logo
14048_6d5631804b4074331103b1253a14afff

2. Вычленение педагогики в особую отрасль научного знания и её виднейшие деятели

Несмотря на интенсивное развитие воспи­тательной теории, педагогика вплоть до начала XVIIв. продолжала оставаться частью философии. Впрочем, и в настоящее время все сколько-нибудь значительные философы так или иначе разрабаты­вают проблемы воспитания, что, естественно, говорит об исключи­тельно важном общественном и научном значении этих проблем.

Как особая наука педагогика впервые была вычленена из системы фило­софских знаний в начале XVII в. Английский философ и естествоиспыта­тель Фрэнсис Бэкон (1561-1626) в 1623 г. издал свой трактат «О до­стоинстве и увеличении наук». В нем он сделал попытку классифици­ровать науки и в качестве отдельной отрасли научного знания назвалпедагогику, под которой понимал «руководство чтением». Кстати, Бэко­ну принадлежит и известное выражение: знание–сила, показываю­щее, как высоко он ценил учение, овладение наукой. В этом же столе­тии статус педагогики как самостоятельной науки был закреплен тру­дами и авторитетом выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670), теоретические идеи которого получили широкую известность и мировое признание и до сих пор сохраняют свое научное значение. Коменский написал свой знаменитый труд «Великая дидактика», в котором разработал основные вопросы тео­рии и организации учебной работы с детьми. Большое внимание он уделял нравственному воспитанию детей, а в книге «Материнская школа» детально изложил свои взгляды на семейное воспитание.

Вслед за Коменским в историю западноевропейской буржуазной педагогики вошли имена таких ее виднейших деятелей, как Джон Локк (1632-1704) в Англии, Жан-Жак Руссо (1712-1778) во Франции, Генрих Песталоцци (1746-1827) в Швейцарии, Иоганн Гер-барт (1776-1841) и Адольф Дистервег (1790-1866) в Германии и др. Какие же основные идеи они развивали?

Джон Локк в своем труде «Мысли о воспитании» большое внима­ние уделял психологическим основам воспитания, а также нравст­венному формированию личности. Отрицая наличие врожденных качеств у детей, он уподоблял ребенка «чистой доске» (tabularasa), на которой можно писать что угодно, указывая тем самым на боль­шую силу воспитания.

Жан Жак Руссо, напротив, исходил из идеи природного совершен­ства детей. А поскольку это так, то воспитание, по его мнению, не должно мешать развитию этого совершенства и предоставлять детям полную свободу, приспосабливаясь к их склонностям и интересам. Эти идеи Руссо положили начало разработке теории «свободного воспита­ния» и педоцентризма в педагогической науке, согласно которым вос­питание исключительно должно следовать за интересами и желания­ми детей и способствовать их развитию. Хотя в научном отношении эти мысли были не совсем обоснованными, но в них находила свое отражение борьба Руссо против жестокости и физических наказа­ний детей, процветавших в воспитании в его время.

Генрих Песталоцци одним из первых в педагогике сочетал тео­ретическую деятельность с практической воспитательной работой в детских воспитательных учреждениях. В своем сочинении «Лингард и Гертруда» он развивал идеи о гуманном характере воспита­ния, доброжелательном отношении к детям, привитии им сочувст­вия и сострадательности к людям как основы их нравственного раз­вития. В практической педагогической деятельности Песталоцци пытался соединить обучение и воспитание детей с организацией их посильного труда, использовал воспитательную роль детского сооб­щества, получившего впоследствии название воспитательного кол­лектива, для нравственного формирования своих питомцев.

Заметную роль в разработке педагогических основ воспитания сыграл Иоганн Гербарт, хотя частично его идеи носили консерва­тивный характер. Именно с этих позиций он считал необходимым подавлять в детях «дикую резвость», используя для этого физичес­кие наказания, а также осуществлять неослабный надзор за их пове­дением и записывать их проступки в особый журнал – кондуит.

С прогрессивно-демократических позиций разрабатывал педаго­гическую теорию Адольф Дистервег. Особенно полезными являют­ся его идеи об активизации учебной деятельности учащихся, усиле­нии их самостоятельной работы, а также его мысли о подготовке народных учителей, которая должна основываться на обогащении их научными знаниями и привитии им высоких моральных качеств.

Активно разрабатывались идеи воспитания в российской педа­гогике. Необходимо отметить, что в России с давних времен откры­вались школы. Сохранились сведения об открытии школы на 300 детей в Новгороде в 1030 г. Киевский князь Ярослав (978-1054) писал: «Велико бо бывает полза от учения книжного». Находки бе­рестяных грамот в Новгороде, которые относятся к этому периоду, свидетельствуют о том, что постепенно грамотой стремились овла­девать все сословия. Все это так или иначе способствовало разви­тию отечественной педагогической мысли.

В XVIIв. вопросы воспитания разрабатывал Епифаний Слави-нецкий (ум. в 1G75 г.). Заметный след в педагогике оставил его труд «Гражданство обычаев детских», в котором излагались правила по­ведения детей в семье, в школе, в общественных местах.

Весьма плодотворной была теоретическая и практическая деятель­ность в области педагогики выходца из Белоруссии Симеона Полоцко­го (1629-1680). В 1664 г. им была открыта при Спасском монастыре в Москве славяно-греко-латинская школа. В 1667 г. он был назначен вос­питателем царских детей и обучал царевичей Алексея, Федора и царев­ну Софью. Под его наблюдением воспитывался Петр I. С. Полоцкий составил проект Славянотреко-латинской академии, которая была от­крыта в 1687 г. уже после его смерти и значительно расширила высшее образование в российском государстве. С. Полоцкий считал главными факторами воспитания пример родителей и учителей, а также окру­жающую среду. Он выступал против теории «врожденных идей», кото­рыми якобы определяется развитие детей, и придавал большое значе­ние воспитанию, которое, по его мнению, должно направляться на формирование чувств и разума человека.

