в демократическом развитии общества. Учащие­ся должны уяснить, в каком направлении мы движемся, какие преобразования осуществляются в нашей экономике и социальных отношениях.

в) Третьим дидактическим и воспитательным условием, формирова­ния у учащихся научного мировоззрения является соблюдение принципа ис­торизма при изучении программного материала. «История – школа поведения. В прошлом люди ищут и находят нужные образцы... На героических традициях родной истории воспитывается наше молодое поколение»174. Исторический подход в обучении является средст­вом повышения у учащихся интереса к познанию и способствует более глубокому усвоению изучаемого материала. Д.К. Максвелл по этому поводу писал следующее: «Наука нас захватывает только тогда, когда, заинтересовавшись жизнью великих исследовате­лей, мы начинаем следить за историей развития... открытий». В то же время он отмечал, что историзм в обучении позволяет более обстоятельно овладевать изучаемым материалом, так как «наука усваивается всегда наиболее полно в состоянии ее возникно­вения»175.

Для формирования мировоззрения историзм в обучении имеет то значение, что помогает раскрывать генезис и сложные пути раз­вития истины в науке, освещает борьбу между силами прогресса и реакции, способствует осознанию закономерностей эволюции при­родных явлений и общественно-экономических изменений. Напри­мер, учащиеся при изучении истории познают причины возникно­вения мифических представлений о развитии природы и общества, а также религиозных верований как своеобразной формы идеоло­гии. Вместе с тем исторический материал из различных отраслей знаний помогает школьникам осознавать объективные социально-экономические предпосылки развития общества.

г) Четвертым дидактическим и воспитательным, условием формирова­ния мировоззрения и перевода знаний в убеждения является развитие по­знавательной активности и самостоятельности учащихся в процессе уроч­ных и внеклассных занятий. В дидактике подчеркивалось, что в бук­вальном смысле знания учащимся нельзя ни «передать», ни «при­вить», что овладение ими происходит только в процессе активной познавательной деятельности самих учащихся. На эту сторону орга­низации учебной работы дидакты обращают самое серьезное внима­ние, подчеркивая ее значение как для улучшения успеваемости, так и для воспитания. «Представления, понятия, законы, – пишетM.Л. Скаткин, – нельзя механически вложить в головы учеников. Сформировать их должен обязательно сам ученик под руководст­вом и с помощью учителя. Образование представлений, понятий, осознание законов – активный процесс мышления и деятельности учащихся»176.

Для развития познавательной активности и самостоятельности учащихся необходимо широко использовать весь арсенал методов и приемов обучения, обращая самое серьезное внимание на возбуждение внутренних противоречий между знанием и незнанием и формирование на этой основе потребности в учении и учебных интересов, а также на придание обучению проблемного характера, практикуя различные виды работы с учебником, проведение уроков-семи­наров, уроков-диспутов и т.д.

Не меньшее значение имеет развитие познавательной самостоя­тельности и активности в системе внеклассной учебно-воспитатель­ной работы. Вот почему при проведении различных внеурочных мероприятий – бесед, утренников, кружковых занятий, диспутов, читательских конференций и т.д. на нравственные, эстетические и физкультурно-спортивные темы – необходимо добиваться не только их глубокой научной содержательности, но и активизации мыслительной деятельности учащихся, обогащения их научными представлениями и понятиями, шире использовать дискуссионные формы работы.

д) Пятым дидактическим и воспитательным условием перевода зна­ний в убеждения является возбуждение эмоционального отношения учащихся к изучаемому материалу. Эмоционально-положительное от­ношение к учению прежде всего стимулирует познавательную активность школьников. В то же время оно помогает глубже осмысливать сущность изучаемых природных и общественных явлений, способствует формированию субъективного отношения к усваиваемым знаниям, позволяет проникнуться верой в их истин­ность. Обращая внимание на эту сторону познавательной деятельности, необходимо помнить, что без эмоциональных пережи­ваний никогда не бывало и не может быть человеческого искания истины.

Какие же приемы учебной работы способствуют повышению эмоциональности обучения? Большое значение здесь имеет умение учителя строить свое изложение на ярком фактическом материале, дополнять учебник интересными деталями, раскрывать сложные пути познания той или иной истины, использовать поучительные примеры из жизни и деятельности выдающихся ученых и общест­венных деятелей и т.д.

В повышении эмоциональности обучения и возбуждении у учащихся гражданских чувств исключительно большую роль игра­ют предметы гуманитарного цикла и в особенности изучение ли­тературы. Вполне справедливым является утверждение о том, что ни по каким каналам так глубоко не проникнут наши идеи в душу современного молодого человека, как по каналам литературы и искусства.

е) Шестым дидактическим и воспитательным условием формирова­ния мировоззрения является тесная связь обучения с жизнью, вовлечение учащихся в активную трудовую деятельность. Взгляды и убеждения яв­ляются не только результатом работы мысли и эмоционально-интеллектуальных переживаний. Сильнейшее влияние на их фор­мирование оказывают жизненные обстоятельства, та социально-бытовая и нравственная атмосфера, в которой повседневно вра­щается ученик, и его собственная практическая деятельность. Все это требует планомерной организации разнообразной обще­ственно полезной деятельности школьников, в процессе которой они приобретают жизненный опыт, овладевают трудовыми уме­ниями и навыками, учатся воплощать свои идеи в практические дела. Конкретные вопросы этой проблемы освещены в главе о тру­довом воспитании.

