logo
14048_6d5631804b4074331103b1253a14afff

9. Накопление и развитие положительных традиций совместной деятельности учащихся

В организации и воспитании коллектива большую роль играют традиции (от лат. traditio– передача). «Ничто так не скрепляет коллектив, – говорил А.С. Макаренко, – как традиция. Воспитать традиции, сохранить их – чрезвычайно важная задача воспитательной работы. Школа, в которой нет тради­ций... не может быть хорошей школой, и лучшие школы, которые я наблюдал..., – это школы, которые накопили традиции»143. Большое значение в воспитании придавал традициям и В.А. Сухомлинский.

В укреплении ученического коллектива немаловажное значение имеют такие яркие и содержательные традиции, как «День встречи первоклассников», «Последний звонок выпускникам школы», празд­ник «За честь школы», праздник урожая, неделя сада, неделя книги и др. Но нередко в школах основное внимание уделяется созданию и накоплению торжественно-праздничных традиций. Между тем для воспитания коллектива нужны и будничные традиции, побуждаю­щие учащихся к трудовой деятельности, улучшению дисциплины и культуры поведения.

В одной из школ, например, зародился обычай отмечать оконча­ние учебы в начальных классах посадкой деревьев на пришкольном участке. В другой школе по традиции деревья сажают вместе один­надцатиклассники и первоклассники, причем последние ухаживают на ними до окончания школы. Во многих классах складываются и поддерживаются традиции точно в назначенное время начинать со­брания, утренники и другие мероприятия. Широкое распростране­ние получили традиции шефства старших классов над младшими. Нетрудно понять, что все эти традиции развивают коллектив, повы­шают содержательность его жизни, расширяют границы деятель­ности учащихся, что, естественно, оказывает на последних большое воспитательное влияние, укрепляет их сплоченность, поддержива­ет чувство гордости за свой коллектив.

При правильной и целенаправленной организации воспитатель­ной работы с коллективом, всемерном развитии его самодеятельнос­ти, внутришкольной демократии и здорового общественного мнения в нем формируется определенный стиль и тон жизни, которые способ­ствуют эффективному формированию чувства коллективизма у уча­щихся. Наиболее существенными психологическими и нравствен­ными чертами этого стиля и тона являются: оптимизм и бодрость коллективной жизни и деятельности; развитое чувство собственно­го достоинства и гордости за свой коллектив; чувство товарищест­ва, дружбы, ответственной зависимости и высокая активность всех учащихся в решении совместно поставленных задач; наконец, чувст­во защищенности каждого члена коллектива. Создание такого стиля и тона, естественно, требует, как уже отмечалось, длительного вре­мени, активных и методически правильных педагогических усилий. Но если такой стиль и тон складываются, тогда в полной мере про­являются такие важные воспитательные функции коллектива, как организаторская, когда коллектив становится подлинным субъектом воспитания и управления своей деятельностью,нравственно-воспита­тельная и личностно-развивающая, когда коллектив способствует фор­мированию правильных взаимоотношений, гуманизма, чуткости и культуры поведения учащихся и, наконец,стимулирующая, когда коллектив выступает как возбудитель активности и самодеятельнос­ти своих членов в повышении содержательности и здоровой целе­направленности своей жизни (В.М. Коротов).