4. Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные занятия
Наряду с устным изложением изучаемого материала учителем значительное место в процессе обучения занимают методы самостоятельной работы учащихся по восприятию и осмыслению новых знаний.
Это очень важные методы. К.Д. Ушинский, например, считал, что только самостоятельная работа создает условия для глубокого овладения знаниями и развития мышления учащихся. П.Ф. Каптерев подчеркивал, что каждый новый шаг в усовершенствовании школы был применением начал самообразования к школьному образованию юношества.
В чем же заключается сущность самостоятельной учебной работы? Раскрывая этот вопрос, Б.П. Есипов писал: «Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения, - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных и физических (или тех и других вместе) действий»87.
Обратимся к раскрытию сущности этих методов.
Работа с учебником по осмыслению и усвоению новых знаний. Сущность этого метода заключается в том, что овладение новыми знаниями осуществляется самостоятельно каждым учеником путем вдумчивого изучения материала по учебнику и осмысления содержащихся в нем фактов, примеров и вытекающих из них теоретических обобщений (правил, выводов, законов и т.д.), при этом одновременно с усвоением знаний учащиеся приобретают умение работать с книгой. Данное определение, может быть, и не является безупречным, тем не менее оно дает достаточно четкое представление о характере этого метода и подчеркивает в нем две важные взаимосвязанные стороны:самостоятельное овладение учащимися изучаемым материалом и формирование умения работать с учебной литературой.
Применение этого метода в нашей школе имеет свою поучительную историю. В 20-30-е гг., когда в школе предпринимались попытки внедрения комплексно-проектного, а затем бригадно-лабораторного метода обучения, а вместо учебников (при этих методах они считались ненужными) использовались так называемые рабочие книги, которые содержали главным образом местный материал, самостоятельная работа учащихся по приобретению знаний по учебнику не находила широкого применения; к тому же принижалась роль учителя в учебном процессе. Когда же эти методы как единственные и универсальные были отменены, вся тяжесть учебной работы была переложена на учителя: он обязан был сам объяснять каждую изучаемую тему. Это снова снижало значение самостоятельной работы учащихся с учебником. Более того, если некоторые учителя пытались организовать на уроке самостоятельную работу с учебником по овладению новым материалом, они подвергались критике.
Положение начало изменяться, когда остро встали проблемы повышения качества знаний учащихся. В 1958 г. в «Учительской газете» появилась статья Б.П. Есипова и Л.П. Аристовой под характерным названием: «Раскрыть учебники». Авторы ее обращали внимание учителей на то, что вопросы улучшения самостоятельной работы учащихся на уроке не могут быть решены, если не будут использоваться учебники и учебная литература. Поэтому вместо ставшего традиционным требования «Закрыть учебники» на занятиях они предлагали применять разнообразные формы учебной работы с книгой с целью активизации познавательной деятельности учащихся. Именно с этого времени наметился поворот к более широкому использованию и методическому совершенствованию работы с учебником в процессе учебных занятий.
Чтобы работа с учебником на уроке давала обучающий эффект, учителю необходимо соблюдать следующие требования:
а) Существенное значение прежде всего имеет правильный выбор материала (темы) для самостоятельного изучения по учебнику на уроке. Известно, что не всякий вопрос учащиеся могут усвоить самостоятельно без обстоятельного объяснения его учителем. Многие темы содержат в себе совершенно новые сведения, носят вступительный или обобщающий характер. Их изучение вызывает у школьников большие трудности. Естественно, что по таким темам не следует отсылать учащихся к самостоятельной работе с учебником, их нужно излагать и объяснять самому учителю. Таким образом, соблюдение принципа доступности обучения является одним из условий правильной организации самостоятельной работы учащихся с учебником с целью овладения новым материалом.
б) Самостоятельной работе учащихся с учебником, как правило, должна предшествовать основательная вступительная беседа учителя. В ней прежде всего нужно точно определить тему нового материала, провести общее ознакомление с его содержанием, обратить внимание учащихся на те вопросы, которые они должны усвоить (иногда их полезно записать на доске или вывесить в виде таблицы), а также дать подробные советы о порядке самостоятельной работы и самоконтроле. Вот таким должно быть в основном содержание вступительной беседы.
