2. Работа классного руководителя по изучению учащихся
Как уже отмечалось, проведение воспитательной работы немыслимо без знания возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Незнание этих особенностей зачастую служит причиной серьезных просчетов и педагогических ошибок.
Только что назначенный в школу молодой математик проводил занятия в VIIклассе, где ему было также поручено классное руководство. Он вызвал к доске одного из учащихся и предложил ему решить задачу. Оказалось, что семиклассник испытывает затруднение. Учитель решил ему помочь и стал задавать наводящие вопросы. Но ученик молчал. Учителю показалось, что он не может решить задачу, и предложил ему сесть на место. Но, не дойдя до своей парты, семиклассник обернулся к учителю и с обидой сказал: «А я знаю, как решать задачу...» Учитель проявил рассудительность и ласковым голосом возвратил его к доске. Семиклассник вполне самостоятельно, хотя и медленно, справился с задачей. Так своей репликой он помог учителю исправить допущенную оплошность. Оказалось, что это был хороший ученик, но с замедленным мышлением. Молодой учитель об этом не знал и побуждал его к спешке.
Есть ученики, которые не проявляют должной усидчивости в работе, не могут заставить себя спокойно выполнять домашние задания. На учебной работе и поведении школьника сказываются условия семейного воспитания, состояние здоровья, влияние тех контактных групп, с которыми он находится в постоянном общении, и т.д. Все это нужно внимательно изучать и знать, чтобы успешно осуществлять воспитательную работу.
Изучение школьников классным руководителем проводится с помощью различных методов. Важнейшими из них являются следующие: повседневное наблюдение за деятельностью и поведением учащихся в процессе учебных занятий и внеурочной работы, индивидуальные и групповые диагностические беседы, изучение результатов деятельности учащихся, посещение их на дому, естественный эксперимент, рейтинг и метод компетентных оценок. Как же использовать их в процессе воспитания школьников?
Повседневное наблюдение за поведением и деятельностью учащихся. Сущность этого метода заключается в том, чтобы, наблюдая за учащимися в различных условиях учебной и внеклассной работы, выявлять особенности их отношения к выполнению школьных обязанностей, черты характера, культуру поведения и т.д. Чтобы делать по этим вопросам обобщающие выводы, нужно владеть фактами и примерами, которые характеризуют устойчивые, а не случайные явления. Например, когда, наблюдая за тем или иным из учащихся, классный руководитель замечает, что на уроках он не может сдерживаться и ведет себя неспокойно, на переменах с криком бегает по коридору, толкает товарищей и т.д., логично сделать вывод о недостаточной его дисциплинированности. Если на какого-нибудь ученика учителя жалуются, что он списывает домашние задания или совсем не выполняет их, нужно предполагать, что он требует постоянного внимания и помощи в улучшении домашней учебной работы. Подобные наблюдения и фактический материал классный руководитель должен накапливать не только по учебной работе учащихся, но и по их нравственным проявлениям, отношению к общественно полезной деятельности, состоянию здоровья и физического развития, поведению в свободное время и т.д.
Индивидуальные и групповые диагностические беседы с учащимися, учителями и родителями. С их помощью классный руководитель имеет возможность узнать, как относится тот или иной школьник к учебным занятиям, чем интересуется и занят во внеурочное время, какие трудности испытывает в овладении знаниями. В задушевных индивидуальных беседах учащиеся рассказывают о своих успехах и неудачах в учебе, характере отношений с одноклассниками и т.д.
Изучение результатов деятельности учащихся. В школе проводятся различные конкурсы, выставки, даются домашние задания. Сами школьники проявляют творческие способности и мастерят различные поделки. Классный руководитель нередко дает им различные поручения. В итоге обнаруживается, что некоторые школьники любят рисовать, другие с увлечением изучают математику, третьи занимаются коллекционированием, четвертые посвящают свой досуг изготовлению различных моделей и т.д. По результатам этой разнообразной деятельности классный руководитель может судить не только об увлечениях, но и о склонностях и способностях учащихся, делать прогнозы их развития, устанавливать контакты с учителями и родителями по этим вопросам, чтобы они учитывали все это в своей работе.
