logo
14048_6d5631804b4074331103b1253a14afff

3. Структура педагогической деятельности учителя и сущность ее отдельных видов

Для приобретения и совершенствования про­фессиональной умелости и выработки педагогического мастерства учителю необходимо детально представлять себе структуру педагоги­ческой деятельности и связанную с ней систему теоретических знаний и практических умений и навыков. Психологические исследования (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.) показывают, что в учебно-воспитательном процессе имеют место следующие вза­имосвязанные виды педагогической деятельности учителя:

а) диагностическая;

б) ориентационно-прогностическая;

в) конструктивно-проектировочная;

г) организаторская;

д) информационно-объяснительная;

е) коммуникативно-стимулирующая;

ж) аналитико-оценочная;

з) исследовательско-творческая.

Рассмотрим сущность каждого из этих видов деятельности и те требования к учителю, которые обусловливаются ими.

Диагностическая деятельность связана с изучением учащихся и установлением уровня их развития, воспитанности (от греч.diagnosis– распознавание, определение). Нельзя осуществлять учебно-воспитательную работу, не зная особенностей физического и психического развития каждого школьника, уровня его умствен­ной и нравственной воспитанности, условий семейной жизни и во­спитания и т.д. Чтобы воспитывать человека во всех отношениях, надо прежде всего знать его во всех отношениях, отмечал К.Д. Ушинский в предисловии к своей книге «Человек как предмет воспитания». Для этого учителю необходимо быть наблюдатель­ным, владеть методами изучения и определения (диагностики) уровня воспитанности учащихся, знать круг их интересов, склон­ностей, характер их деятельности вне школы и т.д.

Ориентационно-прогностическая деятельность выражается в умении учителя определять направление воспитательной деятельности, ее конкретные цели и задачи на каждом этапе воспитательной работы, прогнозировать (от греч. словpro– вперед +gnosis– знание) ее результаты, т.е. то, чего конкретно хочет достигнуть учитель, какие сдвиги в формировании и развитии личности учащегося он хочет получить. Например, в классе недостает сплочения учащихся, нет необходимых коллективистских отношений или же снижается ин­терес к учению. На основе этого диагноза он ориентирует воспита­тельную работу на развитие у учащихся коллективизма или повыше­ние интереса к учению, конкретизирует ее цели и задачи и стремит­ся добиться укрепления товарищества в классе, взаимопомощи, более высокой активности в совместной деятельности как важней­ших черт коллективистских отношений. Если речь идет о стимули­ровании познавательных интересов, он может сосредоточить свои усилия на придании обучению увлекательности и эмоциональности. Подобная ориентационно-педагогическая деятельность в работе учителя осуществляется постоянно. Без нее не может обеспечивать­ся динамика и совершенствование целей, методов и форм воспита­ния и обучения.

Конструктивно-проектировочная деятельность органически связана с ориентационно-прогностической. Если, например, учитель про­гнозирует укрепление коллективистских отношений между учащи­мися, перед ним встает задача конструирования, проектирования содержания воспитательной работы, придания ей увлекательных форм. В зависимости от конкретных условий воспитания он может предусмотреть совместную работу учащихся на подшефном пред­приятии, подготовку литературно-художественного концерта, про­ведение собрания-дискуссии на тему «О поступках товарищеских и нетоварищеских», организацию экскурсий с тем, чтобы повысить содержательность и увлекательность совместной деятельности уча­щихся. Естественно, что для этого учителю необходимо хорошо раз­бираться в психологии и педагогике организации воспитательного коллектива, в формах и методах воспитания, развивать у себя твор­ческое воображение, конструктивно-проектировочные способнос­ти, уметь планировать учебную и воспитательную работу.

Организаторская деятельность связана с вовлечением учащихся в намеченную воспитательную работу и стимулированием их актив­ности. Для этого учителю необходимо выработать целый ряд уме­ний. В частности, он должен уметь определять конкретные задачи по обучению и воспитанию учащихся, развивать их инициативу в планировании совместной работы, уметь распределять задания и поручения, руководить ходом той или иной деятельности. Очень важным элементом этой деятельности является также умение вдох­новлять учащихся к работе, вносить в нее элементы романтики и осуществлять тактичный контроль за ее выполнением.

Информационно-объяснительная деятельность. Ее большое значение обусловливается тем, что все обучение и воспитание по существу в той или иной мере основано наинформационных процессах. Овладе­ние знаниями, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями – это важнейшее средство развития и личностного форми­рования учащихся. Учитель в этом случае выступает не только как организатор учебно-воспитательного процесса, но и как источник научной, мировоззренческой и нравственно-эстетической инфор­мации. Вот почему такое большое значение в процессе профессио­нальной подготовки учителя имеет глубокое знание того учебного предмета, который он преподает, его научно-мировоззренческая убежденность. От того, как сам учитель владеет учебным материа­лом, зависит качество его объяснения, его содержательность, логи­ческая стройность, насыщенность яркими деталями и фактами. Эрудированный учитель знает новейшие научные идеи и умеет до­ходчиво доносить их до учащихся. Он хорошо владеет практичес­кой стороной знаний, что положительно сказывается на выработке у школьников умений и навыков. К сожалению, есть немало учите­лей, не обладающих такой подготовкой, что отрицательно сказыва­ется на обучении и воспитании.