в) В процессе занятий учителю нужно наблюдать за ходом самостоятельной работы учащихся, ставить отдельным из них вопросы, как они понимают изучаемый материал. Если некоторые из них будут встречаться с затруднениями, необходимо помочь им разобраться в непонятных положениях.
г) Серьезное внимание следует обращать на выработку у школьников умения самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал по учеб нику. Б.П. Есипов отмечал, что в младших классах такая работа начинается с самостоятельного чтения небольших художественных рассказов, а потом и научно-популярных статей с последующим их пересказом или ответами на вопросы учителя. Подобные приемы должны применяться первое время и при переходе учащихся в средние классы. Затем нужно добиваться, чтобы школьники, работая с учебником, могли самостоятельно выделять основные вопросы, составлять план прочитанного в виде вопросов или тезисов, умели аргументировать наиболее важные положения, делать выписки, пользоваться при чтении словарем, анализировать помещенные в книге иллюстрации и т.д.
Попытаемся раскрыть эти положения на примере урока русского языка в VIклассе по теме «Корень слова». Объявив тему занятия, учительница спросила учащихся, не изучали ли они этот вопрос в младших классах. Ребята ответили, что изучали. «Тогда придумайте примеры слов, образованных от одного корня», – предложила учительница. Поднялось несколько рук. На доске появились записи однокоренных слов:лес, лесок, лесной, лесник, лесничий; самолет, летчик, полет, вылететь, взлет. «А кто скажет, – снова обращается учительница к классу, – что называется корнем слова?» Учащиеся молчат, формулировки никто не помнит. Так возникла познавательная проблема и потребность в ее решении.
Учительница предлагает открыть учебники и внимательно изучить соответствующий параграф. Чтобы ребята не торопились, она не ограничивает их временем. Но вот она замечает, что некоторые ученики уже прекратили чтение. Учительница ставит новый вопрос: «В учебнике написано, что корень объединяет родственные слова по смыслу. Как это понимать? Приведите свои примеры».
Ребята опять склонились над книгами. Но привести примеры затруднялись. Учительница записывает на доске: вода, паводок, наводнение; водить, проводник, подвода – и разъясняет, что хотя во всех эти словах кореньвод, но в первых трех словах он указывает наводу, а в других происходит от словаводить.
Самостоятельная работа заняла 12 минут, остальная часть – 20 минут – была использована для тренировочных упражнений по определению корней в словах, а именно эта сторона дела вызывает наибольшую трудность у учащихся.
При изучении на уроке математики в Vклассе темы «Вычитание» можно предложить учащимся усвоить ее самостоятельно по учебнику, так как они уже знакомы с темой «Сложение натуральных чисел и их свойства». После самостоятельной работы проводится беседа по закреплению этого материала, а потом тренировочные упражнения по выработке умений и навыков применения этих знаний на практике.
В приведенных примерах не было обстоятельной вступительной беседы учителя, в других же случаях без нее обойтись нельзя. Вот как была организована самостоятельная работа учащихся VIкласса 16-й средней школы г. Гомеля по географии при изучении темы «Политическая карта мира». Вначале учитель провел небольшую вступительную беседу о том, что называется политической картой мира, как обозначаются на ней государства и их границы, какую роль играют цвета и оттенки, которыми раскрашиваются на карте государства и т.д. После этого он написал на доске вопросы, на которые учащиеся должны были найти ответы в процессе самостоятельной работы с учебником: что входит в состав территории государства, какие воды океанов и морей считаются нейтральными, изменяется ли политическая карта мира? По завершении работы учащихся с учебником учитель провел с ними беседу с целью закрепления и углубления знаний по данной теме.
д) Нередко самостоятельной работе с учебником может предшествовать демонстрация опытов и наглядных пособий с целью создания на уроке проблемной ситуации и стимулирования учащихся к более вдумчивому осмыслению изучаемого материала. ВVIIклассе по физике изучается тема «Кипение». В начале урока учитель кипятит воду в колбе и показывает, что при нагревании вода сперва мутнеет, из нее выделяются пузырьки, затем они все увеличиваются в том месте, где колбу пламя нагревает сильнее, и лишь потом вода закипает. Можно поставить классу вопросы: почему при нагревании вода вначале мутнеет? Почему выделяются пузырьки? Ответы на эти вопросы семиклассники должны найти в процессе самостоятельной работы с учебником.