Посещение учащихся на дому. Этот метод позволяет накапливать представления о том, как живет и работает тот или иной ученик в домашних условиях, как соблюдает режим, какая атмосфера в семье, чем заполняет он свое свободное время, с кем дружит и т.д. Очень важное значение имеют здесь контакты с родителями, их мнения, просьбы, жалобы и т.д. Все это дает материал для дальнейшего улучшения внеклассной работы.
Естественный эксперимент. Сущность его состоит в том, что дети включаются в какую-нибудь деятельность, и педагог наблюдает за их поведением не в искусственно созданных условиях, а в процессе обычной работы и таким образом изучает их особенности. Например, классу поручается закончить начатую ранее уборку участка школьного двора. Но поскольку работы там немного, классный руководитель предлагает принять участие в ней тем, кто пожелает сам. И вдруг обнаруживается, что некоторые из учащихся, которых обычно хвалят за хорошую учебу и общественную активность, не изъявляют желания принять участие в труде. Замечая это, классный руководитель делает вывод, что с этими учащимися необходимо усилить работу по воспитанию у них трудолюбия. В качестве подобных «естественных ситуаций» при изучении учащихся могут выступать обсуждение на собрании плохих поступков отдельных учащихся, когда нужно проявить принципиальность и требовательность к товарищу, и др. Вот здесь классный руководитель и видит, у кого эти качества есть, а у кого их нет.
Для изучения школьников классные руководители используют также методы рейтинга и компетентных оценок. Об их сущности речь шла в главе, в которой раскрывались методы педагогического исследования. Здесь же нужно сказать, что они позволяют накапливать материал об особенностях поведения учащихся, их характерах, интересах, творческих способностях и склонностях.
Изучение школьников – процесс непрерывный. Классный руководитель не только обращает внимание на особенности поведения, характера и разнообразной деятельности своих воспитанников, но и на те изменения, которые происходят в их развитии. Вот почему с помощью рассмотренных выше методов классный руководитель определяет также ту динамику, которой характеризуется уровень воспитанности школьников, и прогнозирует дальнейшую коллективную и индивидуальную работу в классе. Все это требует, чтобы он постоянно фиксировал и накапливал данные о результатах изучения учащихся и глубоко анализировал их. А.С. Макаренко считал необходимым, чтобы педагог вел дневник изучения учащихся, регулярно записывал важнейшие факты их поведения, видел тенденции их развития и на этой основе прогнозировал и проектировал воспитательную работу.
- Харламов и.Ф. Педагогика. –
- Глава 3. Разработка в педагогике проблемы целей воспитания. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности как основная цель современного воспитания 30
- Глава 4. Личность как предмет воспитания, внешние и внутренние факторы ее развития 40
- Глава 5. Сущность воспитания как педагогического процесса, его общие закономерности и принципы 52
- Глава 6. Возрастные и индивидуальные особенности развития и воспитания личности 64
- Глава 10. Дидактические закономерности и принципы обучения 103
- Глава 11. Методы обучения и активизации познавательной деятельности учащихся 111
- Глава 12. Формы организации обучения и их развитие в дидактике. Урок как основная форма школьного обучения 134
- Глава 13. Дидактические основы уроков различных типов 138
- Глава 14. Другие формы организации обучения 157
- Глава 18. Общие методы и средства воспитания 182
- Глава 19. Формирование воспитательного коллектива и усиление его влияния на развитие учащихся 194
- Глава 20. Нравственное воспитание 204
- Глава 21. Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений 209
- Глава 22. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся 217
- Глава 23. Воспитание дисциплины и культуры поведения 226
- Глава 24. Эстетическое воспитание 234
- Глава 25. Физическое воспитание 241
- Глава 26. Формирование мировоззрения школьников в общей системе учебно-воспитательной работы 246
- Глава 27. Организация самовоспитания учащихся 257
- Глава 28. Совместная воспитательная работа школы, семьи и общественности 265
- Раздел IV. Вопросы школоведения 273
- Глава 29. Система образования и тенденции ее развития в различных странах 273
- Глава 30. Учитель, структура его деятельности и профессиональный рост 279
- Глава 31. Классный руководитель в школе 287
- Глава 32. Управление школой и руководство учебно-воспитательной работой 296
- Раздел I. Общие вопросы педагогики
- Глава 1. Педагогика как наука, ее выделение в особую отрасль знания и предмет исследования
- 1. Социально-экономические потребности общества в подготовке подрастающих поколений к жизни как объективная предпосылка возникновения и развития педагогической теории
