logo
Педагогическая психология Регуш Орлова

2.3.1. Обучение и развитие

Единство концептуального подхода к обучению и соответствующих педагогических техник — условие реализации развивающего подхода в обучении.

На протяжении всей истории российского (советского) образова­ния предпринимались попытки разработки и внедрения в практику обучения психологически ориентированных методических концеп­ций, основанных как на зарубежном педагогическом опыте, так и на разработках отечественных педагогов и психологов. Ученые пытались создать новые модели обучения, направленные на развитие тех или иных психологических процессов, а также личности обучаемых. Раз­витие становится ключевым словом педагогического процесса, как и понятие «обучение».

Системы образования призваны способствовать реализации основ­ных задач социально-экономического и куль турного развития обще­ства, ибо именно школа, вуз готовят человека к активной деятельности в разных сферах экономики, культуры, политической жизни общества.

Вместе с тем школа достаточно консервативна и до сих пор мы придер­живаемся парадигмы обучения, принятой в XIX в. — учитель — учебник (система средств обучения) — ученик. Эта система ориентирована на преподавание, на центральную роль учителя в этом процессе и ученика как объекта этой деятельности.

Когда образование во многих странах мира приобрело характер об­щего, обязательного, возникла необходимость реформирования систем образования, с тем чтобы ученик, студент действительно стал централь­ной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащегося находилась в центре внимания педагогов-исследователей, разработчиков программ образования и средств обучения, админист­ративных работников.

Мнение скептика

Важность такого подхода к образованию точно выразил один видный американский бизнесмен Джон Гриллос. Он заявил, что его мало бес­покоит прочность приобретаемых учащимися знаний в той или иной области, поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и эти знания устаревают подчас раньше, чем учащиеся сумеют иху своить. Гораздо важнее, считает бизнесмен, чтобы на работу приходили моло­дые люди, умеющие самостоятельно учиться работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, профессии, потому что именно этим им придется заниматься всю их сознательную жизнь.

Таким образом, современное общество ставит перед всеми типами учебных заведений задачу подготовки выпускников, способных:

обобщения, сопоставления с аналогичными или аль тернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономер­ности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем;

Наиболее распространенным типом обучения является традици­онное (объяснительно-иллюстративное), базирующееся на основе классно-урочной системы и принципах дидактики, описанных Яном-Амосом Коменским еще в XVII в.

К достоинствам этого типа обучения можно отнести возможность передачи большого объема знаний за сравнительно короткое время; кроме того, учащиеся получают алгоритмы того, как эти знания можно использовать на практике. Вместе с тем это обучение больше ориенти­ровано на память, нежели на мышление. И ученики с различными ин­дивидуально-психологическими возможностями зачастую не успевают за темпом прохождения учебного материала (они так и называются — «неуспевающие ученики»).

Основоположником теории развивающего обучения является Л. С. Выготский. Согласно его теории, движущая сила психического развития — обучение, которое есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у человека не природных, но исторических особенностей человека. В ходе экспериментальных исследований было установлено, что обучение не тождественно развитию. Оно создает зону ближайшего развития, то есть пробуждает и приводит в движе­ние внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка воз­можны только в сфере взаимосотрудничества с окружающими, а затем становятся достоянием самого ребенка.

Зона ближайшего развития — это расстояние между уровнем акту­ального развития ребенка и уровнем возможного развития, определяе­мым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Уровень актуального развития характеризует успехи развития, «итоги развития на вчерашний день», а зона ближайшего развития характеризует ум­ственное развитие на завтрашний день.

Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей, а возможности обучения во многом определяются именно ею.