е) Работа с учебником по новому материалу нередко проводится в форме выборочного чтения отдельных мест с целью самостоятельного усвоения вопросов описательного характера. В таком случае изложение материала учителем чередуется с работой учащихся над учебником.
К примеру, в Vклассе в курсе истории древнего мира изучается тема «Римляне – хозяева Италии и властелины всего Средиземноморья». Работая над этой темой, учительница использовала учебник именно в этом плане. Изложив основные вопросы темы – завоевание Римом Италии, поход Ганнибала на Рим, результаты Пунических войн – она подошла к вопросу о разрушении Карфагена. Вопрос этот не трудный для учащихся, и учительница предложила им усвоить его путем самостоятельной работы с учебником. Затем была проведена закрепляющая беседа, в процессе которой учительница уточняла и углубляла знания пятиклассников.
ж) При изучении нового материала нередко возникает необходимость обратиться к краткому воспроизведению пройденных ранее тем. Основным методом в таких случаях, как правило, выступает устный опрос. Однако зачастую он не дает желаемого эффекта, так как многие учащиеся не всегда могут вспомнить и воспроизвести пройденный материал, В таких случаях лучше использовать самостоятельную работу с учебником. Например, при изучении по истории древнего мира темы «Основные черты древнеегипетской религии» необходимо, чтобы учащиеся вспомнили, как возникла религия у первобытных людей. Если школьники уже забыли и слабо представляют себе этот материал, можно в течение 3-4 мин организовать работу над соответствующим параграфом учебника. Ребята вспомнят, что бессилие древних людей перед природой порождало у них страх и веру в сверхъестественные силы. Эти же причины приводили и к возникновению религиозных верований у древних египтян. Таким образом, работа с учебником по ранее пройденному материалу облегчает осмысление и усвоение новой темы.
з) Работа с учебником ни в коем случае, не должна занимать весь урок. Ее необходимо совмещать с другими формами и методами обучения. Так, после работы с учебником обязательно нужно проверять качество усвоения изучаемого материала, проводить упражнения, связанные с выработкой умений и навыков и дальнейшим углублением знаний учащихся.
Приведенные примеры показывают, что самостоятельная работа учащихся с учебником по усвоению нового материала как метод обучения требует от учителя хорошего знания и практического владения разнообразными приемами ее организации.
Лабораторные работы (занятия) по овладению новым материалом. В системе работы по восприятию и усвоению нового материала учащимися, особенно по таким предметам, как химия, физика и биология, широкое применение находитметод лабораторных работ. Свое название он получил от лат.laborare, что значитработать. На большую роль лабораторных работ в познании указывали многие выдающиеся ученые. «Химии, – подчеркивал М.В. Ломоносов, – никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции». Другой выдающийся русский химик Д.И. Менделеев отмечал, что в преддверии науки красуется надпись:наблюдение, предположение, опыт, указывая тем самым на важное значение опытных (лабораторных) методов познания.
В чем заключается сущность лабораторных работ как метода обучения? Лабораторная работа – это такой метод обучения, при котором учащиеся под руководством учителя и по заранее намеченному плану проделывают опыты или выполняют определенные практические задания и в процессе их воспринимают и осмысливают новый учебный материал.
Лабораторные работы следует отличать от метода демонстрации опытов учителем. При демонстрации учитель сам проделывает (показывает) опыт. Так, при изучении по химии в VIIIклассе тем «Получение кислорода» и «Свойства кислорода» учитель может демонстрировать опыты, связанные с получением кислорода методом вытеснения воздуха из воды, определением физических и химических свойств кислорода с помощью горения угля и серы и т.д. Лабораторные же работы заключаются в том, что опыты проводит каждый учащийся лично или в составе группы, понятно, под руководством учителя.
Проведение лабораторных работ с целью осмысления нового учебного материала включает в себя следующие методические приемы: 1) постановку темы занятий и определение задач лабораторной работы, 2) определение порядка лабораторной работы или отдельных ее этапов, 3) непосредственное выполнение лабораторной работы учащимися и контроль учителя за ходом занятий и соблюдением техники безопасности, 4) подведение итогов лабораторной работы и формулирование основных выводов.
Примером лабораторной работы по усвоению нового материала может служить изучение по химии тем «Чистые вещества и смеси», «Физические и химические свойства. Химические реакции».
