logo
14048_6d5631804b4074331103b1253a14afff

2. Связь педагогики с другими науками и использование их идей о развитии человека и воспитании

Исключительно большое зна­чение в развитии педагогики имеют ее связи с другими науками. Она развивается, укрепляя и совершенствуя свои связи с филосо­фией, социологией, этикой, эстетикой, психологией, физиологией человека, этнографией, математикой и другими отраслями знаний.

0 связи педагогики с названными выше науками будет идти речь постоянно при последующем изложении конкретных вопросов вос­питания. Здесь же мы ограничимся некоторыми общими аспектами освещения этой проблемы.

Один из этих аспектов состоит в том, что педагогика заимствует и интерпретирует применительно к предмету своего исследования идеи дру­гих наук, помогающие глубже проникать в сущность воспитания и разраба­тывать его теоретические основы. Так, философские идеи, как показа­но выше, выполняют важную методологическую роль в процессе разработки педагогической теории, помогая ученым в определении исходных позиций при исследовании педагогических явлений. Такие же методологические функции по отношению к педагогике выполняют этика, эстетика и другие смежные дисциплины. Идеи же других наук служат непосредственной основой для разработки конкретных педагогических проблем. Например, идеи логики и психологии широко используются при разработке закономернос­тей организации познавательной деятельности учащихся в процес­се обучения. Физиологические идеи об условнорефлекторной дея­тельности помогают раскрыть научные основы тех изменений, ко­торые происходят в человеке под влиянием внешних воздействий и связаны с формированием умений, навыков и привычек поведения.

Таким образом, идеи различных наук о человеке позволяют педаго­гике глубже и всесторонне исследовать закономерности воспитания. На это положение в свое время указывал еще К.Д. Ушинский. В преди­словии к Iтому «Педагогической антропологии» он писал:«Если педаго­гика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должнапрежде узнать его тоже во всех отношениях»14. Тем самым он обращал внимание на необходимость глубокого изучения в педагогике данных всех антропологических наук, исследующих человека.

Творческая переработка в педагогике идей других наук о воспи­тании человека особенно большое значение имеет в настоящее время, когда человековедение, по справедливому замечанию извест­ного психолога Б.Г. Ананьева, превращается в одну из генеральных проблем современной науки.

«Однако, – отмечал он, – существует и некоторая опасность, тая­щаяся в такой ситуации: поток крайне разнородной научной инфор­мации уже сейчас превышает возможность ее своевременной пере­работки; некоторые из педагогических приложений гипертрофиру­ются и противопоставляются самой педагогике, притязая на собственную теорию воспитания; возрастает дробность подходов к воспи­танию и обучению, обусловленная прогрессирующей дифференциа­цией отдельных наук о человеке. Преодолеть такие тенденции можно лишь путем строгого отбора, организации и интеграции пе­дагогических приложений разных наук в системе самой педагогики, путем последовательного развития ее... философских основ»15.

Вторым аспектом связи педагогики с другими науками является твор­ческое использование их методов исследования. В частности, расшире­нию методов экспериментального исследования при изучении педа­гогических явлений во многом способствуют такие науки, как пси­хология, социология и др. Математика обогащает педагогику ста­тистическими методами исследования.

Говоря о связи педагогики с другими науками, нельзя не отме­тить и ее обратного влияния на эти науки. Например, теоретиче­ские идеи о роли воспитательного коллектива в формировании лич­ности, фундаментально разработанные в педагогике (В.А. Лай, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко), оказали и продолжают оказывать воздействие на развитие исследований по данной проблеме в таких науках, как психология, философия, этика, социология, и др.

Необходимо подчеркнуть и следующее. Как ни глубоко проника­ют указанные выше науки в различные аспекты развития и форми­рования личности, ни одна из них всесторонне не раскрывает сущ­ности и закономерностей воспитания в целом, в единстве его теоре­тических и методических основ. Эту сложнейшую проблему решает только педагогика и переводит ее в область практического осущест­вления. Вот почему предметом особой гордости каждого учителя должно служить то, что среди представителей других наук о челове­ке только он один, владеющий педагогическими знаниями и соот­ветствующими методиками, в состоянии действительно воспиты­вать и формировать растущую личность, развивая ее интеллектуаль­но-творческие способности, высокую духовность, мировоззрение и нравственно-эстетическую культуру.