logo
14048_6d5631804b4074331103b1253a14afff

1. Проблема возрастных и индивидуальных особенностей разви­тия и воспитания личности в педагогике

Как отмечалось в предыдущей главе, личностное развитие человека несет на себе пе­чать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые не­обходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан ха­рактер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в раз­витии. Так, например, развитие мыслительных способностей и па­мяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта и попытки слишком забегать вперед, осуществляя физическое, умственное и нравственное разви­тие ребенка без учета его возрастных возможностей.

Многие педагоги обращали внимание не необходимость глубо­кого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе воспитания. Эти вопросы, в част­ности, ставили Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, а позже А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др. Более того, неко­торые из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности воспитания, т.е. учета природных особен­ностей возрастного развития, хотя эта идея и интерпретировалась ими по-разному. Коменский, например, в понятие природосообраз­ности вкладывал мысль об учете в процессе воспитания тех законо­мерностей развития ребенка, которые присущи природе человека, а именно: врожденного человек) стремления к знанию, к труду, спо­собности к многостороннему развитию и т.д. Ж.Ж. Руссо, а затем Л.Н. Толстой трактовали этот вопрос иначе. Они исходили из того, что ребенок от природы является существом совершенным и что воспитание не должно нарушать это природное совершенство, а идти за ним, выявляя и развивая лучшие качества детей. Однако все они сходились в одном, что нужно внимательно изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них в процессе воспитания.

Полезные идеи на этот счет имеются в трудах П.П. Блонского, Н.К. Крупской, О.Т. Шацкого, А.О Макаренко, В.А. Сухомлинского и других ученых. Н.К. Крупская подчеркивала, что, если мы не будем знать особенностей ребят и того, что интересует их в том или ином возрасте, мы не сумеем хорошо осуществлять воспитание.

В возрастной и педагогической психологии принято выделять следующие периоды развития детей и школьников: младенчество (до 1 года),ранний детский возраст (2-3 года),преддошкольный возраст (3-5 лет),дошкольный возраст (5-6 лет),младший школьный возраст (6-10 лет),средний школьный, или подростковый возраст (11-15 лет),старший, школьный возраст, или ранняя юность (15-18 лет).

Обратимся к краткой характеристике развития и воспитания учащихся различных возрастов, акцентируя внимание, во-первых, на их анатомо-физиологическом развитии, во-вторых, на совершенствовании психики и познавательной деятельности и, в-третьих, на особенностях их поведения.