logo
14048_6d5631804b4074331103b1253a14afff

7. Придание процессу обучения эмоционально-волевого характера

Современная технология педагогического труда обязательно долж­на опираться на эмоциональный отклик учащихся, на их волевые усилия69. Терминэмоциональность происходит от лат.emovereи франц.emotion, что значит возбуждать, волновать. Следовательно,эмоциональность обучения означает такой характер организации учебной работы, при котором у учащихся возбуждается интерес и внутреннее влече­ние к активной учебно-познавательной деятельности. Как же придавать обучению эмоциональный характер и стимулировать волевые уси­лия учащихся в овладении изучаемым материалом?

Большое значение здесь имеет прежде всего умелое формирование потребностей и мотивов учения, которые возбуждают стремление к овладению знаниями, делают обучение привлекательным для уча­щихся.

Эмоциональность обучения и стимулирование волевых усилий учащихся в овладении знаниями обеспечиваются также специальны­ми дидактическими методами и приемами. К ним относятся: демон­страция учебно-наглядных пособий, использование технических средств обучения, высокая содержательность изложения нового ма­териала учителем, привлечение ярких примеров и фактов, создание проблемных ситуаций и т.д.

Вот как описывает К. Паустовский в книге «Повесть о жизни» по­добные приемы, которые использовал в гимназии учитель географии Черпунов. В главе «Вода из реки Лимпопо» писатель отмечает, что ...На столе в классе, где проводились занятия, всегда стояли зали­тые сургучом бутылки с желтоватой водой. На наклейках старческим почерком было написано «Вода из Нила», «Вода из реки Лимпопо», «Вода из Средиземного моря». Ребята приставали к учителю, чтобы он разрешил им попробовать воду из Мертвого моря: им хотелось убедиться, действительно ли она такая соленая, что убивает все живое. Но пробовать воду учитель не разрешал.

Географ любил удивлять учащихся всякими редкостями. Показы­вая воду в бутылке, он рассказывал, что сам набирал ее из Нила возле Каира.

– Смотрите, – он взбалтывал бутылку, – сколько в ней ила. Нильский ил богаче алмазов. На нем расцвела культура Египта.

«Чтобы мы, – пишет К. Паустовский, – лучше запоминали вся­кие географические вещи, Черпунов придумал наглядный способ. Так, он рисовал на классной доске большую букву А. В правом углу он вписывал в эту букву второе А, поменьше, в него – третье, а в третье – четвертое. Потом он говорил:

– Запомните: это – Азия, в Азии – Аравия, в Аравии – город Аден, а в Адене сидит англичанин»70.

Использование подобных примеров значительно расширяет возможности учителя в повышении эмоциональности обучения, развивает познавательные интересы учащихся и стимулирует их во­левые усилия в овладении знаниями.