1. Социально-экономические потребности общества в подготовке подрастающих поколений к жизни как объективная предпосылка возникновения и развития педагогической теории
Изучение всякой науки, как правило, начинается с уяснения таких вопросов: как возникла и развивалась эта наука и что конкретно является предметом ее исследования? В самом деле, каждая наука имеет свою историю и достаточно определенный аспект природных или общественных явлений, изучением которых она занимается и знание которых имеет большое значение для осмысления ее теоретических основ. В этом плане известное изречение: отыщи всему начало и многое поймешь, – имеет глубокий смысл. Вот почему изучение курса педагогики также следует начать хотя бы с краткого исторического обзора ее возникновения и развития и осмысления того предмета, исследованием которого она занимается.
Однако, рассматривая эти вопросы, надо всегда иметь в виду два существенных положения.
Первое. Какими бы извилистыми и окутанными туманом времени ни были пути развития той или иной науки, каждая из них так или иначе формировалась под влиянием потребностей общества и призвана выполнять определенные общественные функции.
Второе. Любая отрасль человеческих знаний складывалась в науку только тогда, когда достаточно четко вычленялся и конкретизировался специфический, только ей присущий предмет исследования. В этой связи, как отмечается в философии, перед каждой отдельной наукой ставится требование выяснить свое место в общей системе вещей и знаний.
Как же обстоит в этом отношении дело с педагогикой? Чем было обусловлено ее возникновение и развитие как науки? Какое место занимает она в общей системе вещей и знаний?
Педагогическая отрасль человеческих знаний является едва ли не самой древней и по существу неотделима от развития общества. Чтобы это положение стало более понятным, следует обратить внимание на одну существенную деталь. Педагогические знания относятся к той специфической сфере человеческой деятельности, которая связана с подготовкой подрастающих поколений к жизни, или воспитанием. самом деле, когда говорят о педагогике, то обычно этот термин ассоциируется с понятиемвоспитания, с формированием человека. Но само воспитание как средство подготовки подрастающих поколений к жизни возникло вместе с появлением человеческого общества.
Накапливая производственный опыт, связанный с изготовлением орудий труда и присвоением продуктов природы, а также опыт сотрудничества и совместной деятельности, люди стремились передавать этот опыт последующим поколениям. Общественный прогресс и стал возможен лишь потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало своим потомкам. Таким образом, передача накопленного производственного, социального и духовного опыта последующим поколениям людей стала важнейшей предпосылкой существования и развития человеческого общества и одной из его существенных функций. Именно поэтому воспитание неотделимо от развития человеческого общества: оно присуще ему с самого начала его возникновения. В этом смысле иной раз воспитание считают «общей и вечной категорией», подчеркивая положение о том, что как общественное явление, как специфическая деятельность по подготовке подрастающих поколений к жизни воспитание существует в обществе на всех этапах его развития.
Но как и всякое общественное явление, воспитательная деятельность и ее характер не стояли на месте и под влиянием тех же общественных условий постоянно развивались и совершенствовались. Долгое время, например, дети усваивали производственный и моральный опыт в процессе совместной трудовой деятельности и повседневного общения со старшими. Так было в дородовом обществе и при родовом строе, когда сам этот опыт был еще сравнительно простым. Вот почему воспитание в этот период еще не составляло специфической области профессиональной деятельности людей. Это значит, что в то время не было ни специальных воспитательных учреждений, ни лиц, которые специально занимались бы педагогической деятельностью и профессией которых было бы воспитание. Такое положение долгое время сохранялось также в рабовладельческую эпоху. Известно, например, что «первое упоминание о школе встречается в древнеегипетских источниках за две с половиной тысячи лет до нашей эры. То была дворцовая школа, где жрецы обучали детей царских сановников начаткам арифметики и геометрии»5. Как видим, в этой школе детей обучали не специальные профессионалы-воспитатели, а жрецы, для которых подобная работа была отнюдь не главной, а осуществлялась попутно с исполнением основных обязанностей. Во многих же случаях детей обучали родители, другие члены семьи или старики. Об этом, в частности, свидетельствуют древние сказания и литературные памятники. Вот как, например, начинается известная арабская сказка «Аладдин и волшебная лампа»:
В одном персидском городе жил бедный портной Хасан. У него были жена и сын по имени Аладдин. Когда Аладдину исполнилось десять лет, отец его сказал:
– Пусть мой сын будет портным, как я, – и начал учить Аладдина своему ремеслу6.
