logo
Педагогическая психология Регуш Орлова

Глава 3.5

Индивидуализация

и дифференциация обучения:

учет возрастных, половых

и индивидуальных особенностей

учащихся

Между одними людьми и другими дистанция гораздо большая, чем между некоторыми людьми

и животными. М. Монтень

Основные понятия: индивидуализация обучения, дифференциация обучения, ведущий вид деятельности, социальная ситуация развития, психологические новообразования, социально-психологические сте­реотипы маскулинности и фемининности, когнитивный стиль, функ­циональная асимметрия головного мозга.

Необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения является «общим» местом в педагоги­ческой психологии, дидактике и методике. Все дети разные, поэтому каждый студент и учитель знает, что на уроке необходим индивидуаль­ный, дифференцированный подход к каждому ребенку. Именно тогда создаются необходимые условия для максимально полного всесторон­него развития ребенка, возникает комфортная для каждого учащегося образовательная среда, находят свое решение многие проблемы не­успевающих школьников.

Многие педагоги и психологи используют термины индивидуализа­ция, и «дифференциация» как синонимы, но, на наш взгляд, каждый из них имеет собственное содержание. Дифференциация обучения предус­матривает наличие у учащегося возможности выбора собственного обра­зовательного маршрута в рамках существующей системы образования. Это и выбор школы (частной или государственной, российской или за­рубежной), и выбор профиля обучения (специализированные классы и

школы — гуманитарные, математические и т д.), возможность сдать экза­мены экстерном, выбор факультативных предметов. Индивидуализация же обучения — это создание условий для учета индивидуальных особен­ностей учащегося в рамках выбранного им образовательного маршрута. О том, какие это особенности и как их учитывать, пойдет речь далее.