logo
Педагогическая психология Регуш Орлова

4.2.1. Педагогическое общение

В определенном смысле педагогическую психологию можно рассматри­вать целиком через призму общения, так как практически все стороны обучения и воспитания опосредованы общением.

Педагогическое общение — это профессиональное общение учи­теля с учащимися, их родителями, педагогическим коллективом и администрацией школы. Профессиональное общение предполагает принятие учителем ответственности за установление контакта и раз­витие взаимодействия с другим человеком, а также — способность осознанно применять профессиональные знания и умения в процессе организации этого взаимодействия.

Эффективное педагогическое общение обеспечивает такую эмо­циональную атмосферу на уроке, которая способствует проявлению у школьников интереса к учебным предметам; установлению здоровых межличностных отношений между учениками и учителем; их личнос­тному росту.

В. А. С ухомлинский п одчеркивал в ажность в оспитания с ловом, слово педагога обращено не только к слуху — к сердцу каждого. Мудрость педагога он видел в сохранении детского доверия к нему , в желании ребенка общаться с учителем как с другом и наставником. Педагоги-новаторы доказали, что эффективное обучение возможно в основном на позициях педагогики сотрудничества, предполагающей умение учителя идти нав стречу детям, вставать на точ ку зрения ре -бенка, как на платформу, с которой можно повести его за собой.

С позиции деятельностного подхода общение — это сложный про­цесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя выра­ботку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания дру­гого человека (А. В. Петровский). По Б. Г Ананьеву, человек — субъект трех видов деятельности — труда, познания, общения. Педагогическое общение — это форма взаимодействия людей в совместной учебной деятельности.

Согласно концепции А. Маслоу, у каждого человека есть потреб­ность в общении — необходимость поделиться горем или радостью. С этой точки зрения общение — это процесс межличностного взаимо­действия, направленный на удовлетворение различных актуальных потребностей партнеров. Блокирование потребности в общении при­водит к стрессовым состояниям.