logo
14048_6d5631804b4074331103b1253a14afff

2. Проблема профессиональной пригодности учителя

Всякая профессиональная деятельность требует от человека определенной склонности, необходимых физических и психических данных, а также соответствующего личностного развития. Например, при от­боре к летному делу проверяют зрение, слух, реактивность нервной системы, способность переносить большие физические нагрузки и т.д. Не зачислят на флот человека, если он не в состоянии перено­сить морской качки. При назначении на многие руководящие долж­ности учитывают организаторские умения и способности человека, его коммуникабельность. При отсутствии милосердия и высокой нравственности не в состоянии как следует исполнять свои обязан­ности врач. Не в меньшей степени является важной профессиональ­ная пригодность человека к педагогической деятельности, к воспитанию людей. Недаром выдающийся русский химик Д.И. Менделеев писал:

«К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся толь­ко обеспечить себе жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовле­творение, понимая общую народную надобность»192.

Профессиональная пригодность человека есть не что иное, как необходи­мый комплекс способностей,, физических, нервно-психических и нравствен­ных качеств, которые требуются, для овладения определенными рабочими функциями и успешной деятельности в той или иной сфере производства или духовной жизни. Поэтому ее нельзя сводить только к сумме зна­ний, умений и практической сноровки, которые приобретаются в ходе профессионального обучения. Еще нужна, как отмечено выше, склонность к работе, наличие определенных природных данных и нравственных качеств.

Профессиональная пригодность к педагогической деятельности связана с наличием у человека физического и психического здоро­вья, хороших речевых данных, уравновешенности нервной систе­мы, способности выдерживать воздействия сильных раздражите­лей, проявлять выдержку и т.д. К числу личностных качеств, характе­ризующих пригодность к педагогической деятельности, такжеотносятся: склонность к работе с детьми, коммуникабельность (стремление и умение общаться с другими людьми), тактичность, наблюдательность, развитое воображение, организаторские способности, высокая требовательность к себе. Все это вполне поддается медицин­ской и психолого-педагогической диагностике, определенному тес­тированию. К сожалению, при наборе студентов в педагогические институты и на педагогические отделения университетов пока не предусматривается определение их профессиональной пригоднос­ти, зачисляют всех, кто сдает необходимые вступительные экзаме­ны. Вот почему в школу попадает немало учителей, заведомо про­фессионально непригодных, что резко отрицательно сказывается на обучении и воспитании учащихся.