На столах перед учащимися штативы с пробирками, спиртовки, порошок серы и железа. Учительница ставит классу вопрос: как отличить серу от железа? Учащиеся вспоминают, что эти вещества имеют различный цвет и разную механическую прочность. Кто-то сказал, что они отличаются также по весу. Учительница просит проверить эти свойства. Учащиеся берут пробирки с водой и насыпают в них тот или другой порошок: железо тонет, сера держится на поверхности. В тетрадях появляется запись о свойствах этих веществ.
Затем учительница хочет показать, что и в смеси сера и железо не теряют своих качеств. Она предлагает учащимся смешать железный порошок с серой и опустить эту смесь в сосуд с водой: сера осталась на поверхности, железо опустилось на дно. Когда учащиеся подносили к смеси магнит, железный порошок легко отделялся от серы и притягивался магнитом, сера же на магнит не реагировала. Учащиеся самостоятельно, на основе проведенного «исследования», сделали соответствующие выводы.
Потом учительница демонстрирует реакцию соединения. Она насыпает смесь серы и железа в стеклянную трубку и нагревает ее над пламенем спиртовки. Как только смесь накалилась, учительница убрала трубку со смесью от горелки и предложила продолжать наблюдение. Ученики увидели, что разогревание смеси не только не прекратилось, но даже усилилось. Когда реакция произошла, учащиеся констатировали, что полученное вещество не похоже ни на серу, ни на железо. Опытным путем они установили, что оно не тонет в воде, не притягивается магнитом. Учительница разъяснила, что полученное вещество обладает новыми свойствами и называется сернистым железом. Потом она предложила на основе опыта сделать вывод о том, чем отличается смесь веществ от химического соединения, и определить, что называется реакцией соединения.
В данном случае учительница последовательно руководила каждым этапом лабораторно-практической работы, подводя учащихся исследовательским путем к необходимым выводам. Их мыслительная деятельность обеспечивалась тем, что на каждом этапе выполняемой работы они проводили наблюдения и должны были самостоятельно делать соответствующие выводы, т.е. каждый ученик был включен в активный познавательный процесс, носивший в известной мере характер самостоятельного поиска и разрешения все более усложнявшихся вопросов.
В старших классах самостоятельные работы лабораторно-практического характера могут проводиться и в другом порядке. Учитель может вначале определить тему и цель занятий, затем расчленить предстоящую работу на несколько этапов и поставить вопросы, на которые учащимся следует найти ответы. Степень самостоятельности школьников в этом случае будет значительно выше, однако непреложным остается одно: учитель заранее должен четко определить ход самостоятельной работы, чтобы «исследовательские» усилия школьников были целенаправленными и сосредоточенными на решении основных вопросов изучаемой темы.
Изложенное показывает, что лабораторные работы как метод обучения во многом носят исследовательский характер, и в этом смысле высоко оцениваются в дидактике. Они пробуждают у учащихся глубокий интерес к окружающей природе, стремление осмыслить, изучить окружающие явления, применять добытые знания к решению и практических, и теоретических проблем. Метод этот воспитывает добросовестность в выводах, трезвость мысли.
Лабораторные работы способствуют ознакомлению учащихся с научными основами современного производства, выработке навыков обращения с реактивами, приборами и инструментами, создавая предпосылки для технического обучения.