Большой вклад в развитие российской педагогической мысли внес М.В. Ломоносов (1711-1765). Он создал ряд учебных книг: «Ри­торику» (1748), «Российскую грамматику» (1755) и др. Видным дея­телем просвещения в России в XVIIIв. был И.И. Бецкой. В 1764 г. он написал большой трактат «Генеральное учреждение о воспита­нии обоего пола юношества», который широко использовался в за­крытых образовательно-воспитательных учреждениях для дворян. В этот же период известностью пользовался Ф.И. Янкович, пропа­гандировавший дидактические идеи Я.А. Коменского.

Заметный след в российской педагогике оставил Н.И. Новиков (1744-1818). Он издавал первый в России журнал «Детское чтение для сердца и разума» и с просветительских позиций вел борьбу с крепостничеством. Он считал, что у детей надо воспитывать уважение к труду, доброжелательность и сострадание к людям. В статье «О воспитании и наставлении детей. Для распространения общепо­лезных знаний и всеобщего благополучия» Н.И. Новиков впервые в русской педагогической литературе объявил педагогику наукой. В этой связи примечательной является его мысль о том, что педагоги­ка «есть особенно тонкая наука, предполагающая себе многие зна­ния и в исполнении требующая много наблюдательного духа, внима­ния и просвещенного практического рассудка».

Огромный вклад в развитие отечественной педагогики внесли К.Д. Ушинский (1824-1870), Н.И. Пирогов (1810-1881), В.И. Водо­возов (1825-1886), В.П. Острогорский (1840-1902), П.Ф. Лесгафт (1837-1909), Л.Н. Толстой (1828-1910), П.Ф. Каптерев (1849-1922), К.Н. Вентцель (1857-1947) и др.

К.Д. Ушинский считается основателем научной педагогики й на­родной школы в России. Он автор ряда капитальных трудов по вопро­сам обучения и воспитания: «О пользе педагогической литературы (1857), »0 народности в общественном воспитании» (1857), «Три эле­мента школы» (1857), «Человек как предмет воспитания. Опыт педаго­гической антропологии. Ч. 1 и 2» (1867-1871) и др. Созданные им учебные книги для детей начальных классов «Детский мир» и «Родное слово» выдержали множество переизданий. Его идеи о народности в воспитании, о необходимости осуществлять обучение детей на род­ном языке, а также труды по дидактике, нравственному и трудовому воспитанию сохраняют свое научное значение до настоящего време­ни. На многие из них будут делаться ссылки в последующих главах.

Н.И. Пирогов был не только знаменитым российским хирургом, но и руководил образованием в Одесском и Киевском учебных окру­гах. Много внимания он уделял повышению научного уровня обра­зования и считал, что наука не только развивает интеллект челове­ка, но и является могучим средством воспитания. Широкую извест­ность получила его статья «Вопросы жизни» (1856), в которой он резко критиковал существующую систему образования и выступал за то, чтобы воспитание было направлено не на подготовку чинов­ников, а на выработку у учащихся качеств «Настоящего человека», гражданина.

Много сделал для разработки методики обучения и воспитания в начальных классах В.И. Водовозов – последователь К.Д. Ушинского.

Оригинальные педагогические идеи выдвигал Л.Н. Толстой, ко­торый в своем имении Ясная Поляна организовал начальную школу для детей крестьян и осуществлял там свои мысли об обучении и воспитании. Большое внимание он обращал на развитие творчес­кой самостоятельности детей, стремился к воплощению теории «свободного воспитания», создал учебник для начальной школы «Азбука».

П.Ф. Лесгафт известен своими трудами в области физического воспитания. П.Ф. Каптерев является автором учебника по педагоги­ке. К.Н. Вентцель активно разрабатывал идеи «свободного воспита­ния», выступал против раннего политического воспитания детей.

То, что педагогика в прошлом выдвинула такое большое число выдающихся педагогов, не является случайным. Развитие науки и социально-экономический прогресс требовали повышения грамот­ности всей массы производителей. Вот почему с переходом произ­водства на техническую основу расширяется сеть народных школ, дающих необходимую образовательно-воспитательную подготовку детям трудящихся с тем, чтобы они могли справляться с работой у машин.

С XVIIIв. начинается профессиональная подготовка учителей. В 1732 г., в частности, открывается первая учительская семинария в Германии (г. Штеттин). В 1779 г. учреждается педагогическая (учи­тельская) семинария при Московском университете, а с 1804 г. пос­ледовало открытие в России педагогических институтов. Становит­ся необходимым преподавание педагогики как особой научной дис­циплины. 28 января 1840 г. в Петербургском Главном педагогичес­ком институте открывается кафедра педагогики, а с 1850 г. они открываются в большинстве университетов. Следует отметить, что преподаванию курса педагогики всегда придавалось большое значе­ние. В Казанском университете, например, на ее изучение отводи­лось 8 часов в неделю наIIIиIVкурсах с тем, чтобы «педагогика как учение, требующее уже известной зрелости суждений, основываю­щееся на началах психологии и логики, служила прямым продолже­нием сих наук, изучаемых в 1 и 2 курсах, и ближайшим приготовле­нием и переходом для молодых людей к исполнению ими учитель­ских обязанностей»8.