logo
14048_6d5631804b4074331103b1253a14afff

3. Особенности развития и воспитания учащихся среднего школьного (подросткового) возраста

Подростковый возраст обычно называют переходным, так как в этот период происходит переход от детства к юности. У учащихся этого возрастного перио­да как бы переплетаются черты детства и черты, во многом прису­щие юности, но еще находящиеся в стадии становления и развития. Вот почему подростка иной раз характеризуют как полуребенка и полувзрослого. Как полувзрослый, он ощущает быстрый рост физи­ческих сил и духовных потребностей; как полуребенок, он еще огра­ничен своими возможностями и опытом, чтобы удовлетворить все возникающие запросы и потребности. Этим объясняется сложность и противоречивость характера, поведения и развития подростков, что дает основание считать этот возраст в определенной мере труд­ным для воспитания.

«Отрыв» от детства и приближение подростков к взрослому со­стоянию отчетливо проявляются в тех своеобразных чертах физи­ческого и духовного развития, которые отличают их от младших школьников. Прежде всего, по-иному протекает физическое развитие средних школьников. В детском возрасте этот процесс носит более или менее спокойный и равномерный характер. В противополож­ность этому физическое развитие подростков характеризуется боль­шей интенсивностью, неравномерностью и значительными осложнениями, связанными с началом полового созревания. В этом смыс­ле в физическом развитии подростков можно выделить три стадии: стадию, предшествующую половому созреванию, стадию полового созревания и стадию половой зрелости. На первой стадии отмеча­ется усиление активности гипофиза и щитовидной железы. Это сти­мулирует физический рост и способствует усилению обменных про­цессов в организме. Однако физическое развитие происходит не­пропорционально: конечности растут быстрее, развитие же тулови­ща несколько отстает. Внешне это проявляется в том, что у подростков руки и ноги кажутся несколько удлиненными, а движе­ния их отличаются угловатостью и некоторой неуклюжестью. Вме­сте с тем отмечается неравномерность в процессе самого роста средних школьников: в отдельные периоды он то замедляется, то происходит слишком интенсивно. Этот процесс сопровождается окостенением скелета и уменьшением хрящевого вещества. Одно­временно с этим развиваются мышечные ткани и, в частности, более тонкие волокна, что вместе с упрочением скелета придает подросткам большую физическую силу. При этом ряд ученых отме­чают акселерацию (ускорение) этих процессов, которая выражает­ся в том, что физическое развитие подростков в настоящее время происходит на 1-1,5 года быстрее, чем 30-40 лет назад.

Некоторые диспропорции наблюдаются также в развитии сер­дечно-сосудистой системы. Сердце растет быстрее, развитие же со­судов несколько отстает, что ведет к недостатку в притоке крови к отдельным органам и системам, к повышению кровяного давления и связанным с этим головным болям. Подростки отличаются боль­шой подвижностью, повышенной резвостью, стремлением к деятель­ности и практическому приложению своих сил в труде, в поднятии тяжестей, в физических соревнованиях, а мальчики и в потасовках друг с другом. Но и мышцы, и кровеносная система еще недостаточ­но окрепли, поэтому подростки быстро устают, не в состоянии переносить длительное физическое напряжение, а чрезмерные фи­зические нагрузки (например, прыжки в длину и высоту, перепры­гивание канав и других препятствий) нередко приводят к физичес­ким травмам. Вот почему правильное дозирование физических на­грузок составляет важную задачу при организации практической де­ятельности подростков. Необходимость постоянного внимания и создания благоприятных условий для физического развития под­ростков (организация ежедневной утренней гимнастики, спортив­но-массовых мероприятий, подвижных игр, обеспечение достаточ­ного пребывания на свежем воздухе и т.д.) обусловливается также гиподинамией (от греч. hypo– приставка, которая используется в смысле «под» и которая указывает на понижение против нормы, иdinamus– сила, подвижность), т.е. недостаточной подвижностью. Учение, требующее усидчивости, может приводить к застойным яв­лениям в организме, к недостаточному кислородному питанию и от­рицательно сказывается на физическом развитии учащихся.

Развитие мозга, дальнейшее структурное формирование нерв­ных клеток и ассоциативных волокон создают предпосылки для со­вершенствования познавательной деятельности подростков. По­ступление же в кровь гормонов, вырабатываемых органами внут­ренней секреции, вызывает то повышение, то понижение жизнен­ного тонуса, то подъем, то упадок работоспособности и энергии, а также сопровождается чередованием то хорошего настроения, то ухода во внутренние переживания, то жизнерадостности, то пассив­ности. В периоды понижения настроения и упадка энергии у под­ростков может появляться раздражительность, равнодушное отно­шение к учению, ссоры с товарищами и конфликты с друзьями, а также многие недоразумения в отношениях с учителями и взрослы­ми. Но и периоды подъема энергии и активности подростков при­носят немало беспокойств. Нередко они сопровождаются озорст­вом, шалостями, стремлением показать свое физическое и мораль­ное превосходство. Именно в такие периоды отдельные подростки проявляют «ложный героизм»: тайком уходят из дома и устраивают в лесу «партизанские лагеря», организуют самовольные «путешест­вия» в другие города и т.д. Указанные «срывы» в поведении как раз и говорят о полудетскости и полувзрослости подростков, о недоста­точном умении серьезно подходить к обдумыванию своих действий и поступков. Все это, безусловно, осложняет воспитание. Поэтому следу­ет всячески щадить нервную систему подростков, проявлять особую чуткость и оказывать помощь в учебе в периоды снижения успевае­мости с тем, чтобы случайной двойкой не убить охоты к учению.