- Харламов и.Ф. Педагогика. –
- Глава 3. Разработка в педагогике проблемы целей воспитания. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности как основная цель современного воспитания 30
- Глава 4. Личность как предмет воспитания, внешние и внутренние факторы ее развития 40
- Глава 5. Сущность воспитания как педагогического процесса, его общие закономерности и принципы 52
- Глава 6. Возрастные и индивидуальные особенности развития и воспитания личности 64
- Глава 10. Дидактические закономерности и принципы обучения 103
- Глава 11. Методы обучения и активизации познавательной деятельности учащихся 111
- Глава 12. Формы организации обучения и их развитие в дидактике. Урок как основная форма школьного обучения 134
- Глава 13. Дидактические основы уроков различных типов 138
- Глава 14. Другие формы организации обучения 157
- Глава 18. Общие методы и средства воспитания 182
- Глава 19. Формирование воспитательного коллектива и усиление его влияния на развитие учащихся 194
- Глава 20. Нравственное воспитание 204
- Глава 21. Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений 209
- Глава 22. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся 217
- Глава 23. Воспитание дисциплины и культуры поведения 226
- Глава 24. Эстетическое воспитание 234
- Глава 25. Физическое воспитание 241
- Глава 26. Формирование мировоззрения школьников в общей системе учебно-воспитательной работы 246
- Глава 27. Организация самовоспитания учащихся 257
- Глава 28. Совместная воспитательная работа школы, семьи и общественности 265
- Раздел IV. Вопросы школоведения 273
- Глава 29. Система образования и тенденции ее развития в различных странах 273
- Глава 30. Учитель, структура его деятельности и профессиональный рост 279
- Глава 31. Классный руководитель в школе 287
- Глава 32. Управление школой и руководство учебно-воспитательной работой 296
- Раздел I. Общие вопросы педагогики
- Глава 1. Педагогика как наука, ее выделение в особую отрасль знания и предмет исследования
- 1. Социально-экономические потребности общества в подготовке подрастающих поколений к жизни как объективная предпосылка возникновения и развития педагогической теории
- 2. Вычленение педагогики в особую отрасль научного знания и её виднейшие деятели
- 3. Влияние политики и идеологии общества на развитие педагогической теории
- 4. Предмет педагогики и важнейшие проблемы ее исследования
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 2. Роль метолологии, связи с другими науками и методов исследования в развитии педагогики
- 1. Методологические основы педагогических исследований как фактор развития педагогической теории
- 2. Связь педагогики с другими науками и использование их идей о развитии человека и воспитании
- 3. Развитие методов исследования как условие совершенствования педагогической теории
- 4. Дифференциация педагогики на отдельные научные дисциплины и расширение границ ее исследования
- 5. Педагогика как теоретическая наука и педагогическая деятельность как искусство
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 3. Разработка в педагогике проблемы целей воспитания. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности как основная цель современного воспитания
- 1. Значение целей воспитания для разработки педагогической теории и методических основ воспитания
- 2. Абстрактно-философский подход к определению целей воспитания в различные периоды развития общества
- 3. Социально-экономическая обусловленность одностороннего воспитания в эпохи домашинного производства и зарождение идеи о всестороннем развитии личности
- 4. Развитие машинного производства и возникновение объективных предпосылок, обусловливающих необходимость всестороннего и гармоничного развития личности
- 5. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности как основная цель (идеал) современного воспитания и его составные части
- 6. Конкретизация в педагогике содержания воспитания всесторонне и гармонично развитой личности
- 7. Реализация целевых установок в практической работе школы и учителя
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 4. Личность как предмет воспитания, внешние и внутренние факторы ее развития
- 1. О разработке в педагогике проблемы развития и воспитания личности. Понятия: личность, ее развитие и формирование
- 2. Анализ преформистских теорий развития личности
- 3. Идеи прогрессивных мыслителей прошлого о развитии личности
- 4. Научная трактовка проблемы об основных факторах развития личности
- 5. Роль активности самой личности в собственном развитии. Внешние и внутренние факторы развития личности. Понятие о саморазвитии личности и персонификации воспитания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 5. Сущность воспитания как педагогического процесса, его общие закономерности и принципы
- 1. Воспитание как специально организованный и сознательно осуществляемый педагогический процесс
- 2. Направленность воспитания на овладение личностью общественным опытом как его глубинная сущностная характеристика
- 3. Понятие воспитания в широком и узком смысле
- 4. Понятие о закономерностях воспитания
- 5. Общие закономерности воспитания и их психолого-педагогические основы
- 6. Переход закономерностей воспитания в принципы воспитательной работы