В знаменитых поэмах древнегреческого певца Гомера «Илиада» и «Одиссея» показывается, например, как Хирон учил Ахилла средствам залечивать раны, как Феникс, который в некоторой степени заменял ему отца, обучал его красноречию. Характерно, что, как отмечал Пауль Барт, в гомеровскую эпоху не было еще сословия воспитателей. У Гомера даже не было слова, обозначавшего воспитание7.
Но в дальнейшем положение стало существенным образом изменяться. Развивалось и усложнялось сельскохозяйственное и ремесленное производство. Знания людей об окружающем мире положили начало развитию науки. В этих условиях овладение производственным опытом и научными знаниями требовало уже специальной и довольно продолжительной выучки. Становилось все более очевидным, что только с помощью образования и воспитания можно было преобразовать общечеловеческую природу так, чтобы человек овладел умениями и навыками в определенной отрасли труда и был приспособлен к выполнению соответствующих функций в сфере материального или духовного производства.
Чем больше развивалось и усложнялось производство, чем больше накапливалось научных знаний, тем более важное значение приобретала специальная подготовка подрастающих поколений к жизни, тем острее становилась необходимость в их специально организованном воспитании. Образование и воспитание, таким образом, превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития.
Вот почему на определенной ступени развития человеческого общества и, в частности, в более поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделяется в особую общественную функцию, т.е. возникают специальные воспитательные учреждения, появляются лица, профессией которых становится обучение и воспитание детей. Это имело место во многих древних странах, но более или менее достоверные сведения о школах для мальчиков дошли до нас из Египта, стран Ближнего Востока и античной Греции.
Надо сказать, что уже в древнем мире многие общественные деятели и мыслители хорошо осознавали и указывали на огромную роль воспитания как в развитии общества, так и в жизни каждого человека. Например, по законам Солона (между 640 и 635 – ок. 559 гг. до н.э.), полагалось, чтобы отец (речь, конечно, шла о свободных гражданах) обязательно позаботился о специальной выучке своих сыновей в той или иной области Труда. В этих же законах подчеркивалось, что сын мог не кормить отца в старости, если тот не выучил его никакому ремеслу.
Древнегреческий философ Платон писал о том, что если дурным мастером будет башмачник, то государство пострадает от этого только в том смысле, что граждане будут несколько хуже обуты, но если воспитатель будет скверно выполнять свои обязанности, в стране появится целое поколение невежественных и плохих людей.
Но как только воспитание стало выделяться в самостоятельную общественную функцию, люди стали задумываться над обобщением опыта воспитательной деятельности. На одном из древнеегипетских папирусов запечатлено изречение: «Уши мальчика на его спине, он слушает тогда, когда его бьют». Это была уже своеобразная педагогическая идея, определенный подход к воспитанию, соответствовавший условиям того времени, когда отношения между людьми основывались на насилии и физическом наказании. По мере же расширения и усложнения воспитания специальная отрасль' теоретических знаний по вопросам воспитательной деятельности стала разрабатываться более интенсивно. Эта отрасль знаний, как впрочем и знания в других сферах жизни и производства, вначале разрабатывалась в недрах философии. Уже в трудах древнегреческих философов - Фалеса из Милета (ок. 625 - ок. 547 гг. до н.э.), Гераклита (ок. 530-470 гг. до н.э.), Демокрита (460 - нач. IVв. до н.э.), Сократа (469-399 гг. до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.), Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), Эпикура (341-270 гг. до н.э.) и других содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания. Из античной Греции ведет свое происхождение и термин педагогика, который закрепился в качестве названия науки о воспитании. Как же это произошло?
