logo
Педагогическая психология Регуш Орлова

3.5.3. Индивидуальные особенности и их учет в обучении

Индивидуальные особенности — это то, что отличает одного человека от другого. Это различия в особенностях нервной системы, темпера­мента, характера, способностей, мотивации, волевой регуляции и др. Специалисты в области дифференциальной психологии учения выде­ляют межиндивидуальные (между людьми) и внутрииндивидуальные (при выполнении разных видов деятельности одним человеком) осо­бенности, к которым относятся различия в скорости, тщательности, мотивации, регуляции действий, когнитивной организации.

Некоторые учителя воспринимают собственные индивидуальные особенности и особенности своих учеников как определенные огра­ничения возможностей. Если у ученика ярко выражено какое-то ка­чество, значит, нужно вести с ним индивидуальную работу, подбирать соответствующие задачи, так как по-другом у он работать не сможет . При этом, конечно, хорошо было б ы, чтобы в классе ра знообразие индивидуальных особенностей было меньше, тогда легче подобрать нужные задачи и организовать работу. Возникает, по сути, новый вари­ант селекции «по индивидуальным особенностям», который немногим отличается от привычного деления класса на «сильных и слабых» или «математиков и гуманитариев».

Учет индивидуальных особенностей в обучении ни в коем случае не должен сводиться к обучению в предпочитаемом учеником стиле. Так как в этом случае для ученика закрывается возможность развития, расширения репертуара способов действия, он попадает в «плен своих

индивидуальных особенностей», которые фатально предопределяют спектр решаемых им задач и сфер активности. Поэтому , учитывая индивидуальные особенности, педагог должен рассматривать их как фундамент, стартовую площадку для индивидуального, личностного развития ученика, площадку, которую надо расширять и наращивать.

Разнообразие индивидуальных особенностей чрезвычайно велико, поэтому встает вопрос о том, что же тогда является для них общим? Нет ли какого-нибудь интегрального психологического подхода, который помог бы учесть все илихотя бы многие из перечисленных индивидуаль­ных особенностей? Наличие такого объединяющего, обобщающего «эле­мента» могло бы существенно облегчить разработку практических реко­мендаций по организации индивидуального подхода к обучению. Одним из таких интегральных подходов, основанных на учете индивидуальных познавательных особенностей людей, являются когнитивные стили.