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 6. Возрастные и индивидуальные особенности развития и воспитания личности
- 1. Проблема возрастных и индивидуальных особенностей развития и воспитания личности в педагогике
- 2. Особенности развития и воспитания младших школьников
- 3. Особенности развития и воспитания учащихся среднего школьного (подросткового) возраста
- 4. Особенности развития и воспитания старших школьников
- 5. Индивидуальные особенности развития учащихся и их учет в процессе воспитания
- Литература для самостоятельной работы
- РазделIi. Теоретические и методические основы обучения (дидактика) Глава 7. Обучение как процесс личностного развития учащихся и его исследование в дидактике
- 1. Понятие о дидактике и ее исследование в педагогике
- 2. Сущность образования как отражение единства развивающей и воспитательно-формирующей функций обучения
- 3. Важнейшие проблемы, которые разрабатывает дидактика
- 4. Выделение из дидактики частных методик и ее влияние на их развитие
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 8. Содержание образования и педагогические основы его совершенствования
- 1. Понятие «содержание образования» и необходимость разработки его научных основ
- 2. Важнейшие объективные и субъективные факторы, влияющие на разработку содержания образования
- 3. Теории формального и материального образования и их односторонность
- 4. Разработка в педагогике научных основ определения содержания образования и его совершенствования
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 9. Сущность процесса обучения, его задачи и внутренняя структура
- 1. Сущность обучения как педагогического процесса и его задачи. Понятия: «знание», «умение», «навык», «способности»
- 2. Внутренняя структура процесса обучения и отражение в ней характера учебно-познавательной деятельности учащихся
- 3. Определение целевого компонента обучения
- 4. Формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и мотивов учения. Понятие о движущих силах учения
- 5. Определение содержания учебных занятий
- 6. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом (операционно-деятельностный компонент обучения)
- 7. Придание процессу обучения эмоционально-волевого характера
- 8. Регулирование и контроль за ходом учебно-познавательной деятельности
- 9. Оценка и самооценка качества овладения изучаемым материалом
- 10. Развитие учащихся в процессе обучения
- 11. Воспитание в процессе обучения
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 10. Дидактические закономерности и принципы обучения
- 1. Закономерности обучения, присущие ему как органической части воспитания (в широком смысле)
- 2. Специфические закономерности обучения
- 3. Принципы обучения
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 11. Методы обучения и активизации познавательной деятельности учащихся
- 1. Понятие о методах и приемах обучения. Проблема классификации методов обучения
- 3. Методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником
- 4. Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные занятия
- 5. Методы учебной работы по выработке умений и навыков применения знаний на практике: упражнения, лабораторные работы
- 7. Критерии оценки успеваемости учащихся
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 12. Формы организации обучения и их развитие в дидактике. Урок как основная форма школьного обучения
- 1. Понятие о формах организации (организационных формах) обучения. Соотношение между формами организации обучения и его методами
- 2. Краткие сведения о развитии организационных форм учебной работы в школе
- 3. Важнейшие формы организации учебной работы в школе
- 4. Урок как основная форма организации учебной работы. Классификация уроков. Нестандартные, инновационные формы урочных занятий
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 13. Дидактические основы уроков различных типов
- 1. Смешанные, или комбинированные, уроки
- 2. Уроки изложения нового материала учителем
- 3. Уроки закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков
- 4. Уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала
- 5. Уроки-семинары. Уроки-конференции
- 6. Поиски инновационных форм урочных занятий
- 7. Уроки проверки и оценки знаний
- 8. Индивидуальная работа с учащимися на уроках
- 9. Развитие и воспитание учащихся на уроках
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 14. Другие формы организации обучения
- 1. Учебные экскурсии
- 2. Факультативные занятия
- 3. Формы внеклассной учебной работы
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 15. Дидактические основы компьютеризации обучения
- 1. Компьютер как орудие деятельности человека
- 2. Основные проблемы компьютеризации обучения
- 3. Содержание компьютерного обучения
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 16. Домашняя учебная работа учащихся
- 1. Сущность домашней учебной работы школьников и ее роль в овладении знаниями
- 2. Основные недостатки домашней учебной работы школьников
- 3. Правила домашней учебной работы школьников
- 4. Формирование у учащихся умений и навыков домашней учебной работы
- Литература для самостоятельной работы
- РазделIii. Теоретические и методические основы воспитания
- Глава 17. Воспитание отношений как процесс личностного развития учащихся и его исследование в педагогике