В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за детьми, сопровождать их в школу, а также совершать с ними прогулки. Греческое слово пейдагогос (пейда – ребенок, гогос – вести) обозначаетдетоводитель. Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и получила свое название наука о воспитании –педагогика.
Надо сказать, что из Древней Греции ведут свое происхождение и многие другие педагогические понятия и термины, например школа (schole), что означает досуг,гимназия, (от греч.gymnasion– гимнасий) – общественная школа физического развития, а впоследствии просто средняя школа, и др.
Значительное место занимали вопросы воспитания также в трудах древнеримских философов и ораторов. Интересные педагогические идеи, например, высказывали Тит Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н.э.), написавший философскую поэму «О природе вещей», в которой касался и вопросов воспитания, а также Марк Фабий Квинтилиан (ок. 35 – ок. 96 гг.), изложивший в своих книгах «О воспитании оратора» идеи о воспитании детей и подростков и рекомендовавший следить за их речью, использовать воспитательные игры. В обучении он выделал три ступени: подражание, наставление Иупражнение и требовал сочетания заучивания с размышлением.
В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых имели религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой.
Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения (XIV-XVIвв.), когда происходило разложение феодализма и начиналось развитие буржуазного общества. Виднейшие деятели этой эпохи итальянский гуманист Витторино да Фельтре (1378-1446), испанский философ и педагог Хуан Вивес (1442-1540), нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1469-1536), французский писатель Франсуа Рабле (1494-1553), французский философ Мишель Монтень (1533-1592) и другие выдвигали немало оригинальных и прогрессивных для своего времени педагогических идей. Они критиковали средневековую схоластику и механическую зубрежку, процветавшие в обучении, выступали за гуманное отношение к детям, за освобождение личности от оков феодального угнетения и религиозного аскетизма.
- Харламов и.Ф. Педагогика. –
- Глава 3. Разработка в педагогике проблемы целей воспитания. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности как основная цель современного воспитания 30
- Глава 4. Личность как предмет воспитания, внешние и внутренние факторы ее развития 40
- Глава 5. Сущность воспитания как педагогического процесса, его общие закономерности и принципы 52
- Глава 6. Возрастные и индивидуальные особенности развития и воспитания личности 64
- Глава 10. Дидактические закономерности и принципы обучения 103
- Глава 11. Методы обучения и активизации познавательной деятельности учащихся 111
- Глава 12. Формы организации обучения и их развитие в дидактике. Урок как основная форма школьного обучения 134
- Глава 13. Дидактические основы уроков различных типов 138
- Глава 14. Другие формы организации обучения 157
- Глава 18. Общие методы и средства воспитания 182
- Глава 19. Формирование воспитательного коллектива и усиление его влияния на развитие учащихся 194
- Глава 20. Нравственное воспитание 204
- Глава 21. Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений 209
- Глава 22. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся 217
- Глава 23. Воспитание дисциплины и культуры поведения 226
- Глава 24. Эстетическое воспитание 234
- Глава 25. Физическое воспитание 241
- Глава 26. Формирование мировоззрения школьников в общей системе учебно-воспитательной работы 246
- Глава 27. Организация самовоспитания учащихся 257
- Глава 28. Совместная воспитательная работа школы, семьи и общественности 265
- Раздел IV. Вопросы школоведения 273
- Глава 29. Система образования и тенденции ее развития в различных странах 273
- Глава 30. Учитель, структура его деятельности и профессиональный рост 279
- Глава 31. Классный руководитель в школе 287
- Глава 32. Управление школой и руководство учебно-воспитательной работой 296
- Раздел I. Общие вопросы педагогики
- Глава 1. Педагогика как наука, ее выделение в особую отрасль знания и предмет исследования
- 1. Социально-экономические потребности общества в подготовке подрастающих поколений к жизни как объективная предпосылка возникновения и развития педагогической теории
- 2. Вычленение педагогики в особую отрасль научного знания и её виднейшие деятели
- 3. Влияние политики и идеологии общества на развитие педагогической теории
- 4. Предмет педагогики и важнейшие проблемы ее исследования
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 2. Роль метолологии, связи с другими науками и методов исследования в развитии педагогики