ж) Седьмым условием формирования у учащихся научного мировоззре­ния является учет их возрастных и индивидуальных особенностей в процес­се учебно-воспитательной работы. Формирование мировоззрения осу­ществляется в школе начиная с первого класса. Но характер и результаты этой работы в младших, средних и старших классах, ес­тественно, будут различными. Применительно к младшим классам вряд ли можно говорить о формировании у ребят мировоззрения как стройной системы взглядов и убеждений. Дело в том, что даже несмотря на повышение теоретического уровня образования в на­чальных классах, его содержание охватывает преимущественно изу­чение простейших природных и общественных явлений на уровне представлений. К тому же круг этих явлений также ограничен воз­растными возможностями детей. Вместе с тем учащиеся этих клас­сов еще не в состоянии иметь устойчивых мировоззренческих суж­дений, не говоря уже об убеждениях. Поэтому в младших классах работа носит главным образом пропедевтический (от греч. ргоpaideuo– обучаю предварительно) характер и создает лишь факто­логическую основу для последующего более глубокого воспитания взглядов и убеждений.

Эта особенность и должна накладывать свой отпечаток на вос­питание. Необходимо стремиться к тому, чтобы у учащихся на­капливался запас хорошо осмысленных фактов и примеров по во­лосам развития природы и общества и вырабатывался аналитико-синтетический подход к их усвоению. В то же время большое значение для формирования взглядов младших школьников имеет мировоззренческое истолкование изучаемого материала Учителем, а также побуждение учащихся делать обобщающие выводы, вытекающие из ряда изучаемых положений (например, о причинной зависимости явлений природы и их взаимообусловленности и т.д.).

Развитие обобщенно-аналитического мышления и овладение подростками изучаемым материалом на понятийном уровне позволяют значительно углублять работу по формированию мировоззре­ния в средних классах. По многим вопросам развития природы и общества у подростков складываются твердые взгляды, переходя­щие в убеждения, формируются нравственные и эстетические идеа­лы, помогающие им правильно ориентироваться в жизни и изби­рать верные пути поведения. Об этом, в частности, говорят массовые подвиги подростков в борьбе с врагом в годы Великой Отечественной войны. Однако и по отношению к учащимся этих классов еще нельзя говорить о целостной системе взглядов и убеждений. По одним вопросам у подростков могут быть достаточно прочные взгляды, по другим их может не быть – для этого у них еще не хватает ни знаний, ни жизненного опыта. Это ставит перед школой зада­чу – внимательно изучать те элементы мировоззрения, которые приобретают у подростков достаточную устойчивость, и на их осно­ве расширять и углублять дальнейшую воспитательную работу в этом направлении.

Что же касается учащихся старших классов, то как содержание учебно-воспитательного процесса, так и их познавательные возмож­ности, а также расширяющийся жизненный опыт позволяют прово­дить целенаправленную работу по формированию у них научного мировоззрения во всем объеме и глубине. В то же время следует обращать серьезное внимание на уже отмеченное выше отставание социального и морального становления старшеклассников от их ин­теллектуального развития, что иногда приводит к раздвоению слова и поступков и неверным оценкам отдельных явлений окру­жающей действительности. В этом отношении особенно важное значение имеет включение старшеклассников в активную общест­венную работу, расширение и обогащение их жизненного опыта, убедительное разъяснение противоречивых социальных и мораль­ных проблем.

Как видим, формирование мировоззрения школьников – про­цесс длительный и многосторонний; он зависит не только от раз­личного уровня овладения знаниями и соответствующего им уровня выработки взглядов, убеждений и идеалов, но и от возрастных осо­бенностей учащихся. Он носит целостный и интегративный характер, или, иначе говоря, начинается с формирования простейших элементов ми­ровоззренческих представлений у младших школьников, которые затем С возрастом обогащаются, усложняются и закладывают основы убеждений в старших классах. «Мировоззренческие идеи, – писал И.Т. Огородни­ков, – осваиваются не поочередно, одна за другой, а в тесном пере­плетении, в комплексе. Практически они начинают усваиваться почти одновременно, лишь постепенно усложняясь по мере разви­тия физических и умственных сил учащихся, расширения их обра­зовательной подготовки»177.

Работа по формированию мировоззрения учащихся требует не только знаний и учета возрастных особенностей, но и их инди­видуальных различий. Исследования показывают, что у школьни­ков отчетливо проявляются различия в успеваемости, в глубине усваиваемых знаний, в развитии эмоциональной сферы, которые так или иначе отражаются на выработке у них взглядов и убежде­ний.

з) Наконец, восьмое условие. Во всей, системе учебно-воспитательной работы по формированию мировоззрения учащихся огромную роль играет личность учителя. Как уже отмечалось в главе об общих методах вос­питания, учитель воспитывает не только специальными педагоги­ческими приемами, но и своей личностью, своим авторитетом и общением с учащимися. Вот почему работа по формированию у школьников научного мировоззрения требует от каждого педагога дидактического и воспитательного мастерства, постоянного совер­шенствования своих моральных качеств, а также внимательного, чуткого и заботливого отношения к учащимся.