4.2.1. Педагогическое общение
В определенном смысле педагогическую психологию можно рассматривать целиком через призму общения, так как практически все стороны обучения и воспитания опосредованы общением.
Педагогическое общение — это профессиональное общение учителя с учащимися, их родителями, педагогическим коллективом и администрацией школы. Профессиональное общение предполагает принятие учителем ответственности за установление контакта и развитие взаимодействия с другим человеком, а также — способность осознанно применять профессиональные знания и умения в процессе организации этого взаимодействия.
Эффективное педагогическое общение обеспечивает такую эмоциональную атмосферу на уроке, которая способствует проявлению у школьников интереса к учебным предметам; установлению здоровых межличностных отношений между учениками и учителем; их личностному росту. В. А. С ухомлинский п одчеркивал в ажность в оспитания с ловом, слово педагога обращено не только к слуху — к сердцу каждого. Мудрость педагога он видел в сохранении детского доверия к нему , в желании ребенка общаться с учителем как с другом и наставником. Педагоги-новаторы доказали, что эффективное обучение возможно в основном на позициях педагогики сотрудничества, предполагающей умение учителя идти нав стречу детям, вставать на точ ку зрения ре -бенка, как на платформу, с которой можно повести его за собой. С позиции деятельностного подхода общение — это сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека (А. В. Петровский). По Б. Г Ананьеву, человек — субъект трех видов деятельности — труда, познания, общения. Педагогическое общение — это форма взаимодействия людей в совместной учебной деятельности. Согласно концепции А. Маслоу, у каждого человека есть потребность в общении — необходимость поделиться горем или радостью. С этой точки зрения общение — это процесс межличностного взаимодействия, направленный на удовлетворение различных актуальных потребностей партнеров. Блокирование потребности в общении приводит к стрессовым состояниям.