- 1. Методологические основы педагогических исследований как фактор развития педагогической теории
- 2. Связь педагогики с другими науками и использование их идей о развитии человека и воспитании
- 3. Развитие методов исследования как условие совершенствования педагогической теории
- 4. Дифференциация педагогики на отдельные научные дисциплины и расширение границ ее исследования
- 5. Педагогика как теоретическая наука и педагогическая деятельность как искусство
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 3. Разработка в педагогике проблемы целей воспитания. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности как основная цель современного воспитания
- 1. Значение целей воспитания для разработки педагогической теории и методических основ воспитания
- 2. Абстрактно-философский подход к определению целей воспитания в различные периоды развития общества
- 3. Социально-экономическая обусловленность одностороннего воспитания в эпохи домашинного производства и зарождение идеи о всестороннем развитии личности
- 4. Развитие машинного производства и возникновение объективных предпосылок, обусловливающих необходимость всестороннего и гармоничного развития личности
- 5. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности как основная цель (идеал) современного воспитания и его составные части
- 6. Конкретизация в педагогике содержания воспитания всесторонне и гармонично развитой личности
- 7. Реализация целевых установок в практической работе школы и учителя
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 4. Личность как предмет воспитания, внешние и внутренние факторы ее развития
- 1. О разработке в педагогике проблемы развития и воспитания личности. Понятия: личность, ее развитие и формирование
- 2. Анализ преформистских теорий развития личности
- 3. Идеи прогрессивных мыслителей прошлого о развитии личности
- 4. Научная трактовка проблемы об основных факторах развития личности
- 5. Роль активности самой личности в собственном развитии. Внешние и внутренние факторы развития личности. Понятие о саморазвитии личности и персонификации воспитания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 5. Сущность воспитания как педагогического процесса, его общие закономерности и принципы
- 1. Воспитание как специально организованный и сознательно осуществляемый педагогический процесс
- 2. Направленность воспитания на овладение личностью общественным опытом как его глубинная сущностная характеристика
- 3. Понятие воспитания в широком и узком смысле
- 4. Понятие о закономерностях воспитания
- 5. Общие закономерности воспитания и их психолого-педагогические основы
- 6. Переход закономерностей воспитания в принципы воспитательной работы
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 6. Возрастные и индивидуальные особенности развития и воспитания личности
- 1. Проблема возрастных и индивидуальных особенностей развития и воспитания личности в педагогике
- 2. Особенности развития и воспитания младших школьников
- 3. Особенности развития и воспитания учащихся среднего школьного (подросткового) возраста
- 4. Особенности развития и воспитания старших школьников
- 5. Индивидуальные особенности развития учащихся и их учет в процессе воспитания
- Литература для самостоятельной работы
- РазделIi. Теоретические и методические основы обучения (дидактика) Глава 7. Обучение как процесс личностного развития учащихся и его исследование в дидактике
- 1. Понятие о дидактике и ее исследование в педагогике
- 2. Сущность образования как отражение единства развивающей и воспитательно-формирующей функций обучения
- 3. Важнейшие проблемы, которые разрабатывает дидактика
- 4. Выделение из дидактики частных методик и ее влияние на их развитие
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 8. Содержание образования и педагогические основы его совершенствования
- 1. Понятие «содержание образования» и необходимость разработки его научных основ
- 2. Важнейшие объективные и субъективные факторы, влияющие на разработку содержания образования
- 3. Теории формального и материального образования и их односторонность
- 4. Разработка в педагогике научных основ определения содержания образования и его совершенствования
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 9. Сущность процесса обучения, его задачи и внутренняя структура
- 1. Сущность обучения как педагогического процесса и его задачи. Понятия: «знание», «умение», «навык», «способности»
- 2. Внутренняя структура процесса обучения и отражение в ней характера учебно-познавательной деятельности учащихся
- 3. Определение целевого компонента обучения