Для подростков характерны значительные сдвиги в мышлении, в познавательной деятельности. В отличие от младших школьников они уже не удовлетворяются внешним восприятием изучаемых предметов и явлений, а стремятся понять их сущность, существую­щие в них причинно-следственные связи. Стремясь к постижению глубинных причин изучаемых явлений, они задают много вопросов при изучении нового материала (иной раз каверзных, «с хитрин­кой»), требуют от учителя большей аргументации выдвигаемых положений и убедительного доказательства. На этой основе у них развивается абстрактное (понятийное) мышление и логическая па­мять. Закономерный характер этой особенности их мышления и па­мяти проявляется только при соответствующей организации познавательной деятельности. Поэтому весьма важно обращать внимание на придание процессу обучения проблемного характера, учить под­ростков самим находить и формулировать проблемы, вырабатывать у них аналитико-синтетические умения, способность к теоретичес­ким обобщениям. Не менее существенной задачей является разви­тие навыков самостоятельной учебной работы, формирование уме­ния работать с учебником, проявлять самостоятельность и творчес­кий подход при выполнении домашних заданий.

Особое значение в организации учебной работы подростков имеет внутреннее стимулирование их познавательной деятельное; ти, т.е. развитие у них познавательных потребностей, интересов и мотивов учения. Следует иметь в виду, что стимулы не возникают сами по себе. Они формируются только тогда, когда учителя обра­щают внимание на эту сторону работы, о чем уже шла речь в главе о сущности и закономерностях воспитания.

Иным, чем в младших классах, должен быть процесс нравственно­го воспитания. Подростки тяготятся, если их поведение определяет­ся внешним регулированием. Они охотнее соблюдают правила по­ведения, если эти правила хорошо осознаются ими и выступают как их собственные моральные принципы. Вот почему глубокое разъяс­нение моральных норм и правил и формирование у подростков нравственных взглядов и убеждений должно составлять существен­ную особенность нравственного воспитания. Вместе с тем не теряет своего педагогического значения и тактично осуществляемая регла­ментация, а также контроль за поведением учащихся как меры, предупреждающие шалости и необдуманные поступки.

Весьма рельефными представляются личностные особенности подростков, связанные с их положением в коллективе сверстников, с отношением к учителям и взрослым, а также к самим себе. Подрост­ки, как правило, отличаются коллективизмом, их привлекают общие интересы и совместная деятельность, хотя в периоды спада настроения и ухода во внутренние переживания у них замечается и некоторое стремление к обособлению.

Существенной возрастной чертой их в этом отношении являет­ся стремление к утверждению своего достоинства и престижа среди то­варищей. Основные пути к этому – хорошая учеба, общественная активность, проявление способностей в тех или иных видах дея­тельности, внешнее обаяние и т.д. Если же тот или иной подросток не добивается достойного места в коллективе, он тяжело пережива­ет свое положение. Вполне понятно, что учителям следует внима­тельно изучать взаимоотношения учащихся со своими товарищами и помогать им закреплять свой престиж в коллективе.

Положение подростка в коллективе сказывается на его отношениях с учителями и взрослыми. Замечено, что в тех случаях, когда создается конфликтная ситуация и нужно сделать выбор между мнением учителя и мнением класса, подросток чаще всего придерживается мнения сверстников. Поэтому при разрешении острых вопросов учителю следует быть весьма осмотрительным и стремиться опираться на мнение коллектива учащихся.

Возрастающие интеллектуальные способности, общий духовный рост и расширение межличностных связей стимулируют развитие самосознания подростков, возбуждают мечты о своем призвании будущем. Подростки сопоставляют себя со сверстниками, оценив; ют свои достоинства и недостатки. Но если о недочетах других они судят строго, то по отношению к себе они менее взыскательны. Это обусловливает необходимость развития у них самокритичности и побуждения к самовоспитанию.

Существенной особенностью воспитательной работы с подростками является профориентация. При ее проведении нужно учиты­вать то, что свое будущее учащимся этого возраста представляется обычно в романтически приподнятых тонах. Они мечтают о ярких профессиях и предпочитают стать космонавтами, летчиками, гео­логами, моряками и т.д. Производственные же профессии их при­влекают меньше. Вот почему, поддерживая стремление подростков к яркой и достойной жизни, необходимо раскрывать перед ними героику и красоту повседневного труда в промышленности и сель­ском хозяйстве, ориентировать на работу в сфере материального производства.