logo
14048_6d5631804b4074331103b1253a14afff

9. Развитие и воспитание учащихся на уроках

Вопросы о сущнос­ти развития и воспитания учащихся в процессе обучения рассмот­рены в 9 главе. Здесь же необходимо подчеркнуть следующие поло­жения. Нередко учителя обращают внимание только на усвоение учащимися научных фактов и вытекающих из них теоретических выводов и не всегда учат школьников приемам произвольного вни­мания, а также способам мыслительной деятельности, приемам ра­ционального запоминания, не заботятся о побуждении их к само­стоятельности и творчеству в процессе овладения изучаемым мате­риалом. Все это отрицательно сказывается на развивающей сторо­не обучения.

Этот же недостаток зачастую присущ и воспитательной работе на уроках. Отдельные учителя не всегда акцентируют внимание на рас­крытии и глубоком усвоении учащимися мировоззренческих и нравст­венно-эстетических идей, заключенных в изучаемом материале, на ис­пользовании дискуссионных форм работы с целью выработки миро­воззренческих и нравственных взглядов и убеждений, недостаточ­но связывают обучение с практикой, с окружающей жизнью.

Важной развивающей и воспитательной задачей урочных заня­тий является формирование интереса к учению, усидчивости и на­стойчивости в овладении знаниями. Однако решается она не всегда успешно. Учителя не используют всего арсенала методов и приемов активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, кото­рые стимулируют их к настойчивой учебной работе. Именно по этой причине в ряде случаев наблюдается такая парадоксальная кар­тина: по мере перехода учащихся из младших классов в средние и старшие их интерес к учению не возрастает, как это должно было бы быть, а, наоборот, снижается, что влечет за собой ухудшение успеваемости.

Заканчивая изложение темы об уроке, следует отметить, что в данной главе освещались дидактические, т.е.наиболее общие вопросы проведения урочных занятий. Методика же уроков применительно к изучению отдельных учебных предметов более детально рассмат­ривается в курсах частных методик.

В некоторых учебных пособиях формулируются особые требова­ния к проведению урочных занятий. В нашем же изложении нет необходимости делать это. Часть этих требований раскрыта в теме о содержании школьного образования, другая же часть их четко вычленена в главе о сущности и закономерностях обучения. В данном же случае показана реализация этих требований в процессе прове­дения урочных занятий.