- 4. Формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и мотивов учения. Понятие о движущих силах учения
- 5. Определение содержания учебных занятий
- 6. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом (операционно-деятельностный компонент обучения)
- 7. Придание процессу обучения эмоционально-волевого характера
- 8. Регулирование и контроль за ходом учебно-познавательной деятельности
- 9. Оценка и самооценка качества овладения изучаемым материалом
- 10. Развитие учащихся в процессе обучения
- 11. Воспитание в процессе обучения
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 10. Дидактические закономерности и принципы обучения
- 1. Закономерности обучения, присущие ему как органической части воспитания (в широком смысле)
- 2. Специфические закономерности обучения
- 3. Принципы обучения
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 11. Методы обучения и активизации познавательной деятельности учащихся
- 1. Понятие о методах и приемах обучения. Проблема классификации методов обучения
- 3. Методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником
- 4. Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные занятия
- 5. Методы учебной работы по выработке умений и навыков применения знаний на практике: упражнения, лабораторные работы
- 7. Критерии оценки успеваемости учащихся
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 12. Формы организации обучения и их развитие в дидактике. Урок как основная форма школьного обучения
- 1. Понятие о формах организации (организационных формах) обучения. Соотношение между формами организации обучения и его методами
- 2. Краткие сведения о развитии организационных форм учебной работы в школе
- 3. Важнейшие формы организации учебной работы в школе
- 4. Урок как основная форма организации учебной работы. Классификация уроков. Нестандартные, инновационные формы урочных занятий
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 13. Дидактические основы уроков различных типов
- 1. Смешанные, или комбинированные, уроки
- 2. Уроки изложения нового материала учителем
- 3. Уроки закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков
- 4. Уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала
- 5. Уроки-семинары. Уроки-конференции
- 6. Поиски инновационных форм урочных занятий
- 7. Уроки проверки и оценки знаний
- 8. Индивидуальная работа с учащимися на уроках
- 9. Развитие и воспитание учащихся на уроках
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 14. Другие формы организации обучения
- 1. Учебные экскурсии
- 2. Факультативные занятия
- 3. Формы внеклассной учебной работы
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 15. Дидактические основы компьютеризации обучения
- 1. Компьютер как орудие деятельности человека
- 2. Основные проблемы компьютеризации обучения
- 3. Содержание компьютерного обучения
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 16. Домашняя учебная работа учащихся
- 1. Сущность домашней учебной работы школьников и ее роль в овладении знаниями
- 2. Основные недостатки домашней учебной работы школьников
- 3. Правила домашней учебной работы школьников
- 4. Формирование у учащихся умений и навыков домашней учебной работы
- Литература для самостоятельной работы
- РазделIii. Теоретические и методические основы воспитания
- Глава 17. Воспитание отношений как процесс личностного развития учащихся и его исследование в педагогике
- 1. Специфика воспитания в отличие от процесса обучения и необходимость разработки его теоретических основ. Формирование отношений как важнейшая задача воспитания
- 2. Содержание отношений, которые необходимо формировать в системе всестороннего развития личности
- 3. Сущность отношений как предмета воспитания и их переход в личностные качества. Структура личностного качества и ее значение для процесса воспитания
- 4. Интегративный и целостный характер формирования личностных качеств. Явление генерализации при формировании личностных качеств
- 5. Реализация общих закономерностей воспитания в процессе формирования отношений (личностных качеств)
- Глава 18. Общие методы и средства воспитания
- 1. Понятие о методах и средствах воспитания. Система общих методов воспитания
- 2. Утверждение в педагогике гуманного подхода к воспитанию учащихся и преодоление методов авторитаризма
- 3. Убеждение как важнейший метод воспитания
- 4. Метод положительного примера
- 5. Метод упражнений (приучения)
- 6. Методы одобрения и осуждения
- 7. Методы требования и контроля за поведением. Метод переключения. Комплексное использование методов воспитания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 19. Формирование воспитательного коллектива и усиление его влияния на развитие учащихся