- 2. Вычленение педагогики в особую отрасль научного знания и её виднейшие деятели
- 3. Влияние политики и идеологии общества на развитие педагогической теории
- 4. Предмет педагогики и важнейшие проблемы ее исследования
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 2. Роль метолологии, связи с другими науками и методов исследования в развитии педагогики
- 1. Методологические основы педагогических исследований как фактор развития педагогической теории
- 2. Связь педагогики с другими науками и использование их идей о развитии человека и воспитании
- 3. Развитие методов исследования как условие совершенствования педагогической теории
- 4. Дифференциация педагогики на отдельные научные дисциплины и расширение границ ее исследования
- 5. Педагогика как теоретическая наука и педагогическая деятельность как искусство
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 3. Разработка в педагогике проблемы целей воспитания. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности как основная цель современного воспитания
- 1. Значение целей воспитания для разработки педагогической теории и методических основ воспитания
- 2. Абстрактно-философский подход к определению целей воспитания в различные периоды развития общества
- 3. Социально-экономическая обусловленность одностороннего воспитания в эпохи домашинного производства и зарождение идеи о всестороннем развитии личности
- 4. Развитие машинного производства и возникновение объективных предпосылок, обусловливающих необходимость всестороннего и гармоничного развития личности
- 5. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности как основная цель (идеал) современного воспитания и его составные части
- 6. Конкретизация в педагогике содержания воспитания всесторонне и гармонично развитой личности
- 7. Реализация целевых установок в практической работе школы и учителя
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 4. Личность как предмет воспитания, внешние и внутренние факторы ее развития
- 1. О разработке в педагогике проблемы развития и воспитания личности. Понятия: личность, ее развитие и формирование
- 2. Анализ преформистских теорий развития личности
- 3. Идеи прогрессивных мыслителей прошлого о развитии личности
- 4. Научная трактовка проблемы об основных факторах развития личности
- 5. Роль активности самой личности в собственном развитии. Внешние и внутренние факторы развития личности. Понятие о саморазвитии личности и персонификации воспитания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 5. Сущность воспитания как педагогического процесса, его общие закономерности и принципы
- 1. Воспитание как специально организованный и сознательно осуществляемый педагогический процесс
- 2. Направленность воспитания на овладение личностью общественным опытом как его глубинная сущностная характеристика
- 3. Понятие воспитания в широком и узком смысле
- 4. Понятие о закономерностях воспитания
- 5. Общие закономерности воспитания и их психолого-педагогические основы
- 6. Переход закономерностей воспитания в принципы воспитательной работы
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 6. Возрастные и индивидуальные особенности развития и воспитания личности
- 1. Проблема возрастных и индивидуальных особенностей развития и воспитания личности в педагогике
- 2. Особенности развития и воспитания младших школьников
- 3. Особенности развития и воспитания учащихся среднего школьного (подросткового) возраста
- 4. Особенности развития и воспитания старших школьников
- 5. Индивидуальные особенности развития учащихся и их учет в процессе воспитания
- Литература для самостоятельной работы
- РазделIi. Теоретические и методические основы обучения (дидактика) Глава 7. Обучение как процесс личностного развития учащихся и его исследование в дидактике
- 1. Понятие о дидактике и ее исследование в педагогике
- 2. Сущность образования как отражение единства развивающей и воспитательно-формирующей функций обучения
- 3. Важнейшие проблемы, которые разрабатывает дидактика
- 4. Выделение из дидактики частных методик и ее влияние на их развитие
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 8. Содержание образования и педагогические основы его совершенствования
- 1. Понятие «содержание образования» и необходимость разработки его научных основ
- 2. Важнейшие объективные и субъективные факторы, влияющие на разработку содержания образования
- 3. Теории формального и материального образования и их односторонность
- 4. Разработка в педагогике научных основ определения содержания образования и его совершенствования
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 9. Сущность процесса обучения, его задачи и внутренняя структура