- 1. Специфика воспитания в отличие от процесса обучения и необходимость разработки его теоретических основ. Формирование отношений как важнейшая задача воспитания
- 2. Содержание отношений, которые необходимо формировать в системе всестороннего развития личности
- 3. Сущность отношений как предмета воспитания и их переход в личностные качества. Структура личностного качества и ее значение для процесса воспитания
- 4. Интегративный и целостный характер формирования личностных качеств. Явление генерализации при формировании личностных качеств
- 5. Реализация общих закономерностей воспитания в процессе формирования отношений (личностных качеств)
- Глава 18. Общие методы и средства воспитания
- 1. Понятие о методах и средствах воспитания. Система общих методов воспитания
- 2. Утверждение в педагогике гуманного подхода к воспитанию учащихся и преодоление методов авторитаризма
- 3. Убеждение как важнейший метод воспитания
- 4. Метод положительного примера
- 5. Метод упражнений (приучения)
- 6. Методы одобрения и осуждения
- 7. Методы требования и контроля за поведением. Метод переключения. Комплексное использование методов воспитания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 19. Формирование воспитательного коллектива и усиление его влияния на развитие учащихся
- 1. Разработка в педагогике теоретических основ коллективного воспитания
- 2. Понятие о воспитательном коллективе и основные стадии его развития
- 3. Структура воспитательного коллектива в школе
- 4. Важнейшие средства и методические основы воспитания ученического коллектива
- 5. Предъявление требований к учащимся как фактор создания и воспитания коллектива
- 6. Организация ученического самоуправления и воспитание актива
- 7. Закон развития (движения) коллектива
- 8. Формирование в коллективе здорового общественного мнения
- 9. Накопление и развитие положительных традиций совместной деятельности учащихся
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 20. Нравственное воспитание
- 1. Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы. Мораль как регулятор поведения личности
- 2. Идеи известных деятелей педагогики о роли нравственного воспитания в развитии личности
- 3. Содержание нравственного воспитания. Сущность нравственности личности
- 4. Моральное воспитание как процесс организации разнообразной деятельности учащихся и формирования у них нравственных качеств
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 21. Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений
- 1. Патриотизм и культура межнациональных отношений – важнейшие моральные качества человека; их значение для его личностного развития
- 2. Сущность патриотизма и культуры межнациональных отношений, их содержание и внутренняя структура
- 3. Развитие у учащихся потребностно-мотивационной сферы, связанной с патриотизмом и культурой межнациональных отношений
- 4. Формирование у учащихся интеллектуально-эмоционального компонента патриотизма и культуры межнациональных отношений
- 5. Воспитание у учащихся взглядов и убеждений по вопросам патриотизма и культуры межнациональных отношений
- 6. Организация практической деятельности учащихся по формированию патриотизма и культуры межнациональных отношений
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 22. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся
- 1. Воспитание добросовестного отношения к труду и сбережению материальных ценностей как фактор морального формирования личности. Функции трудового воспитания
- 2. Сущность трудового воспитания, трудового обучения и профессиональной ориентации. Понятие трудолюбия как личностного качества и его внутренняя структура
- 3. Основные виды трудовой деятельности школьников
- 4. Воспитание у учащихся потребности в труде, бережном отношении к материальным ценностям общества и личным вещам
- 5. Развитие сознательного отношения к труду, взглядов и убеждений по вопросам трудолюбия
- 6. Организация трудовой деятельности учащихся и формирование у них трудовых умений и навыков. Обогащение и обновление форм трудовой деятельности школьников
- 7. Воспитательная работа по профессиональной ориентации учащихся
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 23. Воспитание дисциплины и культуры поведения
- 1. Формирование дисциплинированности и культуры поведения как важнейшая задача нравственного воспитания
- 2. Различные подходы к разработке проблемы воспитания дисциплины и культуры поведения в педагогике
- 3. Сущность сознательной дисциплины и культуры поведения. Понятие дисциплинированности
- 4. Формирование у учащихся потребности в соблюдении правил дисциплины и культуры поведения
- 5. Воспитание сознательного отношения к соблюдению установленных в школе правил поведения и внутреннего распорядка
- 6. Выработка у учащихся умений и навыков дисциплинированного поведения
- 7. Использование общественного мнения воспитательного коллектива в процессе формирования у учащихся дисциплинированности и культуры поведения. Индивидуальная работа с учащимися
- 8. Выдвижение и решение ведущих воспитательных задач в процессе формирования у учащихся дисциплины и культуры поведения
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 24. Эстетическое воспитание
