1. Идея учебной деятельности.
Отличается от школьной, в которой ребенок лишь выполняет множество заданий. В учебной деятельности ребенок преобразует себя из «я не умею» в «я умею». Задача — перенять новый эффективный способ, понять его, овладеть им.
2. Идея обучения понятиям.
Нужно научить детей понятийному мышлению, на основе которого они сами смогли бы выводить правила.
3. Идея формирования способностей мышления.
Развитие инструментальной рефлексии: дети учатся видеть, как они действуют. Для них главным критерием становится осознание того, каким способом нужно действовать, чтобы решить задачу.
4. Идея учебной задачи.
В развивающем образовании учебная задача — сложная форма целостной организации учебной деятельности учеников. Основная задача — формирование учебной цели: на примере многих задач выделить
и освоить всеобщий способ решения всех задач данного класса. Обязательно присутствует самоконтроль и самооценка. 5. Идея заданной формы организации обучения. Специфические учебные задачи возникают у ребенка, когда он обнаруживает недостаточность собственных способов действия. Т огда ему требуется изобрести, построить и освоить новый способ. 6. Идея коллективности учебной деятельности. Способ решения задачи исходно существует как коллективно-распределительная деятельность, а уже потом присваивается индивидуально каждым ребенком. Во взаимодействии со сверстниками формируется самооценка и рефлексия ребенка. Основные положения концепции развивающего обучения по В. В. Давыдову. Усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству учащихся с более частными и конкретными знаниями; последние выводятся учащимися из общего и абстрактного как из своей единой основы. При выявлении предметных источников тех или иных знаний учащиеся должны уметь, прежде всего, обнаруживать в учебном материале генетически исходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний. Это отношение учащиеся воспроизводят в особых предметных, графических или буквенных моделях, позволяющих изучать его свойства в чистом виде. Учащиеся должны уметь переходить от выполнения действий в умственном плане к выполнению их во внешнем плане и обратно. Таким образом, развивающее обучение направлено на развитие умений: ставить собственные учебные цели и на примере немногих задач усваивать универсальные способы решения; содержательного общения друг с другом: умений слушать, слышать, выражать свою мысль. Мнение скептика Учебный процесс по этой системе настолько отличается от традиционного, что зачастую ни учителя, ни родители не могут осознать преимуществ развивающего обучения. А к числу затруднений можно отнести: отсутствие преемственных программ в основной школе; трудности в формировании специальных учебных умений и навыков.