logo
14048_6d5631804b4074331103b1253a14afff

4. Развитие машинного производства и возникновение объек­тивных предпосылок, обусловливающих необходимость всесто­роннего и гармоничного развития личности

Появление социально-экономических предпосылок для всестороннего формирования личности связано со становлением общества, основанного на ма­шинном производстве. Но каким же образом машинное производство обусловило необходимость всестороннего развития личности?

Уже мануфактура, т.е. ручное ремесленное производство, пред­шествовавшее производству машинному, характеризовалось тем, что, хотя ремесленники и работали в одной мастерской, каждый из них был занят и выполнял лишь часть работы по изготовлению той или иной вещи. Вот почему мануфактурный рабочий, не имевший возможности сделать что-либо самостоятельно, развивал производ­ственную деятельность уже только как придаток мастерской. Ману­фактура культивировала только одну какую-либо сторону в развитии человека и подавляла все остальные духовные наклонности и свой­ства, уродуя его морально и физически. Это калечение человека воз­растало в той мере, в какой росло разделение труда, достигшее свое­го высшего развития в мануфактуре.

Указанная тенденция еще более присуща высокотехническому производству, развитие которого сопровождается дальнейшим интенсивным разделением труда и совершенствованием производст­венной технологии. Машинная техника до крайних пределов дово­дит дифференциацию (разделение) производственной деятельнос­ти рабочих. Работники физического и умственного труда распреде­ляются по многочисленным самостоятельным отраслям производ­ства. Расширяется узкая специализация, при которой рабочий с помощью машины выполняет только одну технологическую опера­цию. Это приводит к тому, что трудовая деятельность сводится к повторению одних и тех же физических движений, которые выпол­няются месяцами и годами. Естественно, что в таком случае у чело­века развиваются только отдельные органы и системы, другие же физические и духовные функции и свойства угасают.

До какой степени машинное производство калечит личность, ярко показано в кинокартине Ч. Чаплина «Новые времена». В этом фильме изображен рабочий, который многие годы работает у кон­вейера и занят только одной операцией – завинчиванием гайки. Это приводит к тому, что и в обычной жизненной обстановке он все время импульсивно воспроизводит действия, имитирующие за­винчивание гаек... У другого же рабочего труд сводится только к нажатию на кнопку... Он настолько «привыкает» к этой операции, что и в житейском поведении его руки самопроизвольно воспроиз­водят движения, связанные с надавливанием на кнопку. Так, бесе­дуя с кем-либо из своих товарищей, он то и дело норовит нажать на пуговицы его пиджака, на нос собеседника и т.д. и производит впе­чатление человека с психической травмой.

Как можно предотвратить этот «профессиональный идиотизм»? Английский владелец бумагопрядильной фабрики Роберт Оуэн (1771-1858) полагал, что основным средством для этого должно быть одновременное развитие интеллектуальных и физических сил личности, ее нравственное и эстетическое формирование. По его мнению, достичь этого можно путем объединения обучения и вос­питания с производительным трудом. Эту идею он решил осущест­вить на практике. На своей фабрике в Нью-Лэнарке он впервые в истории создал детский сад, начальную школу для детей рабочих и вечернюю школу для взрослых. Не все удалось в этих опытах, но сам подход к всестороннему развитию личности на основе соедине­ния обучения с производительным трудом был по существу верным, и идея о необходимости всестороннего развития личности позже получила свое научное обоснование.

Более того, жизнь показала, что технический базис крупной промышленности является в высшей степени революционным. Он не только постоянно совершенствуется, но время от времени эти усовершенствования носят характер настоящих промышленных переворотов. Сейчас мы сами являемся свидетелями того, как ста­рая технология и техника заменяются новой технологией и техни­кой. Исчезают одни и появляются другие профессии, а к професси­ональной подготовке рабочих и инженерно-технических работни­ков предъявляются все более высокие требования. Чем сложнее и совершеннее техника, тем выше должен быть общеобразователь­ный и технический уровень обслуживающих ее людей, причем ра­бочие должны быть готовы к перемене профессий, к труду в новых технологических условиях.

Таким образом, сама природа крупной промышленности обу­словливает необходимость перемены труда, возрастания возмож­ностей рабочего для приобщения к новым технологиям, совмеще­ния профессий, ставит задачу замены частичного рабочего, простого носителя известной частичной общественной функции, всесторон­не развитым индивидуумом. Эта особенность крупной промышлен­ности, имеющей высокоразвитый технический базис, становится всеобщим законом общественного производства. Из этого закона следует, чтосама природа крупной промышленности требует всестороннего разви­тия не отдельных личностей, а всех людей, участвующих в общественном производстве.

Однако к обоснованию всестороннего развития личности в эпоху высокоразвитого машинного производства необходимо под­ходить и с другой стороны. В преобразующей мир человеческой де­ятельности происходит самореализация личности, ее творческое самосози­дание. С этой точки зренияназначение, задача каждого человека заклю­чается в том, чтобы всесторонне развивать свои, способности и творческие задатки.

Таким образом, и объективные потребности машинного производст­ва, и интересы самой личности обусловливают необходимость ее всесторон­него развития. Поэтому современная школа как у нас, так и за рубежом так или иначе решает задачу всестороннего развития своих питомцев.