logo
14048_6d5631804b4074331103b1253a14afff

4. Формирование у учащихся потребности в соблюдении правил дисциплины и культуры поведения

Как и воспитание любого личностного качества, формирование дисциплинированности и культу­ры поведения базируется на потребности учащихся в своем нравственном росте. Для этого учителя и классные руководители должны созда­вать такие педагогические ситуации, в которых школьники пережи­вали бы внутренние противоречия между имеющимся и необходи­мым уровнем дисциплины и стремились бы к ее улучшению. В этих целях можно использовать целую систему методических приемов.

Прежде всего, в школе необходимо поддерживать высокую сани­тарно-гигиеническую культуру и образцовый внутренний порядок. Чистота и уют в коридорах, классных помещениях и учебных каби­нетах, их хорошая освещенность и художественное оформление – все это благоприятно влияет на поведение учащихся, побуждает их не проходить мимо брошенной на пол бумажки, воздерживаться от хождения в грязной обуви, обращать внимание на неопрятность. Очень важно обеспечить подобный режим с первых дней учебного года. Нужно, чтобы к началу занятий школа была хорошо отремон­тирована и благотворно действовала на учащихся своей чистотой, порядком, эстетическим оформлением. Это придает не только тор­жественность и значимость началу учебного года, но и оказывает большое дисциплинирующее влияние на школьников, на их чувства ч сознание.

Немаловажное значение имеет то, чтобы с первых дней занятий было метко организовано дежурство учителей и самих учащихся, продуманы меры поддержания порядка и дисциплины во время перемен, игры на свежем воздухе, хорошее проветривание классов и т.д. В отдельных шко­лах предусматривается все до мелочей. Если в школе просторный коридор, куда сходятся на перерывах учащиеся нескольких классов, что, естественно, создает предпосылки для Шума и беготни, в нем расставляются цветы таким образом, чтобы создать ограничения для излишней резвости... Особенно тщательно налаживается этаpaбота в первые дни и месяцы учебного года с тем, чтобы усилить присмотр за порядком и закрепить необходимые стереотипы поведения.

Большую роль в возбуждении потребности в выработке дисцип­линированности и культуры поведения играет тактичное предъявле­ние требований к учащимся в начале учебного года. Методика этих требований раскрыта в главе о воспитании ученического коллектива. Здесь же необходимо подчеркнуть, что требования в этом случае служат средством напоминания правил поведения и обостряюту\ учащихся переживания внутренних противоречий между имеющи­мися недостатками в их поведении и правилами, вытекающими на их школьных обязанностей.

Сильнейшее дисциплинирующее влияние на учащихся оказыва­ет увлекательная и содержательная организация учебной работы! обеспечение с первых дней учебного года переживания учащимися радости успехов, умелая активизация их познавательной деятельности и установление благожелательных отношений с учителями. В этом смысле полностью сохраняет свое значение педагогическое положение о том, что дисциплина в школе воспитывается путем установления стройного порядка в учебной работе, ее высоким качеством и уме­лой организацией досуга детей, а также благожелательными отношения­ми между педагогами и учащимися. Шалости детей чаще всего бывают на малосодержательных и плохо организованных уроках, и именно в этих случаях учителю приходится прибегать к мерам внешнего дисциплинирования – замечаниям, записям в дневниках и т.д.

Наконец, в оперативном плане, если назрела острая необходи­мость в укреплении дисциплины и порядка в школе или отдельном классе, потребность учащихся в улучшении поведения можно вы­звать путем анализа допускаемых ими недостатков и постановки задач по их неотложной ликвидации. Такие задачи ставят учителя и классные руководители, если, например, нужно срочно обратить; внимание школьников на поддержание чистоты в школе или улуч­шить их отношение к общественно полезному труду и т.д.

Если рассмотренные выше меры – образцовый санитарно-гигиени­ческий порядок в школе, правильная организация поведения учащихся с пер­вых дней учебного года, умелое предъявление к ним педагогических требова­ний и содержательное осуществление учебных занятий – используются достаточно умело и комплексно, они создают действенные предпо­сылки для воспитания у школьников потребности в соблюдении правил поведения и внутреннего распорядка.