- 1. Разработка в педагогике теоретических основ коллективного воспитания
- 2. Понятие о воспитательном коллективе и основные стадии его развития
- 3. Структура воспитательного коллектива в школе
- 4. Важнейшие средства и методические основы воспитания ученического коллектива
- 5. Предъявление требований к учащимся как фактор создания и воспитания коллектива
- 6. Организация ученического самоуправления и воспитание актива
- 7. Закон развития (движения) коллектива
- 8. Формирование в коллективе здорового общественного мнения
- 9. Накопление и развитие положительных традиций совместной деятельности учащихся
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 20. Нравственное воспитание
- 1. Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы. Мораль как регулятор поведения личности
- 2. Идеи известных деятелей педагогики о роли нравственного воспитания в развитии личности
- 3. Содержание нравственного воспитания. Сущность нравственности личности
- 4. Моральное воспитание как процесс организации разнообразной деятельности учащихся и формирования у них нравственных качеств
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 21. Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений
- 1. Патриотизм и культура межнациональных отношений – важнейшие моральные качества человека; их значение для его личностного развития
- 2. Сущность патриотизма и культуры межнациональных отношений, их содержание и внутренняя структура
- 3. Развитие у учащихся потребностно-мотивационной сферы, связанной с патриотизмом и культурой межнациональных отношений
- 4. Формирование у учащихся интеллектуально-эмоционального компонента патриотизма и культуры межнациональных отношений
- 5. Воспитание у учащихся взглядов и убеждений по вопросам патриотизма и культуры межнациональных отношений
- 6. Организация практической деятельности учащихся по формированию патриотизма и культуры межнациональных отношений
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 22. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся
- 1. Воспитание добросовестного отношения к труду и сбережению материальных ценностей как фактор морального формирования личности. Функции трудового воспитания
- 2. Сущность трудового воспитания, трудового обучения и профессиональной ориентации. Понятие трудолюбия как личностного качества и его внутренняя структура
- 3. Основные виды трудовой деятельности школьников
- 4. Воспитание у учащихся потребности в труде, бережном отношении к материальным ценностям общества и личным вещам
- 5. Развитие сознательного отношения к труду, взглядов и убеждений по вопросам трудолюбия
- 6. Организация трудовой деятельности учащихся и формирование у них трудовых умений и навыков. Обогащение и обновление форм трудовой деятельности школьников
- 7. Воспитательная работа по профессиональной ориентации учащихся
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 23. Воспитание дисциплины и культуры поведения
- 1. Формирование дисциплинированности и культуры поведения как важнейшая задача нравственного воспитания
- 2. Различные подходы к разработке проблемы воспитания дисциплины и культуры поведения в педагогике
- 3. Сущность сознательной дисциплины и культуры поведения. Понятие дисциплинированности
- 4. Формирование у учащихся потребности в соблюдении правил дисциплины и культуры поведения
- 5. Воспитание сознательного отношения к соблюдению установленных в школе правил поведения и внутреннего распорядка
- 6. Выработка у учащихся умений и навыков дисциплинированного поведения
- 7. Использование общественного мнения воспитательного коллектива в процессе формирования у учащихся дисциплинированности и культуры поведения. Индивидуальная работа с учащимися
- 8. Выдвижение и решение ведущих воспитательных задач в процессе формирования у учащихся дисциплины и культуры поведения
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 24. Эстетическое воспитание
- 1. Роль эстетического воспитания в развитии личности
- 2. Сущность эстетического воспитания и его содержание
- 3. Формирование у школьников художественно-эстетических потребностей
- 4. Формирование у учащихся эстетических представлений, понятий и вкусов
- 5. Приобщение школьников к художественному творчеству и развитие их способностей в области литературы, музыки и изобразительного искусства
- 6. Использование эстетического воспитания в целях формирования нравственности учащихся
- 7. Формирование эстетики поведения
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 25. Физическое воспитание