Коммуникативно-стимулирующая деятельность связана с тем боль­шим влиянием учителя, которое оказывает на учеников его личное обаяние, нравственная культура, умение устанавливать и поддержи­вать с ними доброжелательные отношения и побуждать их своим примером к активной учебно-познавательной, трудовой и художест­венно-эстетической деятельности. Эта деятельность включает в себя проявление любви к детям, душевное отношение, теплоту и заботу о них, что в совокупности характеризуетстиль гуманных взаи­моотношений учителя с детьми в самом широком смысле этого слова.

Ничто так отрицательно не сказывается на воспитании, как су­хость, черствость и казенный тон учителя в отношениях с учащими­ся. От такого учителя дети обычно держатся, как говорят, на рассто­янии, он внушает им внутренний страх, отчужденность от него. Со­всем по-иному относятся дети к тому учителю, который вникает в их потребности и интересы, умеет завоевать их доверие и уважение содержательной учебной и внеклассной работой. Многие педагогические авторитеты подчеркивали определяющую роль личности учителя в обучении и воспитании. В статье «Три элемента школы» К.Д. Ушинский писал:

«В воспитании все должно основываться на личности воспитате­ля, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания... Без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно. Толь­ко личность может действовать на развитие и определение личнос­ти, только характером можно образовать характер»193.

На огромное воспитательное влияние личности учителя неодно­кратно указывали А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие пе­дагоги. А.С. Макаренко считал, что без настоящего авторитета среди учащихся, без умелого поддержания с ними доброжелатель­ных отношений и тактичной требовательности, без непрестанной работы педагога над совершенствованием своего характера невоз­можно осуществлять действенное воспитание.

Все это весьма остро ставит проблему профессионального роста учителя, его старательной работы над повышением своего научного уровня и морального совершенства. В педагогике с давних времен подчеркивалось, что непрерывная работа учителя над собой является одним из обязательных условий его успешной учебно-воспитатель­ной деятельности. К.Д. Ушинскому, в частности, принадлежит такое высказывание: учитель только в той мере воспитывает и обра­зовывает, в какой он сам воспитан и образован, и только до тех пор он может воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием и образованием.

Аналитико-оценочная деятельность. Сущность ее заключается в самом названии. Учитель, осуществляя педагогический процесс, анализирует ход обучения и воспитания, выявляет в них положи­тельные стороны и недостатки, сравнивает достигаемые результа­ты с теми целями и задачами, которые намечались, а также сопо­ставляет свою работу с опытом коллег. Аналитико-оценочная дея­тельность помогает учителю поддерживать так называемуюобрат­ную связь в своей работе, это значит,непрерывно сверять то, что намечалось достигнуть в обучении и воспитании учащихся и что достигнуто, и на этой основе вносить необходимые коррективы в учебно-воспитательный процесс, вести поиски путей его совершенствования и повышения педагогической эффективности, шире использовать передовой педагогический опыт. К сожалению, этот вид деятельности многие учителя осуществляют слабо, не стремятся видеть те недо­статки в своей работе, которые имеют место, и своевременно их преодолевать. Например, ученик получил «двойку» за незнание пройденного материала. Это явный сигнал к тому, что ему необхо­дима срочная помощь, но с такой помощью учитель медлит или со­всем не думает о ней, и на следующих уроках ученик снова получает плохую оценку. А если бы он проанализировал причины обнаружен­ного отставания и соответствующим образом помог школьнику, на последующих занятиях последний мог бы получить хорошую оцен­ку, что стимулировало бы его к дальнейшему улучшению успевае­мости.

Наконец, исследовательско-творческая деятельность. Элементы ее есть в работе каждого сколько-нибудь вдумчивого учителя. Две ее стороны имеют особенно важное значение.Одна из них состоит в том, что применение педагогической теории по своему существу требует от учителя известного творчества. Дело в том, что, как уже отмечалось В предыдущих главах, педагогические и методические идеи отражают типичные учебно-воспитательные ситуации. Кон­кретные же условия обучения и воспитания слишком разнообраз­ны, а иногда и неповторимы. Например, общее теоретическое положение об уважении и требовательности к учащимся как закономерность воспитания в реальном воспитательном процессе имеет множество методических модификаций: в одном случае важно оказать помощь ученику в работе, в другом нужно совместно с ним обсудить недостатки в его поведении, в третьем – подчеркнуть положитель­ные поступки, в четвертом – сделать личное замечание или внуше­ние и т.д. Как говорится, твори, выдумывай, пробуй, как целесооб­разнее использовать данную закономерность, какие воспитательные приемы здесь лучше применить. И так во всей работе учителя.

Вторая сторона этой деятельности связана с осмыслением и| творческим развитием того нового, что выходит за рамки известной теории и в той или иной мере обогащает ее. Например, для выработки умений и навыков применения теоретических знаний на практике дидактика рекомендует целую систему упражнений. Но вот учитель В.Ф. Шаталов из Донецка внес определенную модифи­кацию в организацию этих упражнений по математике, проявив инновационный подход.Он усилил устные упражнения в решении задач и примеров, ввел так называемые плашки с разграфленными клеточками, которые учащиеся записывают номера тех задач, которые они решают самостоятельно дома по собственному выбору. Все это явилось опреде­ленным творческим вкладом в развитие дидактических и методи­ческих основ организации учебной работы по применению знаний на практике.

Такова сущность и система умений и навыков по каждому из рас­смотренных видов деятельности учителя.