- 1. Роль эстетического воспитания в развитии личности
- 2. Сущность эстетического воспитания и его содержание
- 3. Формирование у школьников художественно-эстетических потребностей
- 4. Формирование у учащихся эстетических представлений, понятий и вкусов
- 5. Приобщение школьников к художественному творчеству и развитие их способностей в области литературы, музыки и изобразительного искусства
- 6. Использование эстетического воспитания в целях формирования нравственности учащихся
- 7. Формирование эстетики поведения
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 25. Физическое воспитание
- 1. Физическое воспитание как фактор всестороннего развития личности. Сущность физического воспитания и его содержание
- 2. Основные средства и методы физического воспитания
- 3. Физическое воспитание в процессе учебных занятий
- 4. Внеклассная работа по физическому воспитанию
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 26. Формирование мировоззрения школьников в общей системе учебно-воспитательной работы
- 1. Формирование у учащихся мировоззрения как важнейшая воспитательная задача школы
- 2. Основные виды мировоззрения
- 3. Сущность мировоззрения и его внутренняя структура
- 4. Система знаний и идей в содержании школьного образования, позволяющих формировать у учащихся научное мировоззрение
- 5. Глубокое и прочное овладение знаниями – важнейшая предпосылка формирования научного мировоззрения
- 6. Дидактические и воспитательные условия, способствующие переводу знаний во взгляды, убеждения и идеалы личности в системе учебных занятий и внеклассной работы
- 7. Критерии сформированности мировоззрения учащихся
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 27. Организация самовоспитания учащихся
- 1. Стимулирование учащихся к активной работе над собственным развитием и самосовершенствованием – важнейшая задача воспитания. Понятие о самовоспитании и его социальная детерминация
- 2. Основные факторы, побуждающие личность к самовоспитанию, и их использование в процессе стимулирования учащихся к работе над собой
- 3. Организация процесса самовоспитания учащихся и его важнейшие методы
- 4. Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 28. Совместная воспитательная работа школы, семьи и общественности
- 1. Сочетание общественного и семейного воспитания как важнейшая предпосылка повышения его эффективности
- 2. Социально-экономические факторы повышения роли школы в организации воспитательной работы семьи и общественности
- 3. Основные вопросы совместной работы семьи и школы по воспитанию учащихся
- 4. Организационно-педагогическая работа школы с родителями. Органы родительской общественности в школе
- 5. Педагогическое просвещение родителей
- 6. Индивидуальная работа школы с родителями учащихся
- 7. Привлечение родителей к оказанию помощи школе в проведении внеклассной учебно-воспитательной работы
- Литература для самостоятельной работы
- РазделIv. Вопросы школоведения
- Глава 29. Система образования и тенденции ее развития в различных странах
- 1. Развитие образовательно-воспитательных учреждений как важнейшая предпосылка осуществления целей и задач общества в области воспитания. Понятие о системе образования
- 2. Основные факторы развития системы образования
- 3. Особенности системы образования и тенденции ее развития в различных странах
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 30. Учитель, структура его деятельности и профессиональный рост
- 1. Учитель как центральная фигура в школе и его определяющая роль в осуществлении учебно-воспитательной работы
- 2. Проблема профессиональной пригодности учителя
- 3. Структура педагогической деятельности учителя и сущность ее отдельных видов
- 4. Ступени профессионального роста учителя: педагогическая умелость, мастерство, творчество и новаторство
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 31. Классный руководитель в школе
- 1. Классный руководитель в школе, специфика его работы, основные функции и обязанности
- 2. Работа классного руководителя по изучению учащихся
- 3. Работа классного руководителя по созданию и воспитанию ученического коллектива
- 4. Работа классного руководителя по повышению успеваемости, трудовому и нравственному воспитанию учащихся
- 5. Работа классного руководителя с учителями
- 6. Работа классного руководителя с родителями учащихся
- 7. Планирование классным руководителем воспитательной работы
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 32. Управление школой и руководство учебно-воспитательной работой
- 2. Повышение роли совета школы в совершенствовании учебно-воспитательного процесса. Демократизация и гласность в руководстве школой
- 3. Функциональные обязанности должностных лиц школы по организации и руководству учебно-воспитательной работой
- 4. Работа директора и педагогического коллектива школы по обеспечению всеобуча
- 5. Организация и совершенствование учебно-воспитательной работы и контроль за ее качеством
- 6. Руководство внеклассной и внешкольной учебно-воспитательной работой
- 7. Организация помощи в деятельности ученического самоуправления и общественных организаций в школе
- 8. Организация работы с родителями учащихся
- 9. Годовой план учебно-воспитательной работы школы
- Литература для самостоятельной работы