- 1. Физическое воспитание как фактор всестороннего развития личности. Сущность физического воспитания и его содержание
- 2. Основные средства и методы физического воспитания
- 3. Физическое воспитание в процессе учебных занятий
- 4. Внеклассная работа по физическому воспитанию
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 26. Формирование мировоззрения школьников в общей системе учебно-воспитательной работы
- 1. Формирование у учащихся мировоззрения как важнейшая воспитательная задача школы
- 2. Основные виды мировоззрения
- 3. Сущность мировоззрения и его внутренняя структура
- 4. Система знаний и идей в содержании школьного образования, позволяющих формировать у учащихся научное мировоззрение
- 5. Глубокое и прочное овладение знаниями – важнейшая предпосылка формирования научного мировоззрения
- 6. Дидактические и воспитательные условия, способствующие переводу знаний во взгляды, убеждения и идеалы личности в системе учебных занятий и внеклассной работы
- 7. Критерии сформированности мировоззрения учащихся
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 27. Организация самовоспитания учащихся
- 1. Стимулирование учащихся к активной работе над собственным развитием и самосовершенствованием – важнейшая задача воспитания. Понятие о самовоспитании и его социальная детерминация
- 2. Основные факторы, побуждающие личность к самовоспитанию, и их использование в процессе стимулирования учащихся к работе над собой
- 3. Организация процесса самовоспитания учащихся и его важнейшие методы
- 4. Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 28. Совместная воспитательная работа школы, семьи и общественности
- 1. Сочетание общественного и семейного воспитания как важнейшая предпосылка повышения его эффективности
- 2. Социально-экономические факторы повышения роли школы в организации воспитательной работы семьи и общественности
- 3. Основные вопросы совместной работы семьи и школы по воспитанию учащихся
- 4. Организационно-педагогическая работа школы с родителями. Органы родительской общественности в школе
- 5. Педагогическое просвещение родителей
- 6. Индивидуальная работа школы с родителями учащихся
- 7. Привлечение родителей к оказанию помощи школе в проведении внеклассной учебно-воспитательной работы
- Литература для самостоятельной работы
- РазделIv. Вопросы школоведения
- Глава 29. Система образования и тенденции ее развития в различных странах
- 1. Развитие образовательно-воспитательных учреждений как важнейшая предпосылка осуществления целей и задач общества в области воспитания. Понятие о системе образования
- 2. Основные факторы развития системы образования
- 3. Особенности системы образования и тенденции ее развития в различных странах
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 30. Учитель, структура его деятельности и профессиональный рост
- 1. Учитель как центральная фигура в школе и его определяющая роль в осуществлении учебно-воспитательной работы
- 2. Проблема профессиональной пригодности учителя
- 3. Структура педагогической деятельности учителя и сущность ее отдельных видов
- 4. Ступени профессионального роста учителя: педагогическая умелость, мастерство, творчество и новаторство
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 31. Классный руководитель в школе
- 1. Классный руководитель в школе, специфика его работы, основные функции и обязанности
- 2. Работа классного руководителя по изучению учащихся
- 3. Работа классного руководителя по созданию и воспитанию ученического коллектива
- 4. Работа классного руководителя по повышению успеваемости, трудовому и нравственному воспитанию учащихся
- 5. Работа классного руководителя с учителями
- 6. Работа классного руководителя с родителями учащихся
- 7. Планирование классным руководителем воспитательной работы
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 32. Управление школой и руководство учебно-воспитательной работой
- 2. Повышение роли совета школы в совершенствовании учебно-воспитательного процесса. Демократизация и гласность в руководстве школой
- 3. Функциональные обязанности должностных лиц школы по организации и руководству учебно-воспитательной работой
- 4. Работа директора и педагогического коллектива школы по обеспечению всеобуча
- 5. Организация и совершенствование учебно-воспитательной работы и контроль за ее качеством
- 6. Руководство внеклассной и внешкольной учебно-воспитательной работой
- 7. Организация помощи в деятельности ученического самоуправления и общественных организаций в школе
- 8. Организация работы с родителями учащихся
- 9. Годовой план учебно-воспитательной работы школы
- Литература для самостоятельной работы