- 1. Сущность обучения как педагогического процесса и его задачи. Понятия: «знание», «умение», «навык», «способности»
- 2. Внутренняя структура процесса обучения и отражение в ней характера учебно-познавательной деятельности учащихся
- 3. Определение целевого компонента обучения
- 4. Формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и мотивов учения. Понятие о движущих силах учения
- 5. Определение содержания учебных занятий
- 6. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом (операционно-деятельностный компонент обучения)
- 7. Придание процессу обучения эмоционально-волевого характера
- 8. Регулирование и контроль за ходом учебно-познавательной деятельности
- 9. Оценка и самооценка качества овладения изучаемым материалом
- 10. Развитие учащихся в процессе обучения
- 11. Воспитание в процессе обучения
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 10. Дидактические закономерности и принципы обучения
- 1. Закономерности обучения, присущие ему как органической части воспитания (в широком смысле)
- 2. Специфические закономерности обучения
- 3. Принципы обучения
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 11. Методы обучения и активизации познавательной деятельности учащихся
- 1. Понятие о методах и приемах обучения. Проблема классификации методов обучения
- 3. Методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником
- 4. Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные занятия
- 5. Методы учебной работы по выработке умений и навыков применения знаний на практике: упражнения, лабораторные работы
- 7. Критерии оценки успеваемости учащихся
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 12. Формы организации обучения и их развитие в дидактике. Урок как основная форма школьного обучения
- 1. Понятие о формах организации (организационных формах) обучения. Соотношение между формами организации обучения и его методами
- 2. Краткие сведения о развитии организационных форм учебной работы в школе
- 3. Важнейшие формы организации учебной работы в школе
- 4. Урок как основная форма организации учебной работы. Классификация уроков. Нестандартные, инновационные формы урочных занятий
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 13. Дидактические основы уроков различных типов
- 1. Смешанные, или комбинированные, уроки
- 2. Уроки изложения нового материала учителем
- 3. Уроки закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков
- 4. Уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала
- 5. Уроки-семинары. Уроки-конференции
- 6. Поиски инновационных форм урочных занятий
- 7. Уроки проверки и оценки знаний
- 8. Индивидуальная работа с учащимися на уроках
- 9. Развитие и воспитание учащихся на уроках
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 14. Другие формы организации обучения
- 1. Учебные экскурсии
- 2. Факультативные занятия
- 3. Формы внеклассной учебной работы
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 15. Дидактические основы компьютеризации обучения
- 1. Компьютер как орудие деятельности человека
- 2. Основные проблемы компьютеризации обучения
- 3. Содержание компьютерного обучения
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 16. Домашняя учебная работа учащихся
- 1. Сущность домашней учебной работы школьников и ее роль в овладении знаниями
- 2. Основные недостатки домашней учебной работы школьников
- 3. Правила домашней учебной работы школьников
- 4. Формирование у учащихся умений и навыков домашней учебной работы
- Литература для самостоятельной работы
- РазделIii. Теоретические и методические основы воспитания
- Глава 17. Воспитание отношений как процесс личностного развития учащихся и его исследование в педагогике
- 1. Специфика воспитания в отличие от процесса обучения и необходимость разработки его теоретических основ. Формирование отношений как важнейшая задача воспитания
- 2. Содержание отношений, которые необходимо формировать в системе всестороннего развития личности
- 3. Сущность отношений как предмета воспитания и их переход в личностные качества. Структура личностного качества и ее значение для процесса воспитания
- 4. Интегративный и целостный характер формирования личностных качеств. Явление генерализации при формировании личностных качеств
- 5. Реализация общих закономерностей воспитания в процессе формирования отношений (личностных качеств)
- Глава 18. Общие методы и средства воспитания
- 1. Понятие о методах и средствах воспитания. Система общих методов воспитания
- 2. Утверждение в педагогике гуманного подхода к воспитанию учащихся и преодоление методов авторитаризма
- 3. Убеждение как важнейший метод воспитания
- 4. Метод положительного примера
- 5. Метод упражнений (приучения)
- 6. Методы одобрения и осуждения
- 7. Методы требования и контроля за поведением. Метод переключения. Комплексное использование методов воспитания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 19. Формирование воспитательного коллектива и усиление его влияния на развитие учащихся
- 1. Разработка в педагогике теоретических основ коллективного воспитания
- 2. Понятие о воспитательном коллективе и основные стадии его развития
- 3. Структура воспитательного коллектива в школе
- 4. Важнейшие средства и методические основы воспитания ученического коллектива
- 5. Предъявление требований к учащимся как фактор создания и воспитания коллектива
- 6. Организация ученического самоуправления и воспитание актива
- 7. Закон развития (движения) коллектива
- 8. Формирование в коллективе здорового общественного мнения
- 9. Накопление и развитие положительных традиций совместной деятельности учащихся
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 20. Нравственное воспитание
- 1. Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы. Мораль как регулятор поведения личности
- 2. Идеи известных деятелей педагогики о роли нравственного воспитания в развитии личности
- 3. Содержание нравственного воспитания. Сущность нравственности личности
- 4. Моральное воспитание как процесс организации разнообразной деятельности учащихся и формирования у них нравственных качеств
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 21. Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений
- 1. Патриотизм и культура межнациональных отношений – важнейшие моральные качества человека; их значение для его личностного развития
- 2. Сущность патриотизма и культуры межнациональных отношений, их содержание и внутренняя структура
- 3. Развитие у учащихся потребностно-мотивационной сферы, связанной с патриотизмом и культурой межнациональных отношений
- 4. Формирование у учащихся интеллектуально-эмоционального компонента патриотизма и культуры межнациональных отношений
- 5. Воспитание у учащихся взглядов и убеждений по вопросам патриотизма и культуры межнациональных отношений
- 6. Организация практической деятельности учащихся по формированию патриотизма и культуры межнациональных отношений
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 22. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся
- 1. Воспитание добросовестного отношения к труду и сбережению материальных ценностей как фактор морального формирования личности. Функции трудового воспитания
- 2. Сущность трудового воспитания, трудового обучения и профессиональной ориентации. Понятие трудолюбия как личностного качества и его внутренняя структура
- 3. Основные виды трудовой деятельности школьников
- 4. Воспитание у учащихся потребности в труде, бережном отношении к материальным ценностям общества и личным вещам
- 5. Развитие сознательного отношения к труду, взглядов и убеждений по вопросам трудолюбия
- 6. Организация трудовой деятельности учащихся и формирование у них трудовых умений и навыков. Обогащение и обновление форм трудовой деятельности школьников
- 7. Воспитательная работа по профессиональной ориентации учащихся
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 23. Воспитание дисциплины и культуры поведения
- 1. Формирование дисциплинированности и культуры поведения как важнейшая задача нравственного воспитания
- 2. Различные подходы к разработке проблемы воспитания дисциплины и культуры поведения в педагогике
- 3. Сущность сознательной дисциплины и культуры поведения. Понятие дисциплинированности
- 4. Формирование у учащихся потребности в соблюдении правил дисциплины и культуры поведения
- 5. Воспитание сознательного отношения к соблюдению установленных в школе правил поведения и внутреннего распорядка
- 6. Выработка у учащихся умений и навыков дисциплинированного поведения
- 7. Использование общественного мнения воспитательного коллектива в процессе формирования у учащихся дисциплинированности и культуры поведения. Индивидуальная работа с учащимися
- 8. Выдвижение и решение ведущих воспитательных задач в процессе формирования у учащихся дисциплины и культуры поведения
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 24. Эстетическое воспитание
- 1. Роль эстетического воспитания в развитии личности
- 2. Сущность эстетического воспитания и его содержание
- 3. Формирование у школьников художественно-эстетических потребностей
- 4. Формирование у учащихся эстетических представлений, понятий и вкусов
- 5. Приобщение школьников к художественному творчеству и развитие их способностей в области литературы, музыки и изобразительного искусства
- 6. Использование эстетического воспитания в целях формирования нравственности учащихся
- 7. Формирование эстетики поведения
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 25. Физическое воспитание
- 1. Физическое воспитание как фактор всестороннего развития личности. Сущность физического воспитания и его содержание
- 2. Основные средства и методы физического воспитания
- 3. Физическое воспитание в процессе учебных занятий
- 4. Внеклассная работа по физическому воспитанию
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 26. Формирование мировоззрения школьников в общей системе учебно-воспитательной работы
- 1. Формирование у учащихся мировоззрения как важнейшая воспитательная задача школы
- 2. Основные виды мировоззрения
- 3. Сущность мировоззрения и его внутренняя структура
- 4. Система знаний и идей в содержании школьного образования, позволяющих формировать у учащихся научное мировоззрение
- 5. Глубокое и прочное овладение знаниями – важнейшая предпосылка формирования научного мировоззрения
- 6. Дидактические и воспитательные условия, способствующие переводу знаний во взгляды, убеждения и идеалы личности в системе учебных занятий и внеклассной работы
- 7. Критерии сформированности мировоззрения учащихся
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 27. Организация самовоспитания учащихся
- 1. Стимулирование учащихся к активной работе над собственным развитием и самосовершенствованием – важнейшая задача воспитания. Понятие о самовоспитании и его социальная детерминация
- 2. Основные факторы, побуждающие личность к самовоспитанию, и их использование в процессе стимулирования учащихся к работе над собой
- 3. Организация процесса самовоспитания учащихся и его важнейшие методы
- 4. Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 28. Совместная воспитательная работа школы, семьи и общественности
- 1. Сочетание общественного и семейного воспитания как важнейшая предпосылка повышения его эффективности
- 2. Социально-экономические факторы повышения роли школы в организации воспитательной работы семьи и общественности
- 3. Основные вопросы совместной работы семьи и школы по воспитанию учащихся
- 4. Организационно-педагогическая работа школы с родителями. Органы родительской общественности в школе
- 5. Педагогическое просвещение родителей
- 6. Индивидуальная работа школы с родителями учащихся
- 7. Привлечение родителей к оказанию помощи школе в проведении внеклассной учебно-воспитательной работы
- Литература для самостоятельной работы
- РазделIv. Вопросы школоведения
- Глава 29. Система образования и тенденции ее развития в различных странах
- 1. Развитие образовательно-воспитательных учреждений как важнейшая предпосылка осуществления целей и задач общества в области воспитания. Понятие о системе образования
- 2. Основные факторы развития системы образования
- 3. Особенности системы образования и тенденции ее развития в различных странах
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 30. Учитель, структура его деятельности и профессиональный рост
- 1. Учитель как центральная фигура в школе и его определяющая роль в осуществлении учебно-воспитательной работы
- 2. Проблема профессиональной пригодности учителя
- 3. Структура педагогической деятельности учителя и сущность ее отдельных видов
- 4. Ступени профессионального роста учителя: педагогическая умелость, мастерство, творчество и новаторство
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 31. Классный руководитель в школе
- 1. Классный руководитель в школе, специфика его работы, основные функции и обязанности
- 2. Работа классного руководителя по изучению учащихся
- 3. Работа классного руководителя по созданию и воспитанию ученического коллектива
- 4. Работа классного руководителя по повышению успеваемости, трудовому и нравственному воспитанию учащихся
- 5. Работа классного руководителя с учителями
- 6. Работа классного руководителя с родителями учащихся
- 7. Планирование классным руководителем воспитательной работы
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 32. Управление школой и руководство учебно-воспитательной работой
- 2. Повышение роли совета школы в совершенствовании учебно-воспитательного процесса. Демократизация и гласность в руководстве школой
- 3. Функциональные обязанности должностных лиц школы по организации и руководству учебно-воспитательной работой
- 4. Работа директора и педагогического коллектива школы по обеспечению всеобуча
- 5. Организация и совершенствование учебно-воспитательной работы и контроль за ее качеством
- 6. Руководство внеклассной и внешкольной учебно-воспитательной работой
- 7. Организация помощи в деятельности ученического самоуправления и общественных организаций в школе
- 8. Организация работы с родителями учащихся
- 9. Годовой план учебно-воспитательной работы школы
- Литература